Мороз Олег
Мороз Олег Николаевич родился 25 июля 1970 года в Краснодаре. Окончил КубГУ (филолог, 1997), преподаватель русского языка и литературы по специальности «Филология». Доктор филологических наук, профессор кафедры теории журналистики Кубанского государственного университета.
Автор книг «Историософская концепция А. Платонова: вселенная — человек — техника» (2001), «Художественные искания в русской литературе ХХ века. О поэзии Н. А. Заболоцкого и прозе А. П. Платонова» (2007), «Генезис поэтики Николая Заболоцкого» (2007) и многочисленных публикаций, посвященных истории русской и зарубежной литературы ХVIII — ХХ веков.
Живет в Краснодаре.
Философско-эстетические факторы прозаизации поэтического письма Юрия Одарченко
Когда Одарченко писал об «отталкивании от лирики», он (в первую очередь) имел в виду работу с ходасевической «прозой в поэзии», в результате которой стихи приобретали черты, свойственные для эпики.
Читать далее«Проза в поэзии»: полемический диалог Юрия Одарченко с В.Ф. Ходасевичем
Авторская позиция в произведениях Одарченко возникает в результате сдвига лирического сюжета в сторону эпики, овнешняющего художественную действительность, а не задаётся в готовом виде.
Читать далееСпецифика поэтического письма Юрия Одарченко: «отталкивание от лирики»
До 1946 г., пока у него не появился опыт прозаического письма, поэзия Одарченко была исключительно лирической. Это обстоятельство позволяет утверждать, что к реализованной в «Деньке» мысли об «отталкивании от лирики» писатель пришёл под влиянием прозы; нетрудно даже сказать – чьей.
Читать далееЮрия Одарченко до книги «Денёк»: хронология творческой деятельности
Зрелое творчество Одарченко, представленное книгой стихов «Денёк» (1949), а также его рассказами и эссе, в определённом смысле цельно и монолитно: и поэзия, и проза, и даже эссеистика писателя содержат одни и те же образы, мотивы, идеи. Варьируя их, Одарченко, в сущности, дополняет и уточняет свою художественную философию и тем самым даёт понять, что граница, разделяющая у него поэзию и прозу, проницаема.
Читать далееСпецифика поэтического письма Юрия Одарченко: «отталкивание от лирики»
До 1946 г., пока у него не появился опыт прозаического письма, поэзия Одарченко была исключительно лирической. Это обстоятельство позволяет утверждать, что к реализованной в «Деньке» мысли об «отталкивании от лирики» писатель пришёл под влиянием прозы; нетрудно даже сказать – чьей.
Читать далееПереосмысление поэтики карамзинизма в эпопее С.С. Боброва «Древняя ночь вселенной»
Происходящее в эпопее «Древняя ночь вселенной» с её главным лицом – Нешамом-душой – выражает опыт существования Боброва; а это значит, что признание слепца в Рамае истинного наставника и очарование чувственностью Тавы, – всё это моменты осознания поэтом событий своей жизни.
Читать далееПоэзия М.М. Хераскова, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина в эпосе С.С. Боброва «Древняя ночь вселенной»
Важнейший биографический подтекст «Ночи» связан с именем М.М. Хераскова. Он и есть тот «пастырь» со свирелью, живший на «волшебных холмах», о котором Бобров писал в строфоиде, отсылающем к московскому периоду его жизни.
Читать далее«Высочайшее просвещение… от самой добродетели в теле…»: воплощение образа Иисуса Христа в эпопее С.С. Боброва «Древняя ночь вселенной»
Критика учения о воображении, учения, уточняющего положение Поупа о смешении страсти и разума, открывает для поэтической мысли Боброва возможности картезианского философского метода.
Читать далееПроблема автобиографического письма в эпосе С.С. Боброва «Древняя ночь вселенной»
Важнейшим эффектом экзистенциализации аллегорического письма Боброва, возникшим под воздействием картезианского учения о мыслящей вещи, является автобиографизм «Ночи».
Читать далееРасставание с эпохой Просвещения: философская полемика С.С. Боброва в эпопее «Древняя ночь вселенной» с «Опытом о человеке» А. Поупа
В своей эпопее «Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец» Бобров даёт, и это примечательно, детальный портрет Рамая-губителя – перед читателем предстаёт и «весь образ», и «каждая черта особо».
