Писатель и война. К вопросу об отношении к войне в святоотеческой традиции

Автор художественного произведения о войне, реализующий свой замысел сквозь призму евангельской истины, возлагает на себя огромную ответственность воплощения военных событий в контексте «духа Писания»  и в соответствии с требованиями, предъявляемыми  к православному воину. Хронотоп  произведения, содержащего евангельские мотивы, должен  отражать святоотеческий взгляд на ратный подвиг православного воина во славу  Отечества, и  через «Евангельский характер»  авторского таланта, раскрывать истину о войне. По словам Игнатия Брянчанинова, писательский талант обретет «Евангельский характер» (а этот процесс всегда сопровождается тяжелой  борьбой человека с самим собой) только тогда, когда «художник озаряется вдохновением свыше», когда «он может говорить свято, петь свято, живописать свято» [3]. Однако чаще всего, как отмечал святитель Игнатий («Христианский пастырь и христианский художник»), «талант человеческий» раскрывается в большей полноте и  силе   «в изображении зла», между тем как «в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут» [3].  В этом случае уместно обратиться к высказыванию В.Никольского, который писал, что «патриотическое одушевление и защита интересов родной земли с оружием в руках принадлежат к обычным явлениям народной жизни и сами по себе одобряются естественным сознанием, как обязательные для граждан чувствование и действие» [8].  Так как основы «патриотического одушевления» любого народа к защите родной земли закладываются веками  верой народа, автору, обращающемуся к военным событиям,  важно исследовать вопрос об отношении Священного Писания и святоотеческой литературы к войнам и воинскому долгу.  

Несмотря на то, что в Священном Писании   любая война трактуется как огромная трагедия для человечества,  общественного признания заслуживает миротворец, пытающийся сохранить мир. Евангелие и Библия не отрицают войны как таковые,  считая их не только  очищением, посланным Богом человеку за грехи, но и важным орудием в борьбе со злом.  Иисус Христос говорил, что пока существует человечество, оно будет вести войны: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24: 6). Ветхозаветные войны  часто велись израильтянами либо за  земли, с которых они периодически изгонялись, либо они сами  отвоевывали для себя территории, становясь захватчиками. Когда войны развязывались против «избранного народа», то  Священное Писание указывало на его тяжкие грехи «против Бога и нарушение верности Ему» как ее основные причины. Но если народ сохранял верность Богу, а против него совершалось вероломное нападение, то Бог выступал на стороне преданных Ему, приводя  их к победе. В этом случае раскрывался мощный  патриотический потенциал всего народа через  духовную стойкость каждого гражданина, а  Божья помощь,  как отклик на истинную веру,   становилась главным оружием защиты.  Святитель Василий Великий (379 г.) также указывал на «промыслительный» характер войн и считал,  что «Бог в войнах насылает казни на достойных наказания».

          Преподобный Исидор Пелусиот разделил все войны  на «справедливые и несправедливые, войны наступательные и оборонительные» [5]. По его мнению, «несправедливые войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности» [5]. Профессор МДА А.И. Осипов в работе  «Православное понимание смысла жизни» к «явным» различительным  «признакам» всех войн относит «методы» их ведения, обращение с  пленными и «мирным населением противника» и справедливо полагает, что даже проводя защитные операции, можно совершать насилие и творить зло, «и в силу этого по своему духовному или моральному состоянию быть не выше захватчика» [6]. Ибо говорится в Священном писании, что «справедливая война ведется с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью» (1 Ин. 2, 16).  Справедливость или несправедливость войны, осознание ее   «как подвига» или, наоборот, как «разбоя»,   зависит  от   «нравственного состояния народа и армии»[6].

