Дело жизни

Интервью Дарьи Остапец с Павлом Вертлиб, заслуженным строителем Краснодара.

Мало кто знает, что – Павел Владимирович, первый вице-мэр Краснодара (1996-2004 гг.), генеральный директор местного департамента по делам строительства, архитектуры и городских земель администрации, сделал многое для нашей кубанской столицы. За заслуги в области строительства (включая восстановление города Кропоткин после наводнения) и многолетний добросовестный труд 5 апреля 2004 года ему было присвоено почетное звание «Заслуженного строителя Российской Федерации». Он построил и восстановил бо́льшую часть города: Мост Поцелуев, Центральный (ул. Красная, Северная, Ставропольская), Юбилейный, Прикубанский районы, парки 30-летия Победы и имени М. Горького, «Олимп», Кубанская набережная, а также огромное количество памятников. Курировал постройку самых новых и последних, на данный момент, жилых зданий, например, две высотки «Адмирал», возвышающихся возле Моста Поцелуев. И это малая часть того, что Павел Владимирович сделал для нашего города.

Д.О.: Здравствуйте, Павел Владимирович! Мы благодарны Вам за то, что уделили нам время. Сразу хочется узнать, Вы уже в детстве решили, что станете строителем или любовь к профессии проявилась с возрастом?

П.В.: В детстве я думал о многих профессиях, но мечта была лётчиком стать. И даже собирался поступать в лётное. В глубокой деревне Северного Казахстана, где я учился, мыслей о дальнейшем образовании не было. Сложно тогда мне приходилось – с 14 лет жил один в интернате. Занимался в основном спортом. Он был на первом месте, а дальше уже учёба. Потом в 17 лет переехали в Краснодар. Аттестат у меня не блестящий был. Поступил на завод ЗИП. Работал, играл в футбол и учился в Зиповском техникуме электронного приборостроения на техника-метролога. Призвали в армию. А вот там уже и задумался, как дальше жить. Техникум закончить не успел. Что дальше? Начал думать.

Так, в общем-то, хорошо получилось, служил я в войсках связи радистом. Как стал начальником большой радиостанции, появилась возможность заниматься. По ночам с другом в последний год перед демобилизацией готовились к экзаменам в институте, «зубарили». Это было в Польше. По прибытии в Краснодар, в августе 1968 года, я уже поступил в государственный институт пищевых производств на строительный факультет. По мере учёбы вникал в это дело, и мне очень нравилось. Считаю, что это Господь меня вознаградил этой профессией.

Д.О.: Сложно не согласиться, ведь такой дар, действительно, может быть только от Бога. А как сложилось Ваше профессиональное становление после окончания института?

П.В.: Начинал с завода. Работал учеником фрезеровщика. Перед призывом в армию уже получил третий разряд. Но мне это не нравилось – неинтересно. Работаешь у станков с утра до вечера, сидишь и крутишь детали. Не то к чему душа лежала.

Стройка это простор. Как это так – сначала пустое место, а потом люди приходят и через какой-то период времени уже стоит здание. Необъятные и объятые фантазии. Но не было такого, что с самого детства мечтал на стройку попасть, стать строителем. Ответственность появилась, когда стал студентом. Время тогда такое было. Взялся за учёбу, значит надо учиться до конца. Любое дело, за которое берёшься надо доводить до конца, до логического завершения. В институт все пришли после школы – ребята и девчата 17 лет, а я пришёл туда после армии, мне уже 21 год, ощущал себя «дедом» в группе, поэтому перед ними неудобно было плохо учиться. Сразу с первого курса мне очень понравилось.

Вообще, строительная профессия предполагает наличие огромного количества знаний в целом. Землеотводные дела – то, с чего начинается стройка. Строительная механика – то, без чего невозможно что-либо построить. Всё это нельзя забывать. Всё, что ты учил, постоянно необходимо.

Мой карьерный путь выстраивался с официальной должности монтажника высотки. Мастером работал на заводе «Каскад» и «Сатурн», начинал строить их, где отработал 2 года. Был и субподрядчиком, то есть занимался общестроительными вопросами. Мне хотелось вникать комплексно, чтобы всё знать. Как правильно заливать фундамент, как сдаётся, как отделывается, как кровельные работы ведутся. Всё это необходимо для перспективы и для того, чтобы качественно сделать свою работу. Монтажник это интересная профессия, но это определённое направление в строительстве. А кроме монтажника есть технологи, отделочники, кровельщики и так далее. Мне это всё потом пригодилось.

Д.О.:  Здесь, если можно, поподробнее.

П.В.: Я ушёл в общестроительное. Мне предложили пойти работать прорабом. 5 лет был генеральным подрядчиком. По приглашению уехал на строительство БАМа (Байкало-Амурская магистраль – сейчас это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. – Д.О.)  Приехав туда с 5-летним стажем, я был среди них профессором. Уже знал всё в строительстве. Монтаж, отделка, общестроительные работы – буквально всё. Мне ничего не страшно было, потому что спокойно мог решить любой вопрос. А там строительство на вечной мерзлоте. Тоже очень интересно. У нас в стране только Норильск строился тогда на вечной мерзлоте. Вот это всё надо было изучать, во всё надо было вникать. И вот так вот кипела моя жизнь. Не то чтобы я был каким-то карьеристом, рвался на высоты. Всё естественно было. Я просто делал свою работу, не пропустил ни одной ступени. Институт закончил, работал мастером, потом прорабом, старшим прорабом, начальником участка, главным инженером, начальником управления. Всё постепенно, постепенно, постепенно. Прошёл буквально вот весь этот путь. И всё естественным путём, не дёргался. Когда идёшь и трудишься, тебя видят и назначают. Ты идёшь дальше, дальше, дальше, дальше, дальше. Вот и вся премудрость.

