Казачество в творчестве В.И. Лихоносова и Н.В. Гоголя

Виктор Иванович Лихоносов – достойный писатель современности, в литературе и в жизни он всегда идёт «от родного». « С любовью, с нежностью и болью пишет ту низовую, окраинную жизнь, жизнь «с коровы», с базара, с огородца, с пенсий, жизнь, которую не принято ни фотографировать, ни «отражать» в очерках…» - писал Александр Трифонович Твардовский. И действительно, нежность и чуткость, с которой Лихоносов пишет о любимой земле читается между строк, каждое предложение пропитано любовью к скромной деревенской жизни, родным просторам и людям. Самые простые и на первый взгляд скучные для современного автора вещи оживают под пером Виктора Ивановича: проникаешься и маленькими деревенскими домиками, раскинувшимися около них огородами, сельским бытом и шумными гуляньями.

Важное место в творчестве Виктора Ивановича Лихоносова занимает тема казачества. Рассказы и очерки писателя о кубанских казаках являются кладезью истории и традиций. Они вобрали в себя не только любовь Лихоносова к Кубани, но и весь колорит кубанского казачества. Поразительно, как глубоко полюбил сибиряк, казалось бы, чужой ему край и как быстро Кубань стала для него второй Родиной.  «Кубань – это частица России, и, где бы я ни жил, мне всякий уголок чем-то близок»- разъяснял потом писатель.  Историчность и литературную ценность произведений Лихоносова отмечали Юрий Павлович Казаков, Борис Константинович Зайцев, Юрий Иванович Селезнёв и другие современники.

В его произведениях посвященных казачеству нет пышных, избитых речей, всё описывает Лихоносов с чувством, без фальши, проживая вместе со своими героями мгновения их жизни, тонко ощущая каждого из них.

На страницах его книг встречаются самые разнообразные судьбы и образы, и настолько они родные и понятные, что чувствуется участие во всей истории. Так и с казаками. У Виктора Ивановича они разные, но в то же время эти люди объединены общими традициями и верой, понятными русскому человеку. Главным же для столь разных казаков является одно: любовь к Богу и дому.

Эта любовь красной нитью проходит через все его произведения: от очерка, до романа, ведь без этой любви не бывает человека.

Чётко читатель представляет себе настоящего казака: он силён, пышет здоровьем, для него нет ничего важнее своего рода, традиций, дома; казак непременно христианин, он соблюдает законы Божьи, живёт по Завету и казачьим заповедям.

Образы настоящих казаков хорошо видны в рассказе «Осень в Тамани». На примере Юхима и Стёпки мы можем понять, что значит «настоящий казак» для Лихоносова. Стёпка- молодой парень, начитанный казачок, он собирает по округе народные песни, желая оставить их потомкам. Он воссоединен с родными  приданиями.  Самое важное для Степки – его род и история не только кубанского казачества, но и всей России. «Ну что же мы- не помнящие своего родства?»- произносит он;  не понимает, как можно забыть свои корни, как можно отвернуться от своего рода, гложет героя и то, что он сам мало знает о своей земле и своих предках, а рассказать это всё некому, многим старикам не до того стало, остался лишь скоморох Троха. С восхищением говорит Стёпка и о русских князьях, которые всю свою жизнь посвятили Богу, и грустно от того ему, что святых этих никто уже не знает. Это не столько личная трагедия Степки, сколько трагедия всего казачества и русского народа, которую автор показывает глазами одного человека, ведь не знай человек своей истории, родства, народ никак не уцелеет.

Стоит сказать и о второстепенном персонаже этой истории. В Темрюке рассказчик и Стёпка встречают инвалида, доброго, больного казака. В этом персонаже сосредоточено и казачье гостеприимство, и добросердечность. Несмотря на свой изъян, этот человек старался показать героям все красоты Темрюка (уже в четыре утра он возил своих гостей на базар и угощал богатствами города, хотя в его состоянии это было сделать трудно). Казак хотел, чтобы его малой Родиной гости остались довольны. Его любовь к городу была настолько большой и чистой, что «становилось жаль его доброго сердца».

