Деревня как средоточие художественно-эстетических исканий русских писателей различных поколений

Виктор Сидоренко

Деревня для русской литературы исторически является не только социальной реальностью бытия русского человека, но и идейно-философским образом. Связано это со сложным культурно-историческим процессом, который высвечивает подлинные духовные ценности, закрепленные в жизненном укладе крестьян. Эти ценности питали творчество многих русских писателей. Так, мы можем вспомнить поэзию С.А. Есенина и Н.М. Рубцова, прозу В.И. Лихоносова, В.И. Белова, В.М. Шукшина, В.Г. Распутина и многих других. Актуальна эта тема и сегодня, свидетельство тому – произведения З. Прилепина и А.А. Антипина.

Безусловно, нами названы далеко не все авторы. Кроме того, деревня в произведениях русских писателей изображена по-разному. Важно будет заметить, что даже пафос в их книгах менялся. Провести линию наследования, к примеру, от Распутина к Прилепину (если мы возьмем деревенскую тему в его творчестве) будет неправильно.

В произведениях о деревне можно выделить два художественно-эстетических аспекта, неразрывно связанных друг с другом: во-первых, природа, хозяйство, быт, то есть внешние характеристики; во-вторых, связь с землей, человеческие качества, отношение к работе – духовная составляющая.

Каковы причины того, что деревня стала идейной опорой творчества лучших русских писателей? Заметим, деревенская проза – уникальное явление мировой литературы, только в русской культуре феномен традиционной крестьянской жизни был настолько объемен.

Феномен деревенской прозы формируется в 60-е годы XX в. Разумеется, он опирается на славянофильство, почвенничество и народничество 2-й половины XIX в. Отметим: речь идет о времени, когда в стране происходят изменения в социальной жизни. Начинается массовое переселение из деревни в город, и деревенская проза ставит вопрос о взаимоотношении города и деревни – о насильственном искоренении городской цивилизацией крестьянского уклада. Можно вспомнить строки из рассказа В.И. Лихоносова «Брянские»: «Кажется, никогда бы не оставил этого места, ни за какие городские прелести не променял этой тишины и одинокости леса, их комнаты с кислым запахом, с двумя окошечками на огород и вниз на долину» [7, с. 5].

Однако не только социальные причины стоят за возникновением феномена деревенской прозы. Не менее важна для писателей этого круга была идея целостности народного бытия. Так, В.И. Белов писал: «Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно» [3]. Белов справедливо отмечает, что народный быт является основой «социального развития общества». Описанная Беловым логика преемственности абсолютно точна. Об этом говорили и славянофилы, отмечая, что своеобразие русской цивилизации и русского пути связаны с русской деревней, общинным строем жизни. Именно община представлялась им фундаментом самобытности русского народа: «...всякое государство или общество гражданское состоит из двух начал: из живого исторического... и из рассудочного... Корень и основа – Кремль, Киев, Саровская пустынь, народный быт... и по преимуществу община сельская» [цит. по: 13].

Писатели-деревенщики остро чувствовали, что наступление городской цивилизации обессиливает русскую культуру, омертвляет русский дух.

Деревенский пейзаж в произведениях писателей-деревенщиков постоянно менялся. Так, в рассказе «Брянские» Лихоносов писал: «Как хорошо-то у них, как здорово проходить по двору с пряслами, опять видеть корову под шелковицей, бабку за дойкой, старика, сидящего на земле, приморившегося за день на выпасе» [7, с. 5]. Схожую картину можно увидеть и в рассказе Г. Семенова «Юлька»: «Идиллия… Боже, куда я попала! Запах сена» [12, с. 138]. В творчестве В. Белова описание природного мира деревни наполнено особым содержанием: «Это она, земля, кормит и поит, одевает и нежит. Голубит в свое время цветами, обвевает прохладой, осушая с тебя пот усталости» [3]. В этих произведениях русская природа изображена любовно и напоминает порученный Господом заботам человечества райский сад. Человек пребывает в мире праведного труда: прекрасного и настоящего. Наиболее емко это выразил Михаил Лобанов: «…в быте постигнуть бытие» [цит. по: 14].

В произведениях современных авторов деревня выглядит иначе. Но дело здесь не в намеренном снижении образов. Иной взгляд на русскую деревню в творчестве современных писателей напрямую связан с ходом исторических, политических, экономических процессов. Сухо и безжалостно об этом рассказывают нынешние СМИ: «Русские деревни умирают молча» («КП») [13], «Почему умирает деревня? К 2025 году 96 % сельских жителей станут горожанами» («АиФ») [6], «Когда закончится деревня» («Ведомости») [11].

