23.10.2020
Мужское и женское в творчестве В. М. Шукшина и В. И. Лихоносова
Федор Михайлович Достоевский писал: «Тот, кто хочет увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви» [2], эти слова открывают для нас простую истину: жизнь человеческая основана на любви. Если любви не будет, то и жизни не будет. Наступит сразу очень быстрая гибель, смерть этого мира. Однако, понимание любви вне религии отворяет границы пошлости, искажая жертвенную, крестную ее природу. Она неотделима от страданий, от большого труда и самопожертвования, будь то любовь к Богу, всем людям или супругу. Нерелигиозный взгляд на любовь приводит и к тому, что люди начинают ставить вопрос о материальном благополучии выше духовного единства в отношениях. Любовь расценивается не как дар свыше, а как «план», который «как ни странно» чаще всего рушится, так как человек не способен учесть все факторы, от которых зависит осуществление его замыслов. С христианской точки зрения жизнь человека зависит более всего от Бога.
К сожалению, подобное искаженное понятие любви очень часто транслируется в искусстве, в частности литературе второго сорта, которая проста для прочтения и понимания, так как в основе ее чаще всего лежат проблемы «заземленного», материального характера. Такие «бульварные» романы, детективы и мелодрамы лишь закрепляют в людях, нетвердых в вере, опошленное представление о любви, как норму или даже «идеал».
Именно поэтому обращение к литературе духовной, христианской, традиционной видится как никогда необходимым. Именно она способна воспитать здоровое отношение к любви, нацелить человека на духовное совершенствование.
Некоторые критики видели и видят в «деревенской прозе» нечто архаичное, неактуальное. Некоторые нечто утилитарно-претенциозное, фактическое описание деревенской жизни: от строения домов до одежды и утвари людей. Ю. Селезнев предлагает «проникнуть в истинный дух и смысл деревенской прозы, которые большинство критиков намеренно пропускает» [7], «деревенская проза» продолжает видеть в народе идеал красоты, правды, добра, а значит, показывает и утверждает обоснованность его (народа) исторического движения в будущее» [7], – вот настоящее значение «деревенской прозы» – продолжать традиции русской классической литературы. Не случайно Ю.Селезнев назвал это направление не деревенской, а традиционной литературой.
Немногие критики понимали, что за «деревенской прозой» стоит настоящий русский «народный образ», потому что человек, проживающий в деревне, как никто, хранит в себе духовные, нравственные ценности. Не случайно В. М. Шукшин в «Воспоминаниях о «Малой Родине» говорил: «нигде больше не видел такой целесообразности, такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда – крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там» [12], – писатель, родившийся в Алтайской деревне, как никто, чувствовал, какую ценность имеет сохранение прежнего уклада жизни, как минимум, в провинции. Понимание этого озаряло творчество писателей «деревенщиков», В. Шукшина в частности, светом настоящей чистой христианской любви.
К писателям данного направление литературы XX века, хранителям традиционных ценностей и веры в добро и красоту, нельзя не отнести Виктора Ивановича Лихоносова. Про его творчество Твардовский говорил: «Проза у него светится…» [8]. И это не случайно, сам писатель признавался в одном из интервью: «Всё, чем я живу – есть любовь» [3], – каждый рассказ его пропитан теплыми лучами искренней, христианской любви. Герои его произведений несут в себе образец духовности, естественности, простоты. Однако даже в этой красоте слова некоторые «острые» критики смогли найти нечто устаревшее, непонятное, архаичное. В статье «Несчастье Лихоносова» журналистка с говорящей фамилией Катерина Беда пишет: «Репутация Лихоносова, как большого писателя – это дела минувшего, советского времени…» [1]. Навязывается вопрос, дела какого времени литература Достоевского, Толстого, Пушкина?..
Одной из самых замечательных работ В. Лихоносова является повесть, рассказывающая о молодой любви, влюбленности – «Чалдонки». Сам автор говорил про нее: «Мне порою казалось, что и заставил меня дописать забытую читателем простенькую повесть «Чалдонки» кто-то неведомый. И рукою моей водил кто-то такой же...» [6], – в этом не стоит сомневаться, любовь, посланная героя Богом, здесь смотрит не на выгоду, не на внешнюю красоту, а на то, что заложено глубоко внутри – на свет, на духовность.
