26.05.2021
Свет души человеческой
«…Укоришь себя мимолетно, что часто ходишь мимо спящих бездумно. А где же она, эта могила веков? И что ж только поле, только Тмутараканская дорога и провода на столбах, что ж незаметны следы прежнего кочевания и стоянок, пусто, кругом земля и нет даже камня, на котором отдыхал бедный изгнанник-князь, инок, либо премудрый Никон?»[1] - читаю эти строки и вспоминаю, как шла как-то медленно поодаль от Сенного и приходили в голову те же мысли. Настоящий знаток русской души Виктор Иванович Лихоносов – истинно русский писатель. В каждой строчке любого своего произведения находишь что-то близкое сердцу. Читаешь и отзывается, и чувствуется, как своё собственное. Русский писатель, он ведь не по крови русский, некоторые вот родились в России, пишут по-русски, а русскими и близко не являются. Всё смотрят на запад и пытаются незаметно его сюда переселить, развратить умы заграничной модой, истерзать душу самым изощрённым способом – безвозвратным, медленным. Произведения же Виктора Ивановича русскую душу лечат, наполняют светом и теплом.
Будучи вдали от дома, ты всегда можешь прочесть о ней и не просто представить себя там, а ощутить, как близко на самом деле твой дом – он здесь, в душе. Он никуда не уходил и всегда будет греть своим исцеляющим теплом. Ведь сердце, «оно чувствует и находит вдалеке родные тени». И думается мне, что физические величины, такие, как километры между человеком и его родной землёй – это совсем не важно. Для сердца нет преград.
В повести «Осень в Тамани» Виктор Иванович размышляет о прошлом, о тех народах, что населяли когда-то эти земли, о предках, далёких сражениях. «Как хорошо ступать по старой земле! Успевай же насладиться родимой стороной, не бурчи на жизнь, она прекрасна. Идешь и вдыхаешь воздух залива, несколько раз оглядишься, примешь в себя взором блеск воды и умирающий свет над чертой, где кладом зарыто былинное, примешь и холмы, пропустившие мимо кого-то, и все наше, живое и, конечно, забытое, когда кто-то так же шел, думал и вот века уже спит. Да, да, изумишься, кто-то же шел одиноко под вечер, и сердце у него стучало, родина и дом у него были, звезды его берегли, травы шептали, а наше будущее летало так далеко от него, так далеко и туманно, как и нам нынче его дни и ночи, походы и песни…». И никакого негатива, ни слова о тяжелой жизни в России, о её недостатках, плохих и дорогах или чём-то ещё, что наш народ любит вспоминать всякий раз, как соберётся поговорить. Светлый человек светел во всём и его лучи распространяются на нас, освещают путь и показывают, как нужно, на что обратить внимание. Писатель показывает пример, пример, который так необходим. Читаешь, а на глаза слёзы наворачиваются и хочется вдыхать тот самый «воздух залива», смотреть на закат и иметь возможность просто посидеть на обочине дороги и представить себе, как когда-то давным-давно усталый путник, быть может, тоже вот так сидел и размышлял, а может даже тоже о предках, об истории или о прекрасном.
«…Трогательна нравственная чистота, определяющая тональность этих рассказов…» – писал когда-то о Лихоносове критик Олег Михайлов и невозможно не согласиться с его словами – трогает до глубины души. Натыкаясь каждый день на горы грязи в информационном пространстве, найти что-то по-настоящему чистое и искреннее очень сложно. Но я нахожу искомое в творчестве Виктора Ивановича и радуюсь этому подарку судьбы, как дитя.
Виктор Лихоносов – важнейшая часть истории русской литературы, рядом с ним великие авторы Валентин Распутин, Василий Белов, Василий Шукшин и другие. Говоря об этих авторах, Виктор Иванович отметил, что они «… Низко, до самой земли, поклонились дедушкам, бабушкам, отцам-матерям за чистоту души, за воспитание в традициях народной правды и добра, за постоянное великое дело, которое они творили вместе со всей страной в годы испытаний, радостей и бед. Они открыто попытались сказать то, что назрело в самой душе народной. Их первое чувство к человеку — милосердие»[2]. А кому кланяются нынешние авторы? Тот же Быков, например, или Рубина. Честно говоря, не представляю, но уж точно не народу – им до народа дела нет. Всё это самолюбование, писателем же быть престижно, об этом можно сообщать всем на своем сайте и в соцсетях, а с выходом книги упиваться славой и восхищением поклонниками. А ещё можно деньги зарабатывать. Нет, я, конечно, не считаю, что писатель обязательно должен скитаться и выживать на последние гроши, совсем нет. Но уж точно не ставить коммерческий успех во главу угла. А именно так они и делают. Никакой нравственной чистоты или глубины мысли там нет и быть не может. Лишь нажива и нарциссизм.