Другой казак, атаман Юхим Коростыль- крепкий и здоровый мужик, как он сам о себе говорит, «тело ще справное», несмотря на возраст, за ним всё равно бегают молодые казачки, сам он по судьбе был женат четыре раза. У Юхима, как у запорожского казака, всего на столе вдоволь, «не хуже чем у судьи Антона Головатого», поэтому тешит он свой желудок всегда «по обычаю».  Дивишься этим казакам подобно чеховскому французу: едят они тарелки икры всякой, пьют вино кубанское и всё казачьей душе мало, ещё навалят от щедрот российских. Читаешь и сразу понятно, откуда в казаках столько здоровья и силы: живут по сто лет, а всё благодаря Кубани-матушке.

«Живут по сто лет» автор употребил не для красного словца, а пример тому тётка Юхима. Несмотря на то, что старушке уже девяносто лет, здоровья  у неё на десятерых, Юхим же называет её «сильною личностью».

Также Юхим написал «Историю Тамани», где подробно описал своих предков.

Здесь мы возвращаемся к тому, о чём было сказано выше: Юхим и Стёпка разные казаки, но их объединяет то, что они верны своей истории, за ними правда её. Важно для казака его наследие. Мы можем сказать, что для обоих казаков заповедь «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа» не пустой звук, они чтут то, что было создано их отцами: начиная с песен, заканчивая самой историей, ведь историю создает человек. Казаки глубоко любят и Кубань, они благодарны ей за все дары и оберегают её культурное наследие, для Юхима и Стёпки Кубань «матушка». Эта трепетная любовь к Родине есть и у историка, друга Юхима Коростыля. «Богата и славна была наша станица»- и тормоз. Строчек не видел из-за слёз…»- говорил Коростыль о своём друге. Рука историка всегда выводила именно эти слова, как бы он писать не начинал.

Говоря о казачестве в творчестве Виктора Ивановича Лихоносова, хочется обратиться и к «Записям перед сном». Одна из главных тем записок- упадок казачества. В отличие от «Осени в Тамани», где мы видели чёткие образы казаков, здесь автор даёт читателю лишь силуэты былого казачества, обращаясь к его истории и переживая за его будущее. Показательна запись о атамане Певневе. Как только потомок белогвардейцев вернулся на Родину,  «выстроились казаки на станции. Мгновение истории. В Доме офицеров никто не додумался сказать: “Они ушли в 20-м году и лежат на кладбищах разных стран, но...” В 56-м году, когда один казак с женой вернулся из Европы, сестра его сказала ему: “Чего приехал? Здесь уже давно никого нет». Никто не почувствовал трагедии, не понял горя; а заключается оно в раздробленности, в утрате родного, будто бы и не ждали их земляки, будто уже они не нужны. Страшно для казака умереть не отпетым, страшно не вернуться на Родину, но зачем возвращаться, если никто не ждёт и « уже давно никого нет»?

В записи от 12 ноября Виктор Иванович Лихоносов пишет о референдуме, посвященному переименовании Екатеринодара в «Краснодар». Всё больше люди отходят от предков. Для приезжих же всей истории Кубани будто не существует, им без разницы, для чего и кто переименовывает столицу Кубани, для них город- приятное развлечение, подобно Лондону, важно, чтоб город «блестел», а не что-то хранил в себе самом. Требуют однообразности, которую невозможно полюбить, и не любит её Лихоносов.  Казаки же со времён раскулачивания всё убывают. «Нету Екатеринодара»- грустно сообщает автор в конце записи, ставит жирную точку.

Слова о «вымирании Кубани» подтверждает следующая заметка автора: к 200-летию Екатеринодара из Москвы привозят «Поле Чудес». Это говорит читателю о том, что на Кубани казачьи хоры и ансамбли не в цене, людям интересны актёришки с Москвы, которые к истории Екатеринодара не имеют никакого отношения. Умерла Кубань.