Мир, с которым знакомит нас Лихоносов, уникален. Действия происходят в селе Остяцк Новосибирской области. Это – географически маленькое место на севере России с особым укладом быта людей, с их особыми традициями и образом жизни, где сконцентрирован русский, сильный дух. Чалдоны (у писателя ласково «чалдонки») это – потомки первых русских переселенцев в Сибирь. Как говорит Лихоносов в произведении: «Чалдоны – это коренные сибиряки». В настоящее время они – вымирающая этническая группа, сохраняющая свою обособленность и традиции только в отдалённых сибирских деревнях.
Описывая Остяцк, автор будто бы рисует картину – каждую черту наносит осмысленно – ведь сам он родился в Сибири, в Кемеровской области, где прошли первые годы его юности, вероятно, здесь он впервые почувствовал любовь, и не только в людей, но и в Бога. Повесть «Чалдонки» посвящена Юрию Назарову – близкому другу Лихоносова, вероятно, как воспоминание, или просто отсылка к юности, к тому периоду человеческой жизни, для которого свойственны безбрежная уверенность в завтрашнем дне и периодически вспыхивающее чувство влюбленности.
Главного героя произведения – Мишу – постоянно охватывают трепетные чувства: будь то восхищение природой или симпатия к девушке – все они затрагивают героя до глубины души. Еще по пути в село Остяцк, куда Миша едет на практику, он любуется осенним пейзажем, открывающимся из окон вагона, восхищается его красотой. По словам автора, «Мишка молчаливо сидел в стороне, разглядывал светлевшие мало-помалу поля и хотел записывать, какая вокруг осень, какой дождь, дороги, дальнее кружение росистых полян, какие женщины на крыльце и какое тихое восхищение у него на душе от всего, от всего» [6]. Юноша восприимчив к божественной красоте природы и человека.
В молодости чище сердце и сильнее чувства, потому что человек не потерял еще юношеской готовности к подвигу. В послании апостола Павла к Фессалоникийцам есть такие слова: Духа не угашайте (1 Фес 5:19). Не нужно поливать холодной водой горячее сердце. А горячие сердца чаще всего бывают в молодости. Довольно часто человек оказывается не в состоянии сохранить это горение в зрелом возрасте.
По приезде в село в Мише рождается светлое и сильное чувство к простой, доброй девушке Варе. Она повзрослела гораздо раньше своих сверстниц, у неё уже есть двое детей. С появлением Миши жизнь героини изменилась – в ней тоже появилось живое и тёплое чувство к юноше. Возможно, в нем Варя увидела родственную душу. Быстро ушедшая юность, будто бы вновь проснулась в ней. Их влюбленность не опорочена пошлостью, не направлена на поиск выгоды. Герои наслаждаются духовным единством, возникшим между ними.
Влюбленность – это цветок, который должен принести плод. Но очень часто такие цветочки оказываются пустоцветами и плода не приносят. Бывает и так, что цветочек маленький, а плод большой. А бывает наоборот – огромный, вроде бы красивый цветок, а плода никакого, или маленькое, несъедобное семечко.
Влюбленность сама по себе может быть очень хорошим, счастливым периодом жизни. Но нужно, чтобы она принесла любовь, развилась в нее. Ведь любовь – это другое. Влюбленность – это чувство, а любовь с устроение сердца человека. Чувство мимолетно, оно сегодня возникло, завтра куда-то ушло. А сердце, когда оно познало настоящую любовь, уже не изменит ей никогда, потому что нет в этом мире ничего более прекрасного, ничего более крепкого и надежного, более чистого и бескорыстного, более светлого и преображающего человеческую душу, чем подлинная, божественная любовь.
