Полемика

28.09.2022

«Вышка» – и крышка!

Георгий Филин

Нужно ли много и долго учиться, чтобы стать полезным и состоятельным членом общества?

Одиннадцать лет за школьной партой и ещё пять – в вузе. Не сточишь ли зубы, грызя гранит науки так долго? А так-то можно и зубы на полку – если в семье грызущего нет финансовой базы (у многих ли нынче она в наличии?). Выход, казалось бы, очевиден: овладел школяр азами знаний, и марш во взрослую жизнь – трудиться и зарабатывать. Тем паче что своих рабочих рук в стране не хватает. Но мешают общественные предрассудки. Не овладел полным средним и «вышкой» – не видать тебе жизненного успеха. В итоге всем плохо. Родители тянутся изо всех сил, отдавая чадам последнее, а их чада трудоспособного возраста маются в аудиториях, изнывая от собственной материальной несостоятельности, вместо того чтобы пойти и заработать.

Радужные ожидания и суровая реальность

В советское время стремление большинства активной молодёжи пройти через вуз даже поощрялось – несмотря на то, что во все времена подавляющее число выпускников не устраивалось работать по профилю. Смысл «вышки» был не в том, чтобы научить чему-то студента, – в первую очередь вуз воспитывал советского гражданина. Лояльного и безынициативного, знающего ровно столько, сколько положено. Этим же, к слову, занималась и средняя школа в старших классах. Никогда не задумывались: не затем ли студентов отправляли перед очередным семестром «на картошку», чтобы устроить им там незабываемую встречу, лоб в лоб, с «глубинным народом»? Воспитать, а не научить – вот в чём была основная идея «вышки». Впрочем, и сегодня не многое изменилось – вузы в первую очередь «санируют» активную молодёжь, чтобы та перебродила издержками юношеского максимализма под контролем взрослых наставников. А уже затем учат чему-то полезному.

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы

– Любовь к труду прививалась детям со школьной скамьи. Сегодня этого нет, подчёркивают родители. Более того, всё это запрещено. «Уборщица уберёт», «учитель обязан», «наши дети в школу ходят учиться, а не работать» – слышим зачастую. Может, кто-то надеется, что у ребёнка в жизни будут те, кто его продолжит обслуживать, но это неправильно. Уважение к труду, тем более любовь, так не сформируешь. А в жизни это очень важно. Важно как для ученика, так и для его родителей, всего общества и страны. Качество, без которого невозможно развиваться человеку и государству. Предлагаю подумать о вовлечённости детей в общественно полезную работу. Начав с элементарного – что всегда было в нашей жизни.

И вот итог. Покидая регио­нальные альма-матер и устраиваясь на работу по специальности, выпускники с удивлением обнаруживают, что в вузах их, собственно, ничему по-настоящему полезному не обучили – всё приходится постигать заново, нередко напрочь отметая то, о чём талдычили оторванные от реальности преподаватели. Вузы больше зачастую не обеспечивают базиса знаний – столь стремительно меняется жизнь. В итоге выход в большую жизнь для студентов становится драмой.

А всё предрассудки, будь они неладны. Не будь этих предрассудков, умные и настойчивые, овладев базовыми знаниями курса основного общего образования, шли бы не в 10–11 классы или тем более в вузы, а прямиком в сферу IT и услуг, где именно таких-то, как они, и недостаёт. В стартапы прямой путь молодым людям, не обременённым семьями и готовым отдавать себя работе в режиме 24/7. Экономике нужны молодые программисты и ответственные менеджеры. И так ли уж обязательно молодому IT-специалисту, который овладел всеми нужными навыками и готов зарабатывать, прививать мысли о необходимости получить высшее образование, чтобы состояться в жизни?

