Русская классика как средство коммуникации поколений

 «В том-то и заключается национальное своеобразие русской литературы, что все ее великие представители и творцы видели свою высшую заслугу и миссию не в том, чтобы выразить свое личное Я, но в том, чтобы действительно воплотить в своем слове общенародные чаяния, идеалы, устремления» [6].

Ю.И. Селезнев

Русская классика – кладезь русского сознания, истории и духовности. Она воспитала не одно и не два поколения. Юрий Селезнев справедливо отмечал: «в той или иной мере «многомиллионная масса русского народа» говорила устами всех великих русских писателей, устами самой литературы» [6]. Да и сегодня у нас много тех, кто заветы произведений чтит в своей жизни.

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», «Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать», «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести», «Но я другому отдана, я буду век ему верна», «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»… Эти христианские мотивы, не отделимые от русской классики, раскрывают сложные тайны реальности. Причем не только нашей с вами.

Какой должна быть семья и настоящая женщина, читаем мы в «Войне и мире» (в контексте сегодняшних нумеруемых родителей это особенно актуально), а открыв книгу «Белая гвардия», и вовсе видим день сегодняшний.

Поскольку человеческие проблемы имеют свойство повторяться и история, как известно, – вещь спиральная, то классика является связующим звеном в этой цепи коммуникаций.

Понятийный аппарат и система декодирования информации – необходимые составляющие любого результативного общения. И поэтому нужно быть «русским по духу», чтобы понимать классику. В подобном ключе высказывался Федор Достоевский, его цитировал Юрий Селезнев: «Чтобы быть русским историком, нужно быть, прежде всего, русским» [4]. 

«Русскому человеку присуща потребность увидеть любимое вживе и въяве и потом выразить увиденное – поступком, песней, рисунком или словом. Вот почему в основе всей русской культуры лежит живая очевидность сердца, а русское искусство всегда было – чувственным изображением нечувственно узренных обстояний» [2], – писал Иван Александрович Ильин. Отсюда в нашей литературе возникает многотемье, что, по Л.Н. Федотовой, является существенным для характеристики содержания средств массовой коммуникации. Однако в учебнике для вузов по социологии массовых коммуникаций она высказывает странную вещь: «Если книга может быть про что-то одно, то газета – про все и сразу» [7].

К средствам массовой коммуникации Федотова книги (а также кино) не относит, поскольку их содержание «чаще всего находится в весьма опосредованной связи с реальностью» [7].

Фантастика и беллетристика, может, и выходят за рамки настоящего, но романы, повести и вообще классика основана на реальных событиях и отражает уклад жизни, нравы. Не секрет, что произведения Достоевского, Толстого, Лермонтова во многом автобиографичны.

Получается, что произведения – это и отражение реальности, и выражение авторских переживаний, и трепетное хранение традиций и ценностей.

В учебнике «Психология массовой коммуникации» ясно перечислены задачи массовой коммуникации во всем многообразии социальных связей: «…отражает и выражает культурные ценности субъектов политики; несет в себе социально-политическую информацию как содержание…» [1] Ведь это все есть в классике, пропитанной духовностью и народностью.

Авторы этого учебника – не единственные, кто делает акцент на трансляции ценностей при общении. В Российской педагогической энциклопедии читаем, что массовая коммуникация осуществляется «с целью утверждения духовных ценностей общества» [5], и, как говорит Философская энциклопедия, происходит «на уровне общества в целом» [5].

Безусловно, не вся литература нацелена на массового читателя, но прелесть нашей классики в том, что любой человек, прочитав книгу, найдет в ней что-то для себя, и жизнь ему покажет новую грань.

Здесь перейдем к важной части коммуникации – обратной связи, или двустороннему каналу общения. Телевидение, радио и газеты имеют большой отклик у аудитории. К ним быстро может поступить звонок, прийти письмо (электронное, конечно) или видео с вопросом эксперту. Не зря сегодняшние СМИ борются за сферы влияния и число тех самых «просмотров».

По мнению М.В. Мироновой, «художественная литература – средство массового воздействия, которое не отличается регулярностью воздействия, как, например, телевидение» [3]. Но ведь если есть воздействие, то и коммуникация выстроена и приносит плоды. Значит, об одностороннем канале в отношении классики говорить не приходится. Автор обращается к читателю, и тот пропускает текст через себя, делает выводы, а может даже написать рецензию.

Если убрать перечисленные действия читателя, то получится простой пример коммуникации по модели Аристотеля. «Оратор» (в нашем случае автор) – «Предмет, о котором говорит» (реалии жизни, духовные наставления, личные переживания) – «Лицо, к которому обращаются» (читатель). Последний является конечной целью речевой коммуникации.

Сегодня эта цель достигается. «Униженные и оскорбленные» выходят дополнительным тиражом в 7000 экземпляров, а «Братьев Карамазовых» ждут 8500 тысяч читателей. И эти цифры только одного издательства.