Отношение русской православной церкви к войнам укладывается и в евангельскую трактовку, и в святоотеческое учение, признающее войны огромной трагедией  для человечества. РПЦ  «не воспрещает своим чадам» принимать участие  в военных сражениях по защите своих близких и «восстановлению попранной справедливости». В данных обстоятельствах война становится справедливой и трактуется как необходимое и «вынужденное средство» [9] в борьбе со злом. Объясняя это, святитель Афанасий Великий (373 г.) в «Послании к монаху Амуну», принятому  как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах, писал, что убить человека не позволительно, но «истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы».  При этом «тличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах».

Митрополит Антоний  в «Опыте христианского катехизиса»  и митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский   в обращении «Отечество - понятие священное»  рассматривают проблему, ставшую особенно острой в настоящее время, о войне и заповеди «не убий». В своих произведениях они отвечают на вопрос: «дозволительно»  ли христианам участвовать в  войне. Митрополит Иоанн считает  войну  «священным делом для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и Отечества», и те, кто «берет оружие в таком случае», «совершают подвиг правды». Они «приемлют раны и страдания», «полагают жизнь свою за однокровных своих, за Родину» и «идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу» [10, с. 387]. Православная церковь  «благословляет»  подвиги солдат  и «все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества» [10, с.387]. Каноническое правило Святого Василия Великого, утвержденное Вселенскими Соборами, гласит, что «убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство» [15. Т.1, с.898]. Полагая войны несомненным злом, святые отцы учили, что еще большим  злом является «уклонение от войны и предание во власть варваров нашего ли священного отечества или других братских нам православных народов, которые по девятому члену Символа веры должны быть для нас так же близки, как и православные подданные нашего государства» [15  Т.1, с.894].  Игнатий Брянчанинов предупреждал об опасности отсутствия мужественной решимости в этой священной  войне, «твердого» стояния воинов под  «ядрами», «картечью неприятельских батарей», которые могут привести к поражению даже при численном  превосходстве над противником. Размышляя над этим же вопросом,  Иоанн Кронштадтский писал, что для того, чтобы «заслужить» Господню поддержку в тяжелую  для Отечества в трудную годину, необходимы «твердая вера в божественную помощь,  покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию,  и исправление нравов» [7]. В противном случае война может разгореться как результате «безбожного и безнравственного поведения русского мира», и война будет дана ему как «горький урок» [7]. «Ответственность за кровь и бедствия», согласно учению свт.Филарета, ложится на тех, кто  «предпринимает»  войны «без нужды, без правды, с жаждою корысти» и «жаждой крови» [14,  с. 481]. «Духовная подготовка» солдат к бою состоит в молитве, организующей мысли и дающей душе патриотический настрой, придающей  «решимость разбить врага до конца» за его «святотатство» и «кощунственные действия». На Поместном Соборе 314 года было осуждено дезертирство того, «кто бросает оружие в мирное» и военное  «время» в борьбе с внешним и внутренним врагом, их «отстраняли от причастия [12]. Духовный настрой православного воина предполагает целомудренное поведение, избегание сквернословия. Заповедь «Не прелюбодействуй» становится едва ли не самой важной  во время военных действий, ведущихся против врага  на территории родной страны, и приобретает обязательное исполнение  на завоеванной территории врага.

Важное требование к православному воину, дошедшее до нас из святоотеческой литературы и Священного Предания, заключается в требовании  чистоты языка и чистоты тела. Ибо сказано в Писании, что дурной язык «оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак 3: 5–6, 9–10). Расслабление воли и сквернословие наносят непоправимый вред не только нравственному состоянию солдат, защищающих свое Отечество, но и всей армии: «Язык – небольшой член, но много делает. …Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть», – пишет святой апостол Иаков (Иак 3: 5–6, 9–10)» [ 4].