Реалии современной прозы о русской деревне художественно-фактографичны. Так, Захар Прилепин в романе «Санькя» пишет: «Деревня исчезала и отмирала – это чувствовалось во всем. Она отчалила изрытой, черствой, темной льдиной и тихо плыла. Заброшенные, вросшие в землю сараи, стоявшие вдоль дороги, чернели отсыревшими боками, прогнившими досками» [9, с. 39]. В творчестве А. Антипина можно увидеть схожие картины русской деревни. Например, в повести «Дядька»: «В деревне, как тыщу лет назад, <…> пялил глаза побелевший от дождей коровий череп на изгороди, да и его с досады прострелил охотник, <…> На гаражном дворе ржавели остовы гусеничных и колесных тракторов, комбайнов и грузовух, а с ними сеялки, грабли, плуги и прессовальные машины, как большие и маленькие скелеты расклеванных животных» [2].

Внешняя сторона деревенской жизни представляется некрасивой и непригодной для жизни. Она отражает действительное положение русской деревни. Однако современные авторы по-разному подходят к этому вопросу. В произведениях Антипина и романе Прилепина «Санькя» речь не идет об эмиграции из деревни. Наоборот, авторы обеспокоены состоянием деревни, а их произведения – способ привлечения внимания к проблеме. В романе Прилепина деревня, как выразился Н. Крижановский, «освещала духовный хаос» [7], городской разлад, а в прозе Антипина красной нитью проходит сожаление о постепенном умерщвлении деревни. Тем не менее в рассказах Прилепина из сборника «Ботинки, полные горячей водкой» ситуация более сложна.

Как мы видим, в произведениях современных авторов о деревне исчезает лирика, присущая их предшественникам, в их письме звучат минорные тона.

По-разному представлен и человек. Деревенская проза всегда стремилась рассказать о подлинно живой и чистой человеческой душе. Так, герои рассказов и повестей Лихоносова, особенно городские, восхищены богатством души простого деревенского человека: «Они рады каждому встречному, каждому прохожему, наговорятся досыта, всю жизнь свою перескажут» [8, с. 8]. Не случайно и художник из упомянутого рассказа Г. Семенова «Юлька» приезжает именно в деревню за вдохновением, а майор из повести Белова «За тремя волоками» вспоминает о чувстве родного: «Раньше майор почти не думал о чувстве родины. За постоянной суетой забот и дел ощущалось только ровно и постоянно то, что есть где-то маленькая Каравайка, и этого было достаточно. Теперь же майор остро и по-настоящему ощущал так несвойственное кадровым военным чувство дома» [4].

Герои этих произведений связаны духовно с деревней, ощущают ее потерянной частицей своего родного. Деревня переживается героями этих произведений как момент духовного осознания связи с прошлым и становится важным этапом их духовного становления. Особенно ощутимо это выражено в повести В.И. Лихоносова «Осень в Тамани».

В романе «Санькя» Прилепин писал: «Ему давно уже казалось, что, возвращаясь в деревню, сложно проникнуться какой-либо радостью – настолько уныло и тошно было представавшее взгляду» [9], «Саша даже не попытался рассмотреть остановившихся, чтобы никого не узнать. Все было чуждым» [9]. Схожие мотивы представлены и в «Пацанском рассказе»: «Вернувшись в отчий дом, я заторопился, не допил чай, почти выбежал на улицу, завёл машину» [10]. И в романе, и в рассказах Прилепин показывает отчуждение своего героя от деревни. В то же время, образы сельчан у Прилепина, как и у его предшественников, часто наполнены светом. Так, герои «Саньки», когда, казалось бы, навсегда потеряна связь с родиной отцов, встречают гостеприимного деревенского мужика, а Бабушка из рассказа «Осы...» – образ, духовно связанный с женскими образами В.Г. Распутина.

Деревенские сюжеты Прилепина по-разному оцениваются в критике. Н. Крижановский отмечает, что «Прилепин-писатель теряет русское, коренное, знакомое и близкое ему с детства. Традиционное, подсознательно-христианское, заложенное родителями и родителями родителей, стирается в его творчестве» [7]. А.И. Богатырева, напротив, пишет, что «это утверждение видится в корне неверным. <…> уходящая деревня в творчестве Захара Прилепина является одним из основных образов, и писатель последовательно стремится доказать важность ее сохранения для самосознания русского народа» [5]. На наш взгляд, в этом споре прав Н. Крижановский. Для деревенской прозы главным всегда было обретение героем духовной близости с деревней. Герои Белова и Лихоносова всегда ощущают деревню потерянной частицей своего, родного. В творчестве Прилепина, как правило, герои не стремятся найти в деревенской жизни выход из душевных потемок. Наоборот, они от нее бегут.

