ЕГЭ: великий и ужасный

Система образования – одна из основ любого государства. Её качество влияет не только на экономические показатели страны, но и на культурно-ценностные ориентиры целых поколений. О том насколько эффективен в широком аспекте процесс обучения в современной России можно судить по качеству школьного образования. Несмотря на то, что некоторые умения осваиваются еще в детском саду, именно обучение в школьные годы готовит подрастающую личность к дальнейшей жизни в обществе. Ни для кого не секрет, что нынешнее школьное образование сильно отличается от советского. Последнее, в частности, все еще вспоминают с долей восхищения многие отечественные деятели. Так, бывший министр образования и науки РФ Ольга Васильева считает, что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения — «лучшего в мире» [5]. Доктор экономических наук Руслан Горевой в своей статье «Дивный новый мир», говоря о том, как санкции против России затронут нашу систему образования, и вовсе призывает: «Вперёд – назад, к советской школе!» [2]. Однако речь не о советском образовании, которое, к слову, имело свои неоспоримые как плюсы, так и минусы. Сейчас необходимо обозначить основную проблему российского школьного образования на современном этапе и выявить каким переменам в общественном сознании она способствует.

Не будет преувеличением утверждать, что главная беда нашей системы образования – это единый государственный экзамен. Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2008 году его уже сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах. Автором идеи ЕГЭ стал бывший министр образования РФ Владимир Филиппов, а реализатором доктор технических наук, директор Федерального Центра тестирования при Министерстве образования и науки РФ Владимир Хлебников [3].  Данная форма школьной аттестации практикуется в нашей стране уже более двадцати лет. Но несмотря на весомый срок, споры вокруг нее не утихают. Итак, ЕГЭ, как известно, представляет собой несколько блоков заданий. Блок А содержит в себе тестовые задания, в блоке В необходимо дать краткий ответ на вопросы, а в блоке С предоставить развернутые ответы. Таким образом, при проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и методы оценки качества выполнения работ. Особое внимание в процессе подготовки к ЕГЭ уделяется, как ни странно, тестовой части. По выражению учителей, старшеклассники «набивают руку» для ее успешного выполнения. Это позволяет сделать следующий вывод – учеников загоняют в единые рамки стандартизированных тестовых систем, что в свою очередь приводит к уничтожению творчества, критического мышления, любопытства и способности учиться. Кроме того, этот принцип единообразия, лежащий в системе единого государственного экзамена, как правило, вешает ярлык «неудачников» на выпускников, так и не сумевших «набить руку» и в результате сдавших ЕГЭ на низкий балл. Как помнится, год от года, начиная чуть ли не с начальных классов, учителя твердили нам, что «нет ничего хуже завалить экзамены», и что наша личностная реализация буквально невозможна в случае провала. Что в итоге? Ученик покидает школу с твердым убеждением, что он не готов к жизни. Ведь ЕГЭ не допускает ошибок: «0 ошибок – ключ к будущему» - его девиз. Но ошибки – это, прежде всего, залог развития. Больной темой для школьников является и давящая атмосфера проведения ЕГЭ. Камеры, надсмотрщики, металлодетекторы, сопровождающие – все это напоминает концлагерь и мозг сдающего на пару с его беспокойной душой «уходит в пятки». О каком адекватном и объективном результате может идти речь?

Создается впечатление, что школа – это лишь затяжное поступление в университет. Ведь многие-многие годы тратятся на подготовку к «великому и ужасному» ЕГЭ. И здесь особняком стоит прежде всего математика и естественные науки. Уроки литературы, искусство, спорт и другие дисциплины остаются на обочине, за исключением перспективы поступления на гуманитарные, творческие специальности. Современное российское образование, во главе которого стоит ЕГЭ, основано на единообразии. Но ведь люди преуспевают с большей вероятностью, когда система поддерживает самые разные области раскрытия таланта … Школьный учитель сегодня выступает лишь доставщиком информации, в то время как он должен стимулировать и увлекать. Однако все сводится лишь к контролю над выполнением стандартизированных тестовых материалов, а не к учению. Вместо побуждения к воображению или творчеству школьников заставляют следовать единому алгоритму. Ученикам не хватает любопытства, которое является своего рода двигателем достижений. Ведь если в них зажечь любопытство, то они будут учиться без дальнейшего принуждения и содействия. Нынешние же школьники заняты по большей части так называемой канцелярской работой – решением тестов, что не предусматривает никакого любопытства и творчества.

Кстати, после долгожданного поступления в университет и его окончания, молодые и амбициозные выпускники пытаются найти работу, что заранее тщетно, ведь без соответствующего опыта они никому не нужны. Выясняется, что отнюдь и это не радостное явление берет свои корни из все того же ЕГЭ, которое штампует однотипных, не способных мыслить творчески студентов, заранее лишенных любых других вариантов личностного развития, кроме как поступления в высшее учебное заведение.

Как побороть эту злостную череду? Необходимо сохранять в школьниках дух исследования, поглощения и переработки новой информации, показывать, что ошибки – это эффективно, зажигать дух образования, активировать критическое мышление, развивать творческие способности. И, конечно же, отменить ЕГЭ. В начале данной статьи было неспроста упомянуто о советском образовании. Вместо бесконечных однотипных тестов, советские школьники сдавали настоящие экзамены: «По русскому языку и литературе, по родному языку и литературе, по алгебре, геометрии и тригонометрии экзамены проводятся письменные и устные; по всем остальным предметам — только устные. Устный экзамен по языку проводится одновременно с экзаменом по литературе» [4]. Я считаю, что письменные и устные формы контроля, представляющие собой развернутые вопросы, как ничто иное, дают проверяющим возможность объективно оценить уровень знаний обучающегося, его компетентность и эрудицию.

На просторах интернета мне довелось услышать следующую фразу: «Ученик – это пушка, которую заряжают ради финального выстрела (сдачи ЕГЭ). После залпа пушка остается пустой». На мой взгляд, эта мысль отлично характеризует российскую систему образования, нацеленную лишь на формальную сдачу единого государственного экзамена и дальнейшее «обезличивание» выпускников, «выжимание» из них интеллектуальной составляющей. Завершить рассуждения хотелось бы словами американского писателя и журналиста Марка Твена: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в моё образование» [1].

Список использованных источников:

1. Socratify.Net Цитаты об образовании [Электронный ресурс]. – URL: https://socratify.net/quotes/mark-tven/9583

2. Горевой Р. Дивный новый мир [Электронный ресурс]. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_13977.html

3. ЕГЭ - Общие сведения [Электронный ресурс]. – URL: http://shkola-n4.ru/ege_obschie_svedeniya.html

4. Забулионис А. Об экзаменах в школах советского Союза в первой половине XX века // Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». 2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ekzamenah-v-shkolah-sovetskogo-soyuza-v-pervoy-polovine-xx-veka

5. Куркин Е. Что может спасти образование и нацию? // Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». 2016. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-mozhet-spasti-obrazovanie-i-natsiyu

24.03.2022

Статьи по теме