Александр Иванов: Меньше равнодушия, больше рвения в познании окружающего мира!

Российская астрофизика славится своими традициями и открытиями. К сожалению, для гуманитарного большинства из нас физика и астрофизика – это писатели-фантасты, ставшие классиками, и пара-тройка общих представлений из далекой школьной программы о том, как устроено звездное небо. Получается, что в нашей действительности мы не знаем об этом ничего или почти ничего. На эти и другие темы нам удалось побеседовать с руководителем Астрофизической оптической обсерватории Кубанского государственного университета Александром Леонидовичем Ивановым.

Немец Г.Н.: Изучение астрономии имеет многовековую традицию. Еще философы древности были обращены к изучению звездного неба. Понятие космоса было и остается синонимом порядка и гармонии во Вселенной. Насколько важно знать нашим современникам астрономию? Что это? Сказка, мечта, или устоявшийся порядок понимания сути вещей?

Иванов А.Л.: Человечество познает окружающий мир, в котором оно живет. За тысячи лет менялось наше представление об устройстве и размерах Вселенной. От понятий расстояний в десятки и сотни тысяч километров, до фактически бесконечности, и многообразия картины божественного замысла, который мы пытаемся для себя открыть и познать. Астрономия лишь помогает нам представить Вселенную в бесконечном количестве решений и возможных вариантов пути развития. На мой взгляд, мы только делаем первые шаги в понимании Космоса, нам открылось не более 10 %, мы еще сомневаемся и строим множество гипотез, не имеем единой концепции.

Немец Г.Н.: В структуре Кубанского государственного университета, начиная с 1970 года, расположена Астрофизическая обсерватория.  Какие возможности она предоставляет для студентов и преподавателей? В чем заключается ценность обсерватории как экскурсионного объекта?

Иванов А.Л.: В структуре нашего университета, Астрофизическая обсерватория появилась недавно – в 2010 году. Однако как астрономическому объекту и учебной лаборатория скоро исполнится 65 лет. С 1957 года обсерватория называлась Станция оптических наблюдений за ИСЗ Астрономического совета АН СССР при Кубанском госуниверситете №1027. С 1957 по 1993 год СОН ИСЗ №1027 была прежде всего исследовательской лабораторией причастной напрямую к космонавтике. Помещения использовались для чтения лекций и проведения лабораторного практикума. А площадка – для практических занятий астрономией. Сегодня это многофункциональный лабораторный комплекс, где проводятся занятия по астрономии и астрофизике, используются самые современные телескопы и цифровые приемники, выполняются научно-исследовательские работы, экскурсионно-демонстрационные мероприятия. За год проводятся в среднем несколько сот экскурсий, лекций и мероприятий. Объект является уникальным и представляет, как исторический, так и современный исследовательский центр.

Немец Г.Н.: Как известно, астрофизика как раздел астрономии активно изучает физические процессы, происходящие в тех или иных астрономических объектах. Какие, по Вашему мнению, существуют астрофизические мифы, известные широкому обывателю, которые до сих пор не нашли своего научного подтверждения и вызывают недоумение и улыбку?

Иванов А.Л.: Мифов больше астрономических. Например, таких, как «Полярная звезда - самая яркая», «Земля – плоская» и т.д. В астрофизике много гипотез, но это некий путь, тут вряд ли улыбки уместны. Одним словом, много попыток дать объяснения полученных данных.

Немец Г.Н.: Астроспектроскопия как подраздел астрофизики рассматривает астрономические тела как визуальные объекты. Что позволяют добиться в исследовании астрономических объектов современные спектрографы?

Иванов А.Л.: В 1835 году французский философ Огюст Конт писал о звёздах: «Мы никогда и никоим способом не сможем изучить их химический состав и минералогическую структуру». В это же время, немецкий физик Фраунгофер уже начал при помощи спектроскопа анализировать химический состав Солнца!  Современная астрофизика построена на спектроскопии высокого разрешения. Спектрографы дают нам много информации о химическом составе, температуре, движении «тесных» объектов, не разделяющихся простыми методами оптических наблюдений. Поэтому спектроскопия и узкополосная фотометрия (частный случай замены спектроскопии, если объект слишком слабый) дает нам практически всю информацию об объекте, не приближаясь к нему.

Немец Г.Н.: Как мы все знаем, исследование астрономических объектов помогает Человечеству предвидеть и предотвратить катастрофы и катаклизмы природного характера. Как в этом плане помогают исследования Луны? Какие новые возможности это дает ученому сообществу?

Иванов А.Л.: К сожалению, не так. Предотвратить мы ничего не можем. Да и предвидеть можем с огромной оговоркой. Исследование Луны дает нам только то, что у нас есть возможность исследовать первозданное вещество в пределах 380 000 км, отсутствие атмосферы исключает возможность воздействия на вещество агрессивных сред. Но мы делаем и тут первые шаги, целевое исследование Луны может дать нам новые знания, но это вопрос сотен лет – космонавтика и Человечество пока в начале пути, создание баз, постоянного пребывания человека на Луне изменит не только знания о Луне, но и о Вселенной – там есть возможность построить обсерваторию за атмосферой Луны.

