Кто мы на родной земле: народ или пришельцы? Размышления на основе работ Ю. Селезнева и С. Лукьяненко

Дарья Алексеева

Советский литературовед Сергей Александрович Машин говорил о Юрии Ивановиче Селезнёве так: «Я думаю, Ю. Селезнёв один из самых одарённых у нас критиков. Он свободно пишет в области современной литературы и в области истории литературы. Он умеет органически сочетать мастерство анализа с мастерством синтеза» [1].

Юрий Иванович Селезнёв – критик и литературовед. По словам Валентина Дмитриевича Оскоцкого, Селезнёва «интересует круг явлений в литературе и круг писателей, которые заслуживают уважения: Шукшин, Астафьев, Белов, Потанин, Носов, Лихоносов, Распутин…» [1]; его замечание было правдой: в своих работах Юрий Иванович разбирал творчество знаменитых писателей, одновременно выражая свои мысли и мнения.

Селезнёв писал о русской литературе, русской земле и русском народе. Его волновала принадлежность человека к своей Родине, верности ей; в своих размышлениях на эту тему он не мог отделить друг от друга литературу, землю и народ – только вместе эти понятия могли полностью передать патриотизм русского человека.

Подобного мнения придерживается и российский современный писатель Сергей Васильевич Лукьяненко. В статьях он пишет о России и своих взглядах на неё, наблюдает за обыденными вещами и связывает с русской культурой. Он часто высказывается на тему патриотизма и считает, что «ненависть к патриотизму – это товар экспортный, исключительно для колоний или будущих колоний и населяющих их прекраснодушных наивных обывателей...» [2]. В связи с событиями 2022 года Лукьяненко стал больше публично высказываться и говорить на темы, которые волнуют обычный народ.

В данной статье мы рассмотрим концепцию верности родной земле Селезнева и выступления современного писателя Лукьяненко и сравним позицию человека времён СССР и человека современности. Тема статьи является актуальной, потому что патриотизм является главным вопросом для русского человека и русской культуры из-за исторических событий. Российская земля всегда была интересна иностранным государствам, а в военные и послевоенные периоды людям нужна была сплочённость и вера в свою Родину, это могло дать лишь творчество. В 2022 году российское общество вновь столкнулось с отсутствием понимания от иностранных государств, в этот период нашим людям необходима поддержка от российских творцов, которые остаются в России и поддерживают её.

Селезнёв в своих работах подчёркивал важность истории. По его мнению, русская древняя история остаётся для обычного человека неизведанной, хотя из неё идут традиции, слова и сама культура. В статье «Златая цепь или Опыт путешествия к первоистокам народной памяти» Селезнёв отмечал, что вне культуры обычная личность или личность гражданина и, что более важно, личность патриота не может существовать, поэтому первые писатели-историки интересовались вопросом происхождения русской земли. Этот вопрос важен, ведь благодаря истории в творчестве существуют образы, передающие связь человека со своей Родиной.

«Всё от древа – вот религия мысли нашего народа…» [3] – отмечал Есенин и был прав. Благодаря трудам А. Н. Афанасьева известно, что одним из таких образов является древо. Почему именно древо? В нашей мифологии присутствие образ мирового дерева, коим является дуб, отражающий идею единства народов и культур. Славяне следовали примеру своих богов и творили под старыми дубами суд, решали судьбы людей и верили, что приговоры изрекались по воле божьей. Они были соединены с природой, связывали свои жизни с вселенной и священным древом. Чтобы сблизиться ещё больше, славяне веками хранили свою письменность в дереве, потому что оно считалось воплощением идеи жизни не только физической, но и культурной, духовной.

Пушкин был первым, кто использовал этот образ (до исследований Афанасьева!) в поэме «Руслан и Людмила». Селезнёв писал по этому поводу: «Пушкинская "златая цепь на дубе том", как видим, одним концом уходит к корням славянской культуры, питающейся истоками глубочайшей древности; другим — восходит в нашу современность, в нашу культуру, в культуру исторической памяти народа» [3]. Разбирая Пушкина, Юрий Иванович считал, что славянская культура похожа на дуб, а «златые цепи» этого дуба – духовно-нравственная крепа, связь прошедших, настоящих и будущих поколений; это древо важно, ведь оно является древом жизни, стоящим на земле, а земля эта – мать, Родина русского человека.

Но в чём отличие земли и территории? Разбирая «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина, Селезнёв ещё несколько десятков лет назад разъяснил, в чем состоит разница. «Кто нам земля: мать родная или мачеха? Земля взрастившая, вскормившая нас, или же только "территория"? — рассуждает критик, —Землю, родную землю, Родину — защищают, освобождают. Территорию — захватывают. <...> Человека, видящего в земле только "территорию", не слишком интересует, что было до него и что было после него» [4]. Юрий Иванович не даёт прямого ответа, но его позиция ясна: народ живёт на родной земле, а на территории — население.

Проза Распутина появилась в 20 веке, но проанализированная Селезнёвым тема актуальна и в 20 веке, и в 19 веке, и в нашем 21 веке. Население 19 века по большой части являлось крестьянским. Оно верило в бога и не поддавало сомнению его существование, поэтому следовало крестьянским заповедям и жило по законам морали; народ с большой любовью относилось к родной земле. В 20 веке наступила Великая Отечественная война, население без принуждения встало на защиту своей Родины и смогло победить, без поддержки людей и тёплого отношения собственного народа победа досталась бы СССР с большими затратами и потерями. В 2022 году настала иная ситуация: определённый процент населения уехал из Россия из-за доступности переезда в другие государства, но эта доступность не помешала остаться поддерживающим страну россиянам. Подобные выражения любви к своей родной земли невозможны при отношении к ней как к «территории».