Движущая сила новой экономики

Никто, заметьте, не говорит, что вузы больше не нужны. Просто не стоит устанавливать причинно-следственную связь между обязательным образованием и успешностью в карьере. Да, врачом нипочём не стать, не отучившись шесть лет в вузе плюс ещё два года в интернатуре. Но речь не об узких специалистах, а о тех, кто идёт в вуз за дипломом. Подчас абы каким. Потому что «так принято». А ведь, казалось бы, чего проще: если ты учишься в школе и кое-что понимаешь в программировании, то из школьного класса (и с математическим уклоном тоже, отчего нет?) можно шагнуть сразу в большую жизнь. Прямиком в экономику – минуя «обязательную» корочку диплома. Государству и системе образования тоже, к слову, повод задуматься, как упростить путь к вузовскому диплому тем, кто уже постиг азы, так сказать, на производстве. Устранив ненужные цензы и препоны.

Понимаете, о чём речь? При Сталине колхозам нужны были рабочие руки – и школьники отправлялись в поля собирать овощи, злаки или хлопок. А советская система уверяла, что детского и юношеского труда в стране нет и не может быть. Кстати, подросткам платили деньги за их работу – как взрослым. И они могли выбирать: учиться им дальше или идти прямиком во взрослую жизнь – зарабатывать деньги. Сегодня у экономики иные потребности – современные специальности нуждаются в тех, кто их сможет освоить, в активной и умной молодёжи. В сегодняшних старшеклассниках, которые могли бы стать движущей силой новой российской экономики.

Справка

Заблуждаются те, кто считает, что закон запрещает использовать труд подростков. Принуждать к труду незаконно, это так. Но согласно статье 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора «допускается с лицом, достигшим возраста 16 лет». Трудовой договор могут заключать и лица, достигшие возраста 15 лет, «для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью». С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки с учащимся, достигшим возраста 14 лет, «может быть заключён трудовой договор для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда». Тут скорее вопрос не в законе как таковом, а в правоприменительной практике. Видимо, кто-то должен выступить с инициативой, всколыхнуть волну, чтобы процесс пошёл?

А как за границей?

Основатели «Майкрософт» Билл Гейтс и Пол Аллен написали свои первые компьютерные программы в 13–14 лет. А годом позднее уже зарабатывали, находя ошибки в программном обеспечении компьютерной компании, с которой сотрудничала их школа. Другими словами, они работали программистами с отрочества, зарабатывали деньги, а получать высшее образование пошли, будучи опытными специалистами. Собственно, большинство американских айтишников именно так и начинали – со школьной скамьи.

В Китае и Индии, на которые у нас нынче принято оглядываться, та же история. И не только в сфере IT. Школьники отправляются работать менеджерами, используя тот багаж знаний, который даёт основное общее образование (а не полное среднее). Да, никто не говорит о том, что эти школьники тут же оказываются на руководящих постах, но для того, чтобы занять рабочее место айтишника, едва выходящим в большую жизнь китайцам и индусам не требуются вузовские дипломы. Собственно, на том и строится их будущая карьера – как можно раньше начать работать за деньги, помогая тем самым семье, а уж потом, определившись в жизни и наработав навыки, думать о том, стоит ли продолжать учёбу.

Кстати

Накануне Марк Зальцберг, профессор физического факультета Хьюстонского университета, штат Техас, опубликовал статью об американских подростках. «Какой-то либерал провёл в странах Запада закон, запрещающий детский труд. Другой «умник» изобрёл закон о всеобщем среднем образовании. И вот, вместо того чтобы работать или приобретать профессию, не требующую среднего образования, «дети» 14–19 лет законно бездельничают и безобразничают в школах, ибо никто не в силах выгнать их за безделье. Мало того! Их нельзя взять на работу ранее достижения ими 18-летнего возраста. Будучи к 14 годам физически взрослыми людьми, они заводят себе любовниц и любовников, рожают с 13 лет, но боже упаси заставить их работать, чтобы занять соответствующее место в жизни».

Источник

28.09.2022

Статьи по теме