Но несмотря на такие горькие заключения, видишь в этих строках не либеральную «модную» критику, а чистые переживания за родную землю, за её историю и её наследие, с теплом автор вспоминает былое, надеется на возрождение, ведь Лихоносов не пишет «казачество умерло», он пишет «ещё не объединились».

Трогает и запись «Торжество памяти» ( 300-летие Кубанского казачьего войска) от 1996 года. «И когда в зале поднимутся на молитву, на исполнение гимна, а на другой день длинной чередой пройдутся по родовой улице Красной атаманы и чины казачьего войска, наверное, души небесные, старозаветные слетят с высоты и коснутся братских плеч, и сама земля, сокрывшая золотые косточки истории, ответит чуть стонущим тихим гулом…»- пишет Виктор Иванович. Проникновенно, трогательно описано воссоединение прошлого и настоящего, живого и усопшего. Продолжение традиций скрывается именно в таких моментах, в таинствах молитвы, в почитании предков своих и рода своего, в благодарности к Родине. Тонко в этом моменте говорит Лихоносов о том, что обязательно должны жить казачьи обычаи, ведь казак стоит выше своего эгоизма, он служит христианству и добру, как служили его отцы, пишет и о том, что незыблема их служба, и как говорится в заповеди «служи народу своему, а не вождям».

В такие моменты воссоединения сердца воинов окутывает трепет, кланяется потомство в благодарности, а свободная казачья душа стенает.

Невозможно не сравнить творчество Виктора Ивановича Лихоносова с творчеством Николая Васильевича Гоголя. Оба автора  с любовью писали о родной земле, её бескрайних просторах и чудесных, крепких людях. Их объединяет самоотверженность «в служении русской словесности». Николай Васильевич Гоголь был очень набожен, его вдохновляли народные предания и обычаи, поэтому он не мог обойти стороной казачество. В повести «Страшная месть» главная роль отведена пану Даниле и его семье. Казачий быт и образ мысли Гоголь преподносит через речи Бурульбаша. «Казацкие сердца,- как встретятся, так выбьются из груди, а у твоего отца, Катерина, не казацкая душа»- говорит Данило о своём тесте, нелюдимом и хмуром. Данило свободный казак, воин, он не может сидеть в хате, не хочет и спать на перине, милее для казака «на траве под открытым небом». В сыне пан хочет видеть сильного и достойного казака, продолжателя его рода, опору для родителей.  В своём произведении Гоголь отразил одну из казачьих заповедей: «Береги семью свою, служи ей примером». Через всю повесть проходит тема семьи, верности и доверия, и беды у героев случаются от недосказанности, от недоверия (так, в эпизоде, где Катерина подчиняется колдуну и выпускает его на волю, она не открывает содеянное мужу, за что позже поплатится вся семья).

В предчувствии своей кончины пан Данило просит жену после его смерти не бросать дитя, иначе «тяжело будет гнить его костям в сырой земле; а еще тяжелее будет душе его». Из этого мы делаем вывод, что без семьи и детей не представляли себе жизни казаки, род для них был опорой, святыней. Это подтверждает и эпизод убиения Ивана его братом Петром. Казак не молится о своей душе перед смертью, не просит милости, не печалится о кончине, он лишь просит Петро сохранить его дитя, чтоб ему, Ивану, на том свете спокойно жилось: «Брат мой милый! коли меня пикой, когда уже мне так написано на роду, но возьми сына! ». Тяжело казаку признавать, что отошел брат от рода и предал его, нарушил заповедь «не завидуй и не держи зла в сердце своём». Ослушался Петро брата, отступил от заповедей, от Бога, поддался алчности и скинул брата с невинным младенцем в пропасть. На суде Божьем казнь выбирал для брата Иван, выбрал он самую страшную месть для казака- чтоб род Петра никогда счастья не обрёл, чтоб последний в роду стал страшным злодеем, и от этого не находили в своих могилах покоя предки.