«Предоставление развлечений членам общества для отключения их внимания от забот и неудовлетворенности жизнью» является одной из целей массовой коммуникации [1]. Здесь мы должны опровергнуть тезис «русская литература = страдания». Вспомните А.П. Чехова. Неужели вы не смеялись над «Толстым и Тонким» или «Лошадиной фамилией»? А при чтении пьесы «Вишневый сад» не хотели совершить променад у цветущих деревьев? И, конечно, вы радовались за Наташу Ростову – жену и маму.

Еще одна цель МК – «установление в обществе общих взглядов на окружающую среду» [1]. В данном случае книги нельзя назвать способом пропаганды. Но в разные эпохи власть, запрещая или отдавая предпочтение тем или иным авторам, невольно транслировала государственную точку зрения.

Следующий пункт схож с предыдущим: «Достижение политического единодушия, завоевание сторонников, последователей, установление контроля за поведением» [1]. Для точного объяснения немного переделаем очень известную фразу и получим: скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Последняя цель массовой коммуникации, написанная в учебнике, звучит так: «Социализация новых членов общества, побуждение их к выполнению ролей и соблюдению норм и обычаев» [1]. Приведем слова Ильина, подтверждающие народность нашей литературы: «У русского художества свои заветы и традиции, свой национальный творческий акт: нет русского искусства без горящего сердца; нет русского искусства без сердечного созерцания; нет его без свободного вдохновения; нет и не будет его без ответственного, предметного и совестного служения» [2]. Добавим: не будет его без внимательного русского, духовно развитого читателя.

«Подлинная человечность русской литературы – качество всемирно признанное», – говорил Юрий Селезнев [6]. Наша классика рассказывает о всепрощении, смиренности, любви и самопожертвовании, семейных ценностях, народных волнениях, идейных течениях. Она говорит о массах, их многогранной жизни, транслирует актуальные проблемы и находит ответы на них.

Литература, как и любое СМК, направлена на воспитание души человека. Она учит милосердию, создает представление человека о мире. Эти знания вечны, именно поэтому всегда актуальны.

Однако действие классики оказывается результативным только во взаимодействии с народом, а не с массами, что, в конечном счете, противоречит определению средств массовой коммуникации.

Масса – это денационализированные люди, которые к своей стране и Родине не имеют никакого отношения, кроме лишь места проживания. Хотя в последнее время мы и этого с вами не наблюдаем.

Юрий Селезнев в своем творчестве большое значение уделял именно народности. Он неоднократно отмечал это качество в русской литературе: «Она «взаправду» сроднилась с народом, восприняла его духовные ценности», «Вся русская литература – воплощенное отрицание буржуазного сознания и утверждение народности» [6].

Важно понимать и видеть деление на «народ» и «массу». Такие люди противопоставлены друг другу, и поэтому они читают и воспринимают абсолютно разную информацию. СМИ и СМК ориентированы на большую аудиторию – массу, а литература – на народ, которого в количественном отношении меньше. Однако дело здесь в глубине и силе воздействия.

Прочнейшая связь поколений держится именно на христианской литературе. С XI века и по сей день классики вкладывают в свои произведения нечто большее, чем просто информацию. Их тексты буквально дышат народностью, и поэтому близки нам.

К сожалению, видеть злободневность в произведениях наших великих писателей могут не все: только русские по духу.

Мы с вами точно знаем: классика – устойчивый канал общения между поколениями. И если исследователи не выделяют книги как часть СМК, то мы представим их как часть нашей с вами реальности, что будет даже больше, чем вообще средства массовой коммуникации.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Виноградова, С. М.  Психология массовой коммуникации : учебник для вузов / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 443 с. 

2. Ильин, И.А. О русской идее [Электронный ресурс] // Православие.ru. – 2005. – URL: https://pravoslavie.ru/367.html (дата обращения: 06.10.2022 г.)

3. Миронова, М.В. Психология и социология чтения: Учебное пособие для студентов 3 курса специальности 021500 «Издательское дело и редактирование». – Ульяновск: УлГТУ,2003. – 2003. – 67 с.

4. Павлов, Ю.М. Опередивший свое время [Электронный ресурс] // Литературная Россия. – 2015. – URL: https://litrossia.ru/item/3264-oldarchive/ (дата обращения: 07.10.2022 г.)

5. Свитич, Л.Г. Современная периодика: поле понятий и терминов [Электронный ресурс] // Cyberleninka. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-periodika-pole-ponyatiy-i-terminov (дата обращения: 07.10.2022 г.)

6. Селезнев, Ю. И. Глазами народа [Электронный ресурс] // Родная Кубань. – 2021. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/tvorchestvo-yui-selezneva/tvorchestvo-yui-selezneva_13598.html?ysclid=l95xwqrsd772338801 (дата обращения: 10.10.2022 г.)

7. Федотова, Л. Н.  Социология массовых коммуникаций. Теория и практика : учебник для вузов / Л. Н. Федотова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 603 с.

17.10.2022

Статьи по теме