«…А кто поедет дорогою прямоезжею – тому убитому быть». И вот эта-то прямая дорога – дорога духовного поступательного бытия народа, нации, культуры – есть дорога предания, дорога исторической памяти.
Историческая память как одно из существеннейших проявлений и показателей подлинно современного национального и общемирового общественного сознания – вот предмет художественного исследования и сквозной стержень идейного содержания всего творчества Виктора Лихоносова» - так писал Юрий Селезнёв. Именно тема исторической памяти занимает важное место в творчестве Лихоносова. Такая актуальная проблема, особенно для нашего времени, когда историю всеми силами пытаются забыть, стереть, изменить. И не только враги извне, но и, что ещё важнее, здесь, внутри. И у них получается.
Как важно помнить прошлое, помнить историю своей страны, своего народа, ценить свою культуру, традиции и передавать эти знания из поколения в поколение. «Вне памяти, вне традиции истории и культуры, на мой взгляд, нет личности. Память формирует духовную крепость человека… Беречь надо память. Для памяти и пишу», – сказал однажды Василий Белов[3]. У нас активно пытаются отобрать всё: и историю, и культуру, и личность. И это намеренный саботаж, в этом цель. Но мы ведь не так просты и не глупы – русского человека так просто не обманешь. Мы будем сопротивляться и обязательно победим эту злую силу. А Виктор Иванович поможет нам в этом. Уже помог и будет помогать, литература ведь вечна. Конечно, порою тяжело поверить, что их можно победить, но надежда есть и этого достаточно.
И всё-таки есть ещё издания в стране, которые можно и нужно читать, по которым молодые поколения смогут ориентироваться. Нравственные идеалы – то самое, что находится сейчас под ударом. Современные писатели продвигают совсем не верные идеи, они пишут о том, что, к примеру, беспорядочные половые связи – это норма. Привожу такой неприятный пример именно потому, что очень уж задел. Нет, если кому-то так сильно нравятся рассказы Лимонова, например, тут сложно что-то исправить, какой человек – такой и уровень нормы, и такие ориентиры. Однако нельзя на всех вот так ставить крест, кто-то ещё просто не знает, что читать. Молодое поколение нужно направлять и направлять в верное русло, в то, где человек научиться сопереживать, искренне любить, ценить жизнь, любить её, уметь наслаждаться красотой окружающего мира, мыслить аналитически и приходить к верным выводам. Ну и, конечно, помнить. Всегда помнить свою историю. Именно Виктор Иванович Лихоносов – тот самый учитель, который показывает, как можно чувствовать, на что можно обращать внимание и как можно любить ближнего.
Когда-то Виктор Иванович создал «Родную Кубань», по сей день в журнале всегда можно найти для себя именно родной край, не случайно выбрано именно такое название. Это оплот патриотизма, всё здесь о том, что не любят наши «прогрессивные» враги, желающие этот свой прогресс распространить и укрепить. А «Родная Кубань» всё стоит и сохраняет в себе русскую культуру, культуру Кубани и всей её большой истории. Да, мы изменились, время сейчас другое, люди другие, цели другие. Людям просто хочется выжить, суметь наскрести на жильё, чтобы не скитаться по съёмным комнатам, и наконец жить. Но даже в такой суматохе дня многие находят время открыть книгу или газету, или хотя бы полистать электронные версии любимых изданий. И почитать, поразмышлять, отвлечься от бытового и отправится в путешествие с глубокой мыслью. И это путешествие возможно с истинно русским писателем.