Главную мысль же всей повести произносит Иван: «Великую обиду нанес мне сей человек: предал своего брата, как Иуда, и лишил меня честного моего рода и потомства на земле. А человек без честного рода и потомства, что хлебное семя, кинутое в землю и пропавшее даром в земле. Всходу нет — никто и не узнает, что кинуто было семя».

Опираясь на вышеперечисленные эпизоды можно сделать вывод, что и для Лихоносова, и для Гоголя главное в казаке - служение своему роду, почитание предков и их законов. Богоотступники же, забывшие своё племя, грех для всей фамилии, они не связаны с отцами, а значит, не могут быть и частью казачества. 

В незавершенном романе Николая Васильевича Гоголя «Гетьман» центральной темой является сила казаков в борьбе с недругом. Так, через Тараса Остраница писатель показывает читателю дух казаков, их выдержку и жертвенность. Пусть мы не можем в полной мере судить о сюжете, но мы можем на примере нескольких эпизодов понять, как Николай Васильевич видит казаков.  В своём романе Гоголь хотел отобразить противостояние казаков и поляков, однако в романе фигурируют и другие злодеи- жиды. В первой главе автор описывает, как ревностно казаки относятся к своей религии, так, Пудько говорит, что «…храмы божьи на откуп взяло жидовство», не нравится христианину, что не понимающие веры православной, «подмяли» под себя церкви и храмы. Жалуется казак своему «добродию» на то, что враги веры христианской делят горелку с людьми Малороссии. Готов Пудько и жену с детьми оставить, и продать всё, лишь бы избавить родную землю от ляхов и жидов. Несомненно, в этом персонаже Гоголь отражает народную волю- не стерпят свободолюбивые казаки богохульства, осквернения их истории и их веры.

В этом же эпизоде разгневанный народ повесил жида вверх ногами на шесте. Тогда говорит Тарас: «… как делают по-козацки. Когда один выйдет против трёх- то бравый козак; против десяти- ещё лучше; один против одного- не штука; когда ж три на одного нападут, то все не козаки». Таким образом поучает Остраница «зеленых» казаков чести: не бить беззащитного, не нападать на безоружного, тем более в неравном бою, не проливать «ненужной» крови. Не казак тот, что уподобившись врагам своим поступает жестоко, не по-христиански. Этим самым Гоголь показывает читателю, что и с врагами малороссы поступали по чести и научали этому детей своих. Казачья вера проявляется не только в мыслях и делах героев, но и в быте. Так, в третьей части первой главы нам описывают хату, в которой праздновали Пасху воины: «…против дверей- несколько икон, убранных калиною и зелёными цветами, а под ними на длинной деревянной доске нарисованы сцены из священного писания…». Сохранена и атмосфера праздника- пожилая казачка «лезет» к Тарасу крепко «христосоваться» по обычаю и даже сам атаман после наказания юного казака поздравляет последнего с великим праздником, не держа уже на него обиды, прощая по Завету.

В романе отражена и любовь казака к своему народу, уверенность в своих людях, так, уверяет Тарас католика, что «растопчет того вольный рыцарский народ».

Во второй главе романа поднимается тема казачьей самоотверженности: «бесы» (как называют здесь поляков) пытают Галю переодетую в мужские одежды, а как только им открывается женская слабость, заламывают ей руки и «зверством скручивают ей пальцы как перчатку». Удивительно то, что, казалось бы, слабая женщина не издаёт ни звука, не выдаёт тайны своей, даже под страхом пыток, унижения и смерти. Невозможно сказать, почему и зачем девушка была одета в доспехи, но с уверенностью можно сказать, что за свою Родину биться готовы не только казаки, но и казачки, хотя в первой главе Гоголь делает чёткое разделение между ними, подчеркивая, что последним воевать «не по доле», как говорит сама Галя : «Если б я была козаком, и я б закурила люльку, села на коня- и всё мне трын-трава! Но что будешь делать? Я козачка. У Бога не вымолишь, чтоб переменил долю…».