В рассказе Андрея Антипина «Шел я лесом камышом» нет безысходной отчужденности героя от деревни, желания убежать, разорвать связь со своим прошлым. Писатель испытывает угрызения совести, глядя на сельчан: «…Когда рядом живут такие люди, совестно покупать не хлеб, а лыжи» [1]. В отличие от героев Прилепина, желавших побыстрее уехать, рассказчик горюет, стыдится своего более высокого социального положения горожанина.

Современные русские писатели различных поколений по-разному видят действительность деревенской жизни в нынешних условиях, но главным остается коренной русский крестьянин. Именно в этом, в изображении сложной жизни души русского крестьянина причина столь настойчивого стремления современных писателей творчески осмыслить переходящее значение деревенского бытия.

Использованные источники:

1. Антипин А.А. Шел я лесом камышом [Электронный ресурс] : рассказ // День литературы. – URL: https://denliteraturi.ru/article/3360 (дата обращения: 06.10.2020).

2. Антипин А.А. Дядька : повесть [Электронный ресурс] // Наш современник. – URL: http://nash-sovremennik.ru/archive/2014/n9/1409-02.pdf (дата обращения: 06.10.2020).

3. Белов В.И. Лад [Электронный ресурс] // LIBKING. – URL: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/434481-vasiliy-belov-lad.html (дата обращения: 06.10.2020).

4. Белов В.И. За тремя волоками [Электронный ресурс] // Сказки. – URL: https://skazki.rustih.ru/vasilij-belov-za-tremya-volokami/ (дата обращения: 06.10.2020).

5. Богатырева А.И. Деревня в творчестве Захара Прилепина (на материале романа «Санькя» и сборника рассказов «Ботинки, полные горячей водкой») [Электронный ресурс] // Научный журнал «Вестник». – URL: http://www.vestnik.vsu.ru/ pdf/phylolog/2014/03/2014-03-02.pdf (дата обращения: 06.10.2020).

6. Веретенников С. Почему умирает деревня? К 2025 году 96 % сельских жителей станут горожанами [Электронный ресурс] // АиФ. – URL: https://udm.aif.ru/apk/raznoe/pochemu_umiraet_derevnya_k_2025_godu_96_selskih_zhiteley_stanet_gorozhanami (дата обращения: 06.10.2020).

7. Крижановский Н.И. Такие «пацанские» рассказы… [Электронный ресурс] // Литературная Россия. – URL: https://litrossia.ru/item/3774-oldarchive/ (дата обращения: 20.09.2020).

8. Лихоносов В.И. Позднее послесловие. – М. : Вече, 2018. – 416 c. 

9. Прилепин З. Санькя. – М. : АСТ, 2018. – 416 c.

10. Прилепин З. Ботинки, полные горячей водкой. Пацанские рассказы  [Электронный ресурс] // Book-online. – URL: http://book-online.com.ua/read.php?book=5830 (дата обращения: 06.10.2020).

11. Рувинский В. Когда закончится деревня [Электронный ресурс] // Ведомости. – URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/ 03/29/755244-zakonchitsya-derevnya (дата обращения: 06.10.2020).

12. Семенов Г.В. Избранное : рассказы (1962–1982). – М. : Художественная литература, 1983. – 559 c.

13. Стешин Д. Русские деревни умирают молча [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. – URL: https://www.kuban.kp.ru/daily/26927.4/3977151/ (дата обращения: 06.10.2020).

14. Тимофеев А.Н. Молодые традиционалисты [Электронный ресурс] // Литературная газета. – URL: https://litrossia.ru/item/8670-molodye-traditsionalisty/ (дата обращения: 06.10.2020).

15. Трошина Н.В. Самобытность России: к вопросу о содержании концепта «Самобытность» в дискурсе русского славянофильства // Вестник БГУ. – 2016. – № 3 (29). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samobytnost-rossii-k-voprosu-o-soderzhanii-kontsepta-samobytnost-v-diskurse-russkogo-slavyanofilstva (дата обращения: 06.10.2020).

26.11.2020

Статьи по теме