Особо следует сказать о  милосердном  отношении   к побежденному врагу, так как  обезоруженный враг,  пленный, раненый, больной, становится не способным к военным действиям, и, «будучи победителем, легко соблазниться к мести, уподобиться злу, искореняя его». Поэтому апостол Павел предупреждал: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию… Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но зло побеждай добром» (Рим. 12: 19–21). Как учил преподобный Ефрем Сирин, «опоясанный мечом» [11], «да не употребит этот меч во зло» [11], но только во благо. Меч дозволено употреблять полководцу, по словам блаженного Феофилакта, только для того, чтобы наказывать пороки, ибо  «начальник» «не напрасно опоясывается мечом, но для того, чтобы наказывать порочных» [13]. Святоотеческое учение обращает особое внимание на вопрос о том, можно ли подчиняться заведомо преступным приказам, предписывающим, например, убийство мирных, безоружных людей, убийство пленных и вызывающим другие нарушения заповедей Божьих. На вопрос, как в таком случае поступать православному воину, отвечает святитель Тихон Задонский: «Что не противно закону Божию приказывают, слушай и исполняй: в противном не слушай, так как подобает больше повиноваться Богу, чем человекам (ср. Деян. 5: 29.) Так поступали мученики святые... если [командир] велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее - не слушайся. Если грозит за это наказанием - не бойся» [5]. Уже в конце ХХ века святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обобщая святоотеческое учение о воинской службе, писал, что  «церковь желает, чтобы человек, носящий военную форму, был просвещен светом Истины Христовой, чтобы Сам Господь направлял этого человека и в мирное, и в военное время. Церковь верует, что если воин отдаст свое сердце Христу и будет руководим Господом, то он не собьется с пути, но будет искренне и жертвенно защищать своих ближних, с честью выполнять свои воинские обязанности» [1].

Любая война  повреждает не только тело, но и душу,  и чтобы не впасть в грехи злобы и мести,  уныния и отчаяния, автор, по словам Игнатия Брянчанинова, обязан  сознательно исторгнуть из своего сердца «все страсти», изгнать из разума «всякое лжеучение» и обрести «Евангельский образ мыслей, а для сердца - Евангельские ощущения». «Первое дается изучением Евангельских заповедей, а второе - исполнением их на самом деле» [3].

Список литературы:

1. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Войдите в радость Господа своего. – М., 2005. – 654 с.

2. Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского. URL: http://kateheo.ru/library/fathers-texts/postanovlenija-svjatykh-apostolov-cherez-klimenta-episko

3. Брянчанинов И. Христианский пастырь и христианский художник. // Богословские труды: сборник тридцать второй. – Русская православная церковь: издательство Московской патриархии. URL: http://www.odinblago.ru/pastir_i_hudozhnik. 

4. Герасимов П.В. Воинская служба в контексте православной нравственности URL: http://pravostok.ru/ru/main_theme/?id=623&theme=93

5. Григорьев А., протоиерей. Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1. URL: http://www.pravoslavie.ru/1347.html

6. Коротких С. Что означает «Не убий...»? // Газета «Спас». – Вып. 6. – 15 июня 2005 URL: http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=204

7. Кронштадтский Иоанн, святой. Золотые слова URL: http://www.orthlib.ru/other/inkrpokrov.html

8. Никольский В. Христианство, патриотизм и война // Православный собеседник. Казань, 1904. Т. 2. Ч. 2. URL: https://azbyka.ru/hristianstvo-patriotizm-i-vojna

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Ч. VIII,п. 2 URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128

10. Русский узел. Статьи, беседы, обращения.  Санкт-Петербург: Издательство «Царское Дело». 2007.- 404 с.

11. Сирин Ефрем, преподобный. Толкование на Послание к римлянам URL: http://www.pagez.ru/lsn/0558.php

12. Таубе М.А. Христианство и международный мир. URL: http://antimilitary.narod.ru/antology/sborniki/1905_taube/taube.htm

13. Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Послание к римлянам URL: http://www.pagez.ru/lsn/0220.php

14. Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. М., 2003.- 987 с.

15. Храповицкий А. Собрание сочинений в 2-хт. Т 1.  М.: Дар, 2007.Т.1.- 976 с.

16.06.2021

Статьи по теме