Так Николай Васильевич показывает, что и в слабом, молодом создании заключена казачья воля.

Заключая, мы опять говорим о том, что Лихоносов и Гоголь описывают казаков как сильных и сплоченных людей. Как и в записи Лихоносова о 300-летии казачьего полка, а также в других его произведениях так и в «Гетьмане» Гоголя наружу вырывается казачье мужество.  Мужество это сопряжено с христианской верой, они нераздельно связаны: казак не боится смерти за Родину, пожертвует собой ради товарища, чтобы в будущем потомство его также охраняло родную землю, и росли дети, достойные своих отцов. Мужество заключается и в принципах, принципы заключены в свою очередь в казачьих заповедях, о которых говорилось выше. И грех отступать казаку от своих принципов, своей веры, своей земли.

К сожалению, сейчас всё реже и реже можно услышать о традиционных ценностях в современной литературе, о русских корнях и истории. Поэтому Виктора Ивановича по праву можно назвать одним их хранителей русского наследия. Через его произведения современное поколение может наблюдать то, что, к сожалению, утрачено. На Селезнёвских чтениях Виктор Иванович сказал: «Наше общество утратило возвышенность. Я, молодой человек военного и послевоенного времени, вырос на этом, я только и слышал о красоте, о добре, о высоте. И это говорила мне литература, кино, учителя, радио. Едешь из Сибири студентом в Краснодар и четверо суток поёшь с друзьями изумительные песни, на весь вагон кричим — вот что потеряно». Добро и высокое чувство вобрали в себя произведения Лихоносова, о своём доме он пишет не иначе как с любовью и благодарностью, как было процитировано выше  «возвышенно». Очень чутко автор относится к истории, в том числе истории казачества, ведь кто как не казаки являются образцом русского человека, примером русской мечты? Вместе с героями он проживает историю, пишет о современности. Стоит отметить, что в произведениях Лихоносов никогда не опускается до «грязи», он пишет о светлой и чистой человеческой душе, прекрасных, благородных делах и поступках, о доблести и чести. Лихоносов хочет и любит людей, это же прививает и своему читателю. Это не значит, что писатель не обличал человеческие пороки, не значит, что закрывал глаза на несправедливость, означает это лишь то, что Лихоносов, как истинный христианин и русский человек, сумел написать о пороках не с ненавистью к народу и России, а с печалью и скорбью, присущей традиционным взглядам писателя. Западник бы, скорее всего, обругал Россию, Кубань, русских людей и казаков, но Лихоносов идёт по иному пути: с любовью в сердце автор пишет о Родине, его цель не «уничтожить» и «растоптать», а научить.  Отражать жизнь через призму любви к своему народу не значит быть «предвзятым», это значит- быть правдивым!

Библиографический список:

1. Гоголь Н.В. Арабески. Взгляд на составление Малороссии. О малороссийских песнях. Изд-во Наука, 2009 г //Электронный ресурс// Lib.ru/Классика - http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/

2. Гоголь Н.В. Гетьман. //Электронный ресурс// Homlib - http://homlib.com/gogol-nv-1/getman

3. Гоголь Н.В. Страшная месть. Изд-во Эксмо, 2010 г //Электронный ресурс// Интернет Библиотека - https://ilibrary.ru/text/1094/index.html

4. Лихоносов В.И. Записи перед сном (часть 1). Наш Современник №11; 2002 г. //Электронный ресурс// Наш современник - http://nash-sovremennik.ru/p.php?y=2002&n=11&id=2

5. Лихоносов В.И. Записи перед сном (часть 2). Наш Современник №12; 2002 г. //Электронный ресурс// Наш современник -  http://nash-sovremennik.ru/p.php?y=2002&n=12&id=2

6. Лихоносов В.И. Осень в Тамани. //Электронный ресурс// Российский писатель - http://www.rospisatel.ru/osen%20v%20tamani.htm

14.10.2020

Статьи по теме