Современный писатель-фантаст Лукьяненко высказывал своё отношение к отъездам творцов из России, он писал: «Что касается нашей творческой элиты — назовем ее так — то каждый из нас сейчас делает свой выбор. Значит, это была не совсем наша творческая элита. Значит, это творческая элита украинская, европейская или американская — что тут еще сказать?!» [5] Сергей Васильевич не понимает позиции названной им «творческой элиты»: как возможно жить на деньги ненавистного государства многие годы и уйти в момент, когда его нужно поддержать? В концепции Селезнёва подобные люди были бы названы «временными пришельцами», которым не важна история занятой ими территории; Лукьяненко ограничивается отрицанием русской души в уехавших и называет их вырусями.

Стоит отметить, что при своей позиции писатель-фантаст считает, что творец не должен продавать свою честь и писать о вещах, с которыми не согласен, разделять чужую политическую позицию. Сергей Васильевич спокойно отнёсся к запрету публикации своих произведений в Чехии, волнует его лишь лицемерие чешских издательств. Запрет является проявлением западной культурой отмены, в ходе которой человек теряет определённые преимущества (в случае нашего писателя – потеря дохода в Чехии). Атакован этим явлением был не только наш современные писатель, но и другие знаменитые личности; культура отмены связана с нападением на творческую нишу России, подавлением её, уничтожением русского патриотизма из страха.

Сергей Васильевич в 2018 году написал статью под названием «Россия никому не нужна», где сравнил западный и русский взгляд на Россию. Лукьяненко грамотно иронизирует над чужими словами о ничтожности России, подкрепляя свои слова историческими событиями. Он акцентирует внимание на лживой незаинтересованности государством и настоящей одержимостью им: «И как мы уже говорили — Россия никому не нужна, поэтому важно отобрать у неё ресурсы и территории, которыми она нечестно владеет» [6]. Старая статья удобно ложится на 2022 год, на действия иностранных государств, прекрасно объясняет их; Россия считается опасной страной, ведь её нельзя описать словами одной полярности: она не белая, но и не чёрная – она серая, непонятная для «вырусей» и «временных пришельцев», любима лишь русскими людьми.

Позиции Селезнёва и Лукьяненко весьма схожи: оба волнуются за судьбу русской культуры, ставят её выше западной, интересуются вопросом принадлежности человека к родной земле. Юрий Иванович как человек времён СССР придерживается старых устоев: выступает за знание своих истоков и литературы, связь с народом и его творчеством, защите своего дома – только так можно прийти, по его мнению, к верности к своей земле; Сергей Васильевич же как человек современный ориентируется на ситуацию, демонстрацию тем в интернет- и медиа-пространстве, меньше связан со старым и больше с новым. Он говорит о ценности знания своей национальности, свободе её выбора, отсутствию лицемерия в отношении себя и государства, свободе мнения в творчестве – это его способ выражения любви и верности к своей земле. Оба творца понимают силу России разного времени и любящих её граждан, также осознают желание иностранных государств разрушить статус страны. «Русофобия есть не что иное, как стратегия империалистического «первого удара» по нравственному центру нашей державы, по самой важной крепе нашего Союза» [3], – считал Селезнёв.

Верность родной земле в концепции Ю. Селезнёва выражается в том, что эта верность включает в себя народ, литературу и культуру – без этих элементов человек не может быть верным патриотом. Данная концепция выражается в новом виде в выступлениях человека 21 века – Сергея Лукьяненко, современного писателя и патриота. Её существование и отображение в чужом мышлении спустя несколько десятков лет доказывает, что наследие Селезнёва живёт и оно будет актуально для русского человека долгие годы.

Список литературы:

1.       Вячеслав Огрызко «И вечный бой: Юрий Селезнёв [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Литературная Россия» — URL: https://litrossia.ru/item/6495-oldarchive/

2.       Сергей Лукьяненко «Ненависть к патриотизму – экспортный товар» [Электронный ресурс] // Деловая Газета «ВЗГЛЯД» — URL: https://vz.ru/opinions/2019/3/12/968018.html

3.       Селезнев Ю. И — В мире Достоевского. Слово живое и мертвое // «Златая цепь, или Опыт путешествия к первоистокам народной памяти», Москва, 2014

4.       Селезнев Ю. И. — Память созидающая // «Земля или территория?», Краснодар, 1987

5.       Яна Бобылкина «Сергей Лукьяненко: Если наша элита бежит из страны, значит она не наша!» [Электронный ресурс] // интернет-издание Daily Storm  — URL: https://dailystorm.ru/kultura/sergey-lukyanenko-esli-nasha-elita-bezhit-iz-strany-znachit-ona-ne-nasha

6.       Сергей Лукьяненко «Россия никому не нужна» [Электронный ресурс] // Информационное агентство News Front — URL: https://news-front.info/2018/01/05/rossiya-nikomu-ne-nuzhna-sergej-lukyanenko/

31.10.2022

Статьи по теме