Немец Г.Н.: В 1977 году Вы создали астрономический кружок во время учебы в школе еще в восьмом классе. Это Вас характеризует как человека увлеченного, способного отдавать себя полностью любимому делу. Какие книги из русской и мировой фантастики оказали существенное влияние на ваши представления об астрономии и астрофизике, дали импульс для научного и творческого поиска?

Иванов А.Л.: В первую очередь, творчество И. Ефремова («Туманность Андромеды», «Таис Афинская», «Час Быка», «На краю Ойкумены», «Сердце Змеи»), А. и Б. Стругацкие (всё творчество, включая отдельные под псевдонимами С. Ярославцев, С. Витицкий), их нужно разбить на философские романы/рассказы, политические памфлеты, научную фантастику, социальные рассказы и записки. Собственно, и Станислав Лем  («Солярис», «Непобедимый», «Эдем», «Магелланово облако» и т.д.) фактически,  писал в этой плоскости.

Немец Г.Н.: Как говорил американский астрофизик и писатель Нил Деграсс Тайсон, «вселенная не обязана иметь смысл в ваших глазах».  Как, по Вашему мнению, отличается вселенная в глазах обывателя от вселенной глазами современного астрофизика? Как в этом отношении соотносятся вселенная и человек?

Иванов А.Л.: Полагаю, что никак. Если обыватель использует последнюю информацию от ученых. Здесь мы уже подходим к философским аспектам. Прежде всего –  Вселенная, бескрайний мир, и много граней и представлений, но существует некая концепция на этот мир сейчас. Всё меняется, размеры, физика, теория и гипотезы.   Человек является частью Вселенной - это главное.

Немец Г.Н.: Сарториус в «Солярисе» Станислава Лема сказал такую фразу: «Человек создан природой, чтобы познавать её. Бесконечно двигаясь к истине, человек обречен на познание». Насколько для Вас важно в научном поиске служение этой самой истине? Можно ли  назвать это служеньем муз? С каким видом искусства Вы соотносите астрофизику и астрономию?

Иванов А.Л.: Художество и музыка. Как правило, одно без другого не бывает. Собственно говоря, это происходит тогда, когда мы смотрим ролики, которые создаются на базе, скажем, хабловских снимков или снимков, которые мы делаем. Мы тоже подготовили свой ролик минут на пятнадцать, который снимали несколько лет.  А познание столь же бесконечно, как и Вселенная. То есть если исходить из представлений философов, то кантовский круг знаний показывает: чем больше круг наших познаний, тем меньше мы, фактически, знаем. Например, мы сделали там маленький кружочек – поставили один вопросик, который мы решили замечательно. Вокруг него образовалось огромное количество вопросов – вокруг этого круга. А познав их, мы расширяем свои знания. И круг опять расширяется! И так  - до бесконечности. И самое смешное будет то, что чем больше вы знаете, тем больше вы не знаете. Вам придется еще больше исследовать и исследовать.

Немец Г.Н.: Рафаил Львович Аптекарь, советский и российский астрофизик, занимался прямыми исследованиями пылевого облака кометы Галлея. В наше время изменились ли представления об этом астрономическом объекте? Какие исследования и на каких площадках в этом направлении проводятся?

Иванов А.Л.: Комета Галлея – известный объект. Она была первой кометой, получившей объяснение в движении и орбите. Комет сегодня очень много, и каждый день, сотни телескопов направлены на небо и кометы. Кометы несут первородное вещество и позволяют узнать много в эволюции Солнечной системы.

Немец Г.Н.:  4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Эта дата совпала с датой открытия Астрофизической обсерватории в КубГУ. Расскажите, пожалуйста, об этом знаковом событии уже в 2021 году. Какие мероприятия планируется проводить в Кубанском государственном университете?

Иванов А.Л.: Эта дата – день рождения СОН ИСЗ №1027. Смотрите выше. Дата открытия Астрофизической обсерватории – 21 октября 2010 года. К сожалению, пандемия пока мешает в проведении мероприятий. Посидели скромно те, кто был в то время. Не более, пообщались…

 Немец Г.Н.:  Что Вы можете пожелать читателям «Родной Кубани», среди которых есть и Ваши коллеги и студенты? К каким высоким целям нам стоит стремиться?

Иванов А.Л.: Студентам – терпения, опыта, некого «фанатизма» в познании мира, без этого никак. Меньше равнодушия, больше рвения в познании окружающего мира. Скорейшего завершения пандемии, выжить и жить!

21.01.2022

Статьи по теме