Читая произведения Виктора Ивановича, пускаешься в странствия, но не по другим фантастическим мирам, а в историю – в «историю простенькой жизни». Его работа не вширь, а вглубь, в настоящую жизнь, в реальность, какой она была, какая есть. Он не строит предположения о России 2050-го года, его герои не летают на драконах и не собирают магические кристаллы – они здесь, с нами, живут, чувствуют, видят мир таким, какой он есть и размышляют, много размышляют. Герои разных поколений встречаются, а мы встречаемся с ними и учимся у них. Кто-то может сказать «зачем это мне, чтобы кто-то меня учил жизни?», а я скажу, что уж в наше-то время это просто необходимо. Да и всегда было. Россия всегда была под ударом, но если раньше её пытались захватить, приходя к нам с мечом, то сейчас меч этот уже не из стали – он действует хитрее. И именно сейчас нам нужна помощь в том, чтобы разобраться, где правда. Она нам нужнее всего, ведь в правде сокрыта истинная сила.
Читая полные и очень душевные описания Кубанской природы, невольно представляешь их и снова хочется туда:
«Закат утихает где-то над Керчью. Берег Тамани выгибается и приникает узкой чертой к самой воде, по которой скользит к проливу последний катер. Склон горы покрывается тенью. В середине станицы – круглое поле, две-три коровы на нем. Это и есть выросшее дно некогда Тмутараканского озера. Стоишь, и все выше тебя: море, дальних линий не видно, горизонт на горе. Хатки разбросаны меж садов, точно белые камешки. Юг, казачья земля»[4]. Настоящее мастерство художника слова. И не хочется никаких дальних стран и никаких волшебных миров – всё, что нужно душе, здесь, в родной Кубани. И снова уютно.
«Прекрасно, что живу. Будь жизнь труднее в тысячу раз – прекрасно, что дана она мне» – вот такое искреннее мироощущение, счастье лишь в том, что ты существуешь, что есть мир и есть земля. Вот так бывает – просто радоваться тому, что жизнь тебе дана. А мы об этом очень часто забываем, ропчем, вопрошаем, за что нам всё это и очевидного не видим – что живы и дышим свежим воздухом, солнце светит и крыша над головой есть. Кто знает, была ли возможность хоть на секунду об этом задуматься, будучи на войне, например? Когда каждая минута – стресс и страх. Мы вот в относительно мирное время живём и не ценим данное нам Богом, а ведь дано многое, кто-то и этого не имеет. Жадностью страдаем, хочется большего. Писатель учит нас ценить самое дорогое, очень важный урок.
Он поднимает и другие темы:
«И почему внешнее нам бывает важнее?»;
«У тебя есть свое, – говорила она ему и опять брала его за руку, точно уговаривая не отказываться от самого себя. – У тебя свое лицо. Тебя любить будут и будут недовольны тобой. За это»;
«Все приблизительно, – сказал Степка. – Спроси десять человек, и ткнут пальцем в десять разных точек»;
«…Слова мономаховские, текшие из уст в уста до каких-то дней: "Посмотри, брат, на отцов наших: много ли взяли с собою, кроме того, что сделали для своей души?"»;
«А человек, которого не стало сегодня, полвека жил рядом с нами, и не слышен был его голос»;
«Ведь в детстве, когда жизни, как небу, не видно конца, в юности, когда воображается вечное ночное свидание под черемухой, трудно поверить, что и нас обратают сроки»;
«Но, положим, иногда люди просто не могут попасть на одну и ту же волну или, уловив ее, пугливо уходят в себя, потому что привыкли к осторожности. Кто догадается, что творится, в другом!»;
«Русскому характеру были не к лицу недомолвки. Когда я говорю все, я чувствую себя человеком».
И многие другие слова. Каждое слово – урок, жизненная мудрость, до которой мы, быть может, своим ходом ещё не дошли, а может и дошли, но не до конца осознали. Например «слова мономаховские: "Посмотри, брат, на отцов наших: много ли взяли с собою, кроме того, что сделали для своей души?"» мы может и понимаем правильно, но сложно применить их к своей жизни, особенно при современном капиталистическом представлением о важном. Потому и гонимся за ненужными вещами, богатством, не понимая, что душе нашей это не поможет или даже навредит. Остаётся надеяться, что с возрастом такое восприятие и такие ценности сменятся с ложных на истинные. Счастье-то точно не в деньгах.