Читать далееСпецифика жанровой модели «аллегорическое путешествие в поисках истины» в эпопее С.С. Боброва «Древняя ночь вселенной»
Эпос Боброва «Священная ночь вселенной, или Странствующий слепец» отнюдь не является «поэтической историей человечества до Христа» [5. С. 98]. Религиозные и философские учения изображенных в поэме народов и стран – зримый образ (всякий раз иных) отношений души и разума.
Читать далееМорально-философская проблематика эпопеи С.С. Боброва «Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец»
Нет необходимости, расточая слова и силы, доказывать значимость поэзии Семена Боброва. При жизни Бобров пережил и взлеты (не слишком, впрочем, высокие), и падения (не столько гибельные, сколько обидные); после смерти был забыт, и не единожды; его открывали снова и снова, но всякий раз непрочно – как надлежащий учету талант, без которого картина отечественной поэзии, конечно же, будет не полная (но всё-таки – чего уж лицемерить! – вряд ли станет иной).
Читать далееНужный поэт: путь Юрия Кузнецова к символу
Поэзия Кузнецова до сих пор во многом остаётся загадкой. В ней удивительным образом сочетаются яркая (самим поэтом постоянно педалировавшаяся) индивидуальность и родовая всеобщность, которая, заметим, связана не только с национальной фольклорно-мифической традицией, но и с традициями западноевропейского искусства.
Читать далееНужный поэт: путь Юрия Кузнецова к символу
Поэзия Кузнецова до сих пор во многом остаётся загадкой. В ней удивительным образом сочетаются яркая (самим поэтом постоянно педалировавшаяся) индивидуальность и родовая всеобщность, которая, заметим, связана не только с национальной фольклорно-мифической традицией, но и с традициями западноевропейского искусства.
Читать далееДуша человеческая и мир в рассказах Ю. Казакова «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал»
Рассказы Казакова «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал» – своеобразная дилогия, произведения, дополняющие друг друга. Тоска отца в «Свечечке», когда не знаешь, куда деваться, «хоть вешайся» [1, с. 429], – не пустые слова; за ними – история самоубийства Мити, друга Рассказчика, история, поведанная им в «Во сне...».
Читать далееРелигиозно-философский план в рассказе Ю. Казакова «Адам и Ева»
Обозначенный в подтексте «Нестора и Кира» конфликт с большим художественным мастерством и тонкостью поэтического письма изображён Казаковым в рассказе «Адам и Ева» (1962).
Читать далееПоэтика Юрия Одарченко: смех против речи
Исследователи творчества Одарченко отмечают тот факт, что произведения поэта содержат своеобразный комический эффект; правда, смысловое содержание его не поддаётся «расшифровке».
Читать далееДругой Ю. Казаков: религиозно-философский план в рассказах писателя
Ю.М. Павлов в статье о Казакове – на наш взгляд, это лучшая работа о Казакове, – отмечал «естественную аполитичность» [2, с. 149] писателя. Мы полагаем, что эта особенность связана с религиозно-философским подтекстом, создающим в рассказах Казакова практически никогда не сводимую к однозначности смысловую полифонию.
Читать далееЧто ожидает Россию, или Пьеса «про семью»
Гармония внутри хаоса. Заметки о романе Юрия Козлова «Новый вор». Часть пятая.
Читать далееВероисповедальная санкция «нового патриотизма»
Гармония внутри хаоса. Заметки о романе Юрия Козлова «Новый вор». Часть четвёртая.
Читать далееПрикладная экология человека-цифры
Гармония внутри хаоса. Заметки о романе Юрия Козлова «Новый вор».
Часть третья.
Родословная «исправителей мира»
Гармония внутри хаоса. Заметки о романе Юрия Козлова «Новый вор». Часть вторая.
Читать далееИстория предательства: об обстоятельствах создания книги поэм В. Луговского «Середина века»
В 1957 году Луговской выпустил книгу поэм «Середина века». Это масштабное и чрезвычайно своеобразное произведение сыграло важную роль в процессе развития поэтической культуры 1960-х годов.
Читать далее