Д.О.: Вернёмся от холодного Норильска к солнечному Краснодару. Чем же кубанская столица Вас заинтересовала?

П.В.: Краснодар – один из самых интереснейших городов России в плане строительства. Основали Краснодар в 1793 году по указу императрицы Екатерины Великой, и сюда пришли Запорожские казаки. Надо было сделать засечную черту вдоль реки Кубань, чтобы защищаться от набегов кавказских народов. По реке Кубань построили редут. Пришёл товарищ Суворов и вдоль побережья Азовского моря построил редуты для защиты от татар. И потом продвинулся он вверх, вдоль побережья Кубани. Когда полководец прибыл на место, где сейчас Краснодар, ему здесь очень понравилось. Тут дубы были огромные, дубравы красивые, поля. И поставил здесь главную крепость. И вот, где сегодня площадь Пушкина, там стоит храм Невского, раньше была походная казачья церковь. Это историческое место. С этого места началась история Екатеринодара как военного поселения. Проложили они красную межу, проехали лошадями в сторону сегодняшней Авроры. Сейчас и с тех пор это улица Красная. Вдоль красной межи нарезали казацкие поселения. Везде стояли казачьи посты. Улицы все прямые, прямоугольником, как и сейчас. Сделано это было для того, чтобы каждая улица простреливалась. Вот так развивался город. Места здесь благодатные.

Начинали запорожцы, потом пришли из средней полосы России и так далее. После Октябрьской революции стал Краснодаром. Во время Великой Отечественной войны он попал в 26 самых разрушенных городов страны. Наши деятели тогда, отказавшись от помощи Москвы, стали самостоятельно восстанавливать разрушенный город. В центре города стали возводить строения из самана, соломы, самодельного кирпича. Начали строить так, как это было в 19 веке. Вот сегодня мы видим ещё отголоски этого великого послевоенного строительства. В центре города лачуги. Для строителя смысл был в том, что этот город можно сделать современным. Была такая возможность.

Д.О.: А теперь виртуально прогуляемся по улицам современного Краснодара, свернем на Кубанскую Набережную и посмотрим на романтичный Мост Поцелуев, построенный благодаря Вам. Как зародилась идея его создания? Или это было указание свыше?

П.В.: Никаких указаний не было, только творчество. Этот Мост имеет свою историю. Улица Кубанская Набережная заканчивалась не доходя до нынешнего Тургеневского моста. А дальше было поле, коровы, козы паслись. В старые времена на Сенном рынке продавали сено, что понятно по названию. Там конюшни были. Конюшни чистили и весь навоз вывозили сюда (рядом с Мостом Поцелуев), скидывали в огромную яму и закапывали. Здесь не было такого развитого участка. Было пароходство. Серьёзное производство почти в центре города. По решению правительства вскоре оно было убрано. А в районе основной Кубани и затона был сформирован парк 30-летия Победы, чтобы попасть в который, людям надо было объезжать через мост со стороны Адыгеи. Транспорта не было. Это занимало огромное количество времени.  В этом не было смысла. В центре города парк, а доступности нет. Мы отработали генеральный план развития этого района. Пробивали эту улицу (Кубанская Набережная) в сторону Юбилейного района.

Д.О.: Вы были тогда главным строителем города, правильно?

П.В.: Да. Тогда я был первый вице-мер города. Теперь Кубано-набережная красивая, шикарная улица. И восстановили тогда парк. Южный город предполагает развитие парковых зон. Везде они должны быть. А как людям туда попасть? Вот такая мысль пришла – сделать пешеходный мост. Какой мост? У меня слабость была с института к вантовым мостам. Когда я учился, они только-только начинали появляться. Вантовые мосты это серьёзное сооружение. Как бы подвесной мост на тросах. Он красивый сам по себе, с точки зрения архитектуры. Такой мост я видел в Риге, только там автодорожный. Я пригласил наших проектировщиков с «Краснодаргражданпроекта». Взялись, хоть и никогда такой не делали. Собрались, рассчитали все конструкции и сделали мост.

Д.О.: Сколько времени в итоге заняла постройка?

П.В.: В общей сложности меньше года.

Д.О.: На самом деле, это одна из любимейших горожанами и приезжими достопримечательностей Краснодара, за что мы Вам и благодарны.

П.В.: Спасибо! Да, одно время он был на всех открытках. Визитной карточкой Краснодара.

Д.О.: Только вот почему нигде нет упоминаний авторов сего творения?

П.В.: Мы просто делали своё дело, в результате чего получился красивый мост. Все ради людей, все ради их радости.

Д.О.: Но все же люди должны знать таких талантливых героев. Современные творческие люди больше себя расхваливают, нежели свой труд.

П.В.: Не надо знать героев, люди должны любоваться творениями героев. В Краснодаре героев много и без меня.

Д.О.: Спасибо Вам большое за столь увлекательную беседу!

 П.В.: Про Краснодар можно ещё очень много говорить. Любой его уголок — это целая история. Мне по жизни повезло, что я соприкоснулся с городом. Вот так интересно сложилась жизнь. Краснодар из захолустного города 60-х годов сегодня превратился в миллионник, которым гордятся горожане. Да и страна знает, что такое город Краснодар. И мне посчастливилось по мере возможностей приложить определённые усилия для его развития.

14.05.2022

Статьи по теме