Полемика

08.03.2023

Перемена пола

Александр Кондрашов

Шесть номинаций в поисках автора

Для зрителя, не имеющего музыкального образования, «Тар» –непосильное зрелище, в котором к тому же всё поставлено с ног на голову. Фильм начинается с титров, идущих под унылую непонятно какого народа (японского?) песенку. Потом Кейт Бланшетт, играющая какую-то важную особу, отвечает на вопросы о музыке Малера. Долго. Выясняется, что её зовут Лидия (из славян, что ли?) и она дирижёр Берлинского филармонического оркестра, ученица Леонарда Бернстайна, фигура масштаба Эндрю Ллойда Вебера (кто ж такая, почему не знаю?).

Итак, главная героиня долго отвечает на вопросы ведущего шоу в Нью-Йорке, потом в ресторане – какой-то симпатичной поклонницы под ревнивые взгляды помощницы, потом – её заместителя по оркестру, и на это уходит более получаса экранного времени. Многие, полагаю, такого музыковедческого натиска не выдержали и прикорнули у монитора (фильма в прокате нет, но он доступен в Сети). Потом Лидия на частном самолёте прилетает в Германию, где встречается с женщиной-концертмейстером своего оркестра, её лесбийской партнёршей, и тут те, кто проснулся, пожалели, что проснулись, так как наблюдать, как две пятидесятилетние женщины целуются в губы, не всем приятно. Но надо досмотреть, чтобы хотя бы понять, зачем это неимоверно длинное кино снималось и за что Кейт Бланшетт все так хвалят, а у фильма – аж шесть оскаровских номинаций. Неужели только потому, что героиня – лесбиянка, ведь теперь это важное конкурентное преимущество в борьбе за позолоченную статуэтку?

Если бы героиня была мужчиной – не исключаю, что в первоначальном замысле создателя фильма Тодда Филда так и было, – то всё было бы понятно и логично. Тогда это понятная история талантливого дирижёра, которого обвинили в доведении до самоубийства ученицы. Он не виноват, но у него много чего накопилось: надоела жена и ужас как понравилась русская виолончелистка, её хочется взять в оркестр, но для этого надо кого-то уволить... Кроме того, ему отвратительны лицемерие и ханжество новой либеральной этики, что весьма актуально, но говорить об этом нельзя.

В фильме Лидия ведёт себя как все обыкновенные натуралы, на удивление упорно отстаивает вполне традиционные семейные ценности. Все её неприятности начались после того, как на творческой встрече с музыкальной молодёжью она имела неосторожность заступиться за многодетного Баха. Молодой негр-бисексуал вступил в полемику с Лидией, заявив, что величайший композитор всех времён и народов ему не нравится, так как у него было слишком много детей. Лидия в том, что Бах много сил отдавал исполнению супружеского долга, не видит препятствий для восприятия музыки гения (впрочем, от себя добавим, что основная заслуга в рождении двадцати детей всё-таки у жён Баха, а их было две, да и половина детей умерла в младенчестве).

Если бы главный герой был мужчиной, получился бы крайне смелый по нашим временам и актуальный фильм, но кто ж его дал бы снять? Так что режиссёру пришлось шифроваться и менять герою пол. Итог компромисса мучительно скучный, однако Кейт Бланшетт играет самоотверженно и временами актёрски побеждает эклектику замысла.

Кстати, знаменитым Берлинским оркестром руководили замечательные дирижёры-мужчины Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо и никогда – женщины. Сейчас же там главный – выходец из России, которого зовут Кирилл Петренко.

Источник

08.03.2023

Статьи по теме