Та влюбленность, которая возникла между героями, не могла развиться в большую любовь, но она непременно оставила свой светлый след в каждом из них. Находясь рядом, герои не произносят много слов их чувства молчаливы и искренни. Молодые люди объясняются молча. Одно утро они проводят вместе, позволяя лишь на некоторое время чувству любви наполнить их сердца. Дальше каждый из героев вернётся к своей обычной жизни, сохраняя этот прекрасный момент в своём сердце навсегда.
В. Лихоносов однажды сказал: «Пройдет время, и любой пустяк трогателен и дорог будет» [4], – пускай, то, что случилось с героями было лишь пустяком, но таким, который всегда будет храниться в их сердцах, как луч ясного солнца.
Мы, к сожалению, стали реже обращать внимание на зарождающееся в нас чувство любви и ценить его преображающую душу сущность. Стремимся заглянуть вперёд – на дальнейшую эволюцию отношений – оценить полезные перспективы, иногда ускорить развитие событий. И в этой рациональной погоне за непонятыми ощущениями не видим настоящих ценностей – ценностей влюбленности – ведь именно она является семечком большой и настоящей любви.
Еще один мастер слова, писатель-«деревенщик» Василий Шукшин о любви написал: «А любить надо. Так же, как мы невольно заслоняемся от удара, так и любить надо – непроизвольно. Мы с этим родились. Это наш инстинкт» [10]. Любовь в его творчестве сила светлая, духовная, преображающая. Ю. Селезнёв говорил, что большинство рассказов В. М. Шукшина – это «эпизод из жизни, но такой, в котором открывается судьба человека», а главная черта, характеризующая большинство центральных персонажей писателя, – это «широкая человеческая душа». С этим трудно поспорить, моменты влюбленности, любви в его работах открывают перед нами души его героев – светлые, искренние, добрые.
В рассказе Шукшина «Гринька Малюгин» обыкновенный деревенский водитель влюбляется в девушку – корреспондентку. Его чувство – не настоящая любовь, а лишь некая увлечённость. Девушка также не осталась равнодушной к молодому человеку – она жалела его, как жалели многие односельчане, считавшие Малюгина хорошим, работящим, но несколько «придурковатым» парнем. И пусть даже корреспондентка не сдержала своего обещания навестить молодого человека, пусть обманула его надежды, но зёрнышко любви, зароненное в сердце простого шофёра, дало свои всходы. Малюгин начинает писать стихи, нескладные, смешные. В Гриньке возникла потребность высказать всё, что лежит на душе. Этот факт лишь подтверждает мысль Ф. М. Достоевского о том, что «любовь перерождает нас самих».
Любовь в изображении Шукшина всегда светла, чиста, благородна. Любящее сердце обладает особой мудростью и чуткостью, оно способно понять чужую боль и страдание. В рассказе «Классный водитель» любовь к деревенской красавице Насте помогла шофёру Пашке Холманскому сохранить рушащееся счастье двух сердец. Холманский неожиданно понял, что девушка никогда его не полюбит, что она страдает из-за разлуки со своим женихом, а причиной ссоры является он, Пашка. «Классный водитель» отвозит Настю к её жениху и примиряет их, хотя у самого на сердце мучительная боль. «Как дай вам бог любимой быть другим». Эта строчка пушкинского стихотворения о благородной любви, способной на жертвы ради любимой, очень ярко характеризует Холманского, сумевшего преодолеть свой эгоизм. Урок любви не прошёл для него даром. Он понимает, что в любви важно не требовать от понравившегося тебе человека всего, чего тебе хочется, а дарить ему своё внимание, доброту, нежность, участие – жертвовать.
