Трагедия коллективизации в романе Василия Белова «Кануны»

После трагедии 1917 года прошло чуть больше 10 лет, когда в Стране Советов началась коллективизация. Она была призвана как начало увеличения продуктивности сельского хозяйства, но на деле обернулась террором против крестьян, их массовым переселением в города и, как следствие, гибелью деревни. Процесс коллективизации нашёл отражение в произведениях таких писателей, как Андрей Платонов повесть «Котлован», Михаил Шолохов роман «Поднятая целина», Борис Можаев роман «Мужики и бабы» и многих других. Одним словом, в советской литературе эта тема представлена широко. Однако, по нашему мнению, наиболее правдиво и полно коллективизация показана в трилогии Василия Ивановича Белова «Час шестый».

События первых лет существования советского государства представляются нам болезнью, причём болезнью жестокой. Жестокость эта в первую очередь была направлена на простого русского человека – крестьянина и христианина.

Юрий Павлов в статье «Сергей Есенин: „Я хочу быть жёлтым парусом…”, говоря о поэме «Страна негодяев», подчеркивает, что автор наделяет главного представителя советской власти Чекистова характерным качеством – ненавистью к «русскому равнинному мужику». Василий Иванович Белов в своём романе «Кануны» 1972 года из трилогии «Час шестый» как бы продолжает мысль Есенина об этой ненависти социалистического строя к народу. Он рассказывает о жестоком времени коллективизации и о том, как на его фоне ломаются судьбы русских людей.

Система персонажей романа разнообразна: здесь присутствуют и представители духовенства – поп Рыжко и отец Ириней, смотрящие на веру, кажется, под разным углом, и отдавший всё советской власти дворянин Владимир Сергеевич Прозоров и секретарь Вологодского губкома Иван Михайлович Шумилов. Несмотря это многообразие, главные герои романа – это крестьяне, жители деревень Шибаниха и Ольховица: молодёжь и старики, семьи, живущие на широкую ногу, и бедняки, приходящие в дома к односельчанам на ужин или обед. Именно их взаимодействию с советской властью, а точнее её местными представителями и посвящён роман.

И, если одни из этих местных представителей, например Микулёнок, председатель сельсовета, принимает уклад деревенской жизни и русского человека, то другие, такие как Игнаха Сопронов, секретарь партячейки, искренне ненавидит как деревню, так и живущих в ней людей, их душу и самую суть, которую в своей молитве обозначил дед Никита: «О, хлеб насущный! Многотрудный, всесильный наш!.. Господи, господи … И днём и ночью гласишь, в зиму и лето, от рождения человеческого до смертного краю…Приди в закрома! Дай силу рукам человеческим, ясную зоркость уму и торжество бессмертной душе! Младенца установи на крепкие ноги, вдовицу утешь, приласкай сироту… Недруга напитай! Пускай потухнет его лютая злоба и стихнет потрясение нестойкой души. С тобой да сгинут везде страдания и смуты…». [1] Именно против этих христианских идеалов русского человека и будет направлена социалистическая машина-уничтожитель.

Одной из основных задач советской власти было преобразование общества, ведь в коммунистической стране самый главный социальный класс – это пролетариат, т.е. класс рабочий, никак не самостоятельное крестьянство, а первичная ячейка общества – это не семья, как было испокон веков, а трудовой коллектив. Не удивительно, что первыми под удар попали именно частная собственность и институт семьи. 

Эти тенденции находят своё отражение в романе «Кануны». Самым ярким примером разрыва внутрисемейных и исторических связей являются отношения Игнатия и Селиверста Сопроновых с собственным отцом. На старости лет инвалид Павел Сопронов остаётся один, каждые 2-3дня его из одного дома в другой перетаскивают сыновья, которые так и не смогли договориться, кто же будет ухаживать за пожилым отцом.

Кульминацией конфликта отцов и детей становиться ситуация, когда старший Сопронов помогает другим старикам высечь своего младшего сына Сельку за разбитые в церкви окна – прямое надругательство над верой, Игнаха, старший сын, остервенев от ненависти, пишет пасквиль на собственного отца.

Последствия, конечно, не заставили себя долго ждать. В деревню приехала «уездная чрезвычайная тройка» и арестовала всех участников порки. Этот эпизод романа наглядно показывает то, как советская власть и партийные органы уже на первых этапах коллективизации, этих самых «канунах» разрушительно влияли на ценностную систему жителей деревни. Апофеоз партийной мысли выражает Белов, описывая внутренние переживания всё того же Игнахи Сопронова - «Он ничего не прощал людям, он видел в них только врагов, а это рождало страх, он уже ни на что не надеялся, верил только в свою силу и хитрость. <…> весь мир живёт только под знаком страха и силы».[2]

Игнатий Сопронов в идеологическом смысле – разрушитель. Разрушитель тысячелетних крестьянских устоев, доброты, любви, честности, дружеских связей, своей семьи и чужих семей. Василий Белов даёт чёткую характеристику этому герою устами других, они называют его «нехристь» и «зверь». К такому человеку, как говорит автор романа, можно испытывать лишь «непонятное чувство брезгливости и презрения». Именно это и чувствует полная противоположность Сопронова, созидатель по натуре – Павел Пачин.

Через образ этого героя Василий Белов передаёт традиционные христианские ценности. На протяжении романа Павел создаёт семью, берёт ответственность не только за себя, но и за других. Этому герою знаком созидательный труд, сколько сил физических, материальных и духовных он вкладывает в создание мельницы.

И, если взять в расчёт, что Игнаха Сопронов – это олицетворение советской идеологии, то сразу становиться понятна его абсолютная ненависть к крестьянину Павлу Пачину, как к носителю православной истины. «А потому, что ты и сичас… Первый мой недруг! Это нам на роду было написано, врагами родились.» [3] Закономерно, что конфликт между этими героями заканчивается желанием Сопронова убить представителя русского народа. «Ежели не убьёшь… я … я тебя убью, все одно…» [4] Однако добро всегда побеждает зло. Василий Белов верит в правду народную, и она побеждает. В конце романа случается осечка и Павел Пачин остаётся жив.

 Трагедия коллективизации заключается в насаждении идеалов чужой культуры в России, насильственном изменении сущности национальной крестьянской жизни, подмене православной истины истиной социалистической, чуждой «русскому равнинному мужику». Это и привело к настоящей трагедии – к истреблению духовности в русском человеке.  Этот процесс истребления продолжался в течение всего существования СССР и, к сожалению, идёт до сих пор.

Использованные источники:

[1] Белов В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т. – 1. Роман, рассказы. – М: Современник,1983. с. 291

[2] Белов В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т. – 1. Роман, рассказы. – М: Современник,1983. с.283

[3] Белов В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т. – 1. Роман, рассказы. – М: Современник,1983. с. 203

[4] Белов В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т. – 1. Роман, рассказы. – М: Современник,1983. с. 316

23.05.2023

Статьи по теме