А чему ещё учат нас новомодные писатели? Что на чужом газоне трава всегда зеленее, что хорошо где-то там, что нужно бросать всё и бежать из страны, иностранные слова вместо русских, иностранные имена, все иностранное. Патриотизм для них ругательное слово. Любить Родину стыдно, а вот Америку любить – самое то. Проза Лихоносова совсем о другом – для писателя Родина – это не просто красивое слово, это весь мир. Нет, он не учит сидеть на месте в своей деревне всю жизнь. Но он учит любви к родному дому, к родной вере, ко Господу. Он сам наслаждается, гуляя по Кубани, размышляя о нем, о том, что было, кто был, как жили, а мы, вместе с ним учимся тому же.
Вся проза Виктора Ивановича Лихоносова – учение и оно совсем не в тягость.
«Татарское иго? Но нет, и татарское иго легче принимается душой, так как оно понятнее. Татары не трогали, по крайней мере, нашей религии»[5] - справедливо подмечено. Современное же иго трогает всё, до чего дотянется – и религию, и душу. Ещё немного и в дом зайдут, и начнут контролировать всё, следить, что б счастливо не жили и не молились. И правда смутное время…
«Мы знаем, кто пьет уксус перед призывом на военную службу! Это вы кричите, что патриотизм есть разврат. А… Честь и слава? А любить Россию – подло? Доколе эти мерзавцы будут издеваться над всем русским?!» - такое понимание патриотизма очень созвучно с ныне современным использованием этого слова, мол «эти патриоты», лезут куда не надо. Всё зло в них. А любить Россию? Нет, Россию не нужно любить, её нужно уничтожить, этого хочется тем, кто патриотами обзывается. «Русские люди забыли свою родину-мать. Наставили маленьких кумирчиков, разбежались по партиям и сделали каждый из своей партии себе родину. Нет русских – есть либералы и консерваторы, нет России – а только «лагери» кадетов, октябристов, социалистов, анархистов». Некоторые русские и русскими-то называться не хотят, что уж греха-то таить.
Нравится мне ещё, как именно пишет Виктор Иванович. Он ведь не вставляет в каждое предложение ярких фраз, чересчур заумных слов, никакой напускной яркости. Ему нечего за всем этим скрывать, не нужна мишура. Он пишет просто, тепло, с истинными чувствами, это ощущается. Ему просто всё это не нужно, нет надобности. Он не пишет холодно и отстранённо – он живёт своей историей, хочется верить во все, именно так говорит простой и честный человек, а ненужный фарс – это удел графоманов, тех самых, которые получают многочисленные премии, к сожалению.
Подводя итоги, хочется сказать, что Виктор Иванович Лихоносов и как писатель, и как человек искренне любит свой народ с всей его многовековой историей, он его никогда не предаст, ему не нужно ничего с человека поиметь, ничего от него не нужно. Только помочь быть счастливее, мудрее и больше любить нашу многострадальную Россию, беречь её и бороться за её процветание. Ведь мы и наша Россия – это одно целое.
Вот так её чувствует писатель: «…Тихо, хлеба наливаются. Песни из тебя прямо вытягивает, я шел и пел, слыхать меня было далеко, но кто оглянется: пустое поле, дорога, никого. Родина-матушка. Все ясно, близко»…
[1] Лихоносов В.И. Осень в Тамани. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rospisatel.ru/osen%20v%20tamani.htm (дата обращения 15.05.2021).
[2] Лихоносов В.И. Без скидки на время. [Электронный ресурс]. – URL: https://biography.wikireading.ru/281765 (дата обращения: 15.05.2021).
[3] Селезнёв Ю.И. Что б и для души было. [Электронный ресурс]. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/literaturovedenie-i-kritika/literaturovedenie-i-kritika_9757.html (дата обращения: 15.05.2021).
[4] Лихоносов В.И. Осень в Тамани. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rospisatel.ru/osen%20v%20tamani.htm (дата обращения 15.05.2021).
[5] Лихоносов В.И. Из сундука. [Электронный ресурс]. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/na-styke-zhanrov/na-styke-zhanrov_4147.html (дата обращения: 15.05.2021).
26.05.2021
Статьи по теме