Другой рассказ Шукшина – «Степкина любовь», повествующий о бескорыстной и чистой любви простого деревенского водителя Васьки к певице Элле, вызвал недоумение у критика Генриха Митина. В статье «Закон есть закон» [11] критик не соглашается с тем, как автор показывает выбор Эллочки между ухаживающим за ней, но «колеблющимся» Васькой и решительным, но малознакомым Стёпкой. «Неумение в данном случае выделить существенное, закономерное и в этом смысле типическое, – делает вывод Митин, – означает поверхностность взгляда и приводит не только к снижению эстетической ценности рассказа, но и к тому, что читатель рассказа вряд ли согласится с лирической авторской оценкой происходящего». Такое поверхностное отношение к творчеству Шукшина возмущает правого русского критика Вадима Кожинова. В ответ Митину в статье «Язык Искусства» он пишет: «На мой взгляд, критик (речь о Генрихе Митине. – прим. авт.) вообще не анализирует рассказ как художественное произведение. Он разбирает его как некий очерк, как своего рода информацию о жизненном происшествии. И очень знаменательно, что сам Г. Митин как бы оправдывает себя, говоря о рассказах типа «Стёпкиной любви»: «Это даже не рассказы, а то, что в живописи называют этюдами с натуры. Но этюды, это ещё не картины», то есть не художественные произведения в собственном смысле» [11], – для того, чтобы оценивать «деревенскую» прозу нужно не столько литературное образование, сколько открытое к вере сердце и понимание христианского взгляда на любовь. Очевидно, что последнее было для Митина чем-то «далеким», потому взгляд его на рассказы Шукшина крайне узколоб и ограничен.
Виктор Лихоносов однажды сказал: «Нынче я бы вообще не посмел что-то писать. Я бы испугался этого разгула наглости и почти полной пропажи в обществе некогда знакомых мне наивности, простодушия, идеализма…» [5]. Но все же он писал, и творчество его озаряло и будет озарять сердца людей, даря им осознание ценности настоящей любви.
Благодаря таким писателям как Лихоносов и Шукшин, мы понимаем – в какие бы времена мы ни жили, какие трудности ни переживали на своём пути, любовь всегда будет той всеобъемлющей силой, которая способна преобразить мир и человека, сделать жизнь лучше, чище, благороднее. «Только ею, только любовью держится и движется жизнь» [9], – утверждал в своём стихотворении в прозе Тургенев. Любовь – это тот архимедов рычаг, который может перевернуть не душу человека, но и весь мир.
Библиографический список:
1. Беда К. Несчастье Лихоносова [Электронный ресурс]. – URL: http://ngkub.ru/kultura/neschaste-likhonosova (дата обращения: 04.05.2020).
2. Достоевский Ф.М. Литературный дневник [Электронный ресурс]. – URL: https://stihi.ru/diary/idaho/2019-10-15 (дата обращения: 04.05.2020).
3. Лихоносов В. И. Все чем я живу есть любовь [Электронный ресурс]. – URL: www.livekuban.ru/in-life/vsye-chem-ya-zhivu-est-lyubov/ (дата обращения: 04.05.2020).
4. Лихоносов В. И. Интервью [Электронный ресурс]. – URL: https://godliteratury.ru/projects/viktor-likhonosov-ya-zaprygnul-v-posle (дата обращения: 04.05.2020).
5. Лихоносов В. И. Интервью с писателем [Электронный ресурс]. – URL: https://godliteratury.ru/projects/viktor-likhonosov-ya-zaprygnul-v-posle (дата обращения: 04.05.2020).
6. Лихоносов В.И. Чалдонки [Электронный ресурс]. – URL: http://moloko.ruspole.info/node/7591 (дата обращения: 04.05.2020).
7. Селезнев Ю.И. Вечное движение. – М., 1976.
8. Твардовский А.Т. О В.И. Лихоносове [Электронный ресурс]. – URL: https://godliteratury.ru/projects/viktor-likhonosov-ya-zaprygnul-v-posle (дата обращения: 04.05.2020).
9. Тургенев И.С. Воробей [Электронный ресурс]. – URL: https://rvb.ru/turgenev/01text/vol_10/02senilia/0231.htm (дата обращения: 04.05.2020).
10. Шукшин В.М. [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2015/07/30/pisatel.html (дата обращения: 04.05.2020).
11. Шукшин В.М. в «Литературной газете» [Электронный ресурс]. – URL: https://litrossia.ru/item/7250-vasilij-shukshin-v-literaturnoj-rossii/ (дата обращения: 04.05.2020).
12. Шукшин В.М. Слово о «Малой Родине» // Родная Кубань. – 2019. – №2. – С. 109.
23.10.2020
Статьи по теме