Русскую песню победила музыкальная индустрия?

Ангелина Ткачева 

С момента написания статьи «Крещение Руси не было…» прошло около 7-ми лет. Все это время музыкальная индустрия в России набирала обороты, бурно развиваясь и … деградируя.

Для того, чтобы понять почему создается определенная музыка, конкретная песня, необходимо выяснить кто будет служить ее слушателем, среди каких людей она будет иметь спрос. Ведь, как мы уяснили из статьи, значительная часть музыкальной индустрии держится на таких коммерческих единицах, как «рейтинг, рынок, рубль». «Потому что понятие «душа» никак не может уживаться с понятием «рейтинг». Не рыночное оно. А рынок – дело циничное», - пишет Николай Крижановский.

Пожалуй, начнем с того, что каждая социокультурная среда нашей необъятной страны отражает свое особое настроение. Несовершеннолетние, то бишь преимущественно школьники, студенты, малоимущие, люди среднего и высокого достатка – для каждого контингента существует свой взгляд на мир и происходящее в нем. Все они – целевая аудитория того или иного исполнителя.

Мои ровесники родились на стыке двух тысячелетий. Мы – последнее поколение 20-го века. Но также мы те, кто родился в год создания группы t.A.T.u. Поистине скандальный проект, созданный Иваном Шаповаловым лишь ради коммерческой выгоды. Теперь мы знаем судьбы самой группы (распад на пике популярности) и самого музыкального продюсера (наркомания и разгульная жизнь с последующим лечение от раковой опухоли).

Однако, в то время, когда группа гастролировала с изматывающим расписанием по разным городам России, над нами, представителями молодого поколения, возобладала определённая тенденция. Никакой цензуры, никаких запретов и полная свобода. В одной из песен группы под названием «Не верь, не бойся, не проси», можно расслышать такие строчки:

«Кто-то закрутит провод на клеммы
Кто-то замутит новые темы
Кто-то понты, а кто-то маньяк
Кто-то как ты, кто-то как я»

Безусловно, удивительного ничего нет, всем нам знакомы слэнговые выражения начала 00-х - «понты», «замутят» и т.д. Только, можем ли мы говорить о том, что именно в это время и случился раскол музыкальной индустрии, которая ушла в другую «степь»? Не стоит даже гадать, ведь Николай Крижановский пишет: «Советский писатель Николай Носов точно обрисовал духовный процесс деградации человека, занятого только потреблением и увеселением». И вот, куда этот процесс привел нас сейчас.

Нельзя отрицать того, что у каждого представителя той или иной возрастной группы своя, так называемая, реальность и способ ее отображения в соответствии с современными реалиями. Проекция этой реалии происходит из соответствующего социального обитания. Представим, школьника, живущего в неблагополучной семье, где преобладает насилие, пьянство и разгульный аморальный образ жизни. Он пропитан философией ненависти и низменностей. Очень сомнительно, что психоэмоциональный фон подростка будет находиться в рамках нормы и стабильных показателей. Юноше не была показана другая изнанка мира, ибо его Дом – это жестокость, а населяют его настоящие монстры, которые решили воспитывать своя дитя в такой атмосфере.

Возможно, мой пример покажется излишне отрицательным и чрезмерно преувеличенным. Thomas Mraz, Моргенштерн, Markul, kizaru, Pharaoh, Jeembo, Face, GONE.Fludd, ЛСП, pyrokinesis, Velial Squad, , Aikko, Скриптонит, Три дня дождя, Playingtheangel – актуальные исполнители музыкальной индустрии для молодой аудитории. Остановимся на последних трёх и попытаемся проанализировать строчки их популярных песен.

Казахстанский исполнитель Скриптонит в своей самой востребованной песне среди фанатов под названием «Это любовь» поет:

«Я опять на районе потерял себя в одном из дворов
Ты опять мне трезвонишь, чтобы, знать, что я жив и здоров
Среди тех пацанов, барыг и быков, машин, мусоров
Я пообещал бросить дуть и пить, ведь это любовь».

Сразу же напрашивается карикатурная ассоциация автора с эдаким рыцарем современности, который ради своей благоверной готов отбросить пагубные привычки во имя самого светлого и прекрасного чувства – любви. На деле же выходит лишь возвеличивание своих чувств до статуса чудодейственного зелья, которое должно спасти от всех бед и невзгод.

Однако, автор, затерявшись «в одном из дворов» среди «барыг и мусоров», едва ли способен осознать свою «чистую» любовь и бросить ради нее все. Получается, что нас продолжают окружать образами «жертвенной» любви. Как пишет Белла Мирзоян в своей статье «Испытание музыкой»: «Мне кажется, пора признать, что для современной музыки любовь – это «лакмусовая бумажка». И ведь, это истина!

Песня, вышедшая в 2020 году под названием «Москва любит…» изобилует сниженной лексикой практически в каждой строчке и несет незамысловатый посыл:

«В моей банке АК, баблгам, лимон, амнезия
Я видел: Москва уносила, слышал: Москва – не Россия

Солнца тебе не сыскать
Теперь только дно – твоя хата и кровать».

Если «Москва – не Россия», то что же тогда является ее центром? Последние две строчки и вовсе обескураживают, нагоняя безысходность, которой в «композиции» хоть отбавляй. Парадигма такого пессимистичного взгляда прослеживается во всем творчестве исполнителя, она им буквально пронизана.

Переходя ко второму, молодому исполнителю, именующему себя «Три дня дождя», хочется лишь развести руками от количества деструктивных строчек и смыслов в песнях. К примеру, в треке «Скучно»:

«Родители не знают, что ты снова торчишь
А я, опять бухаю среди самых страшных лиц»

Или же другой песне, под названием «Демоны»:

«Словила ты ПА
Транки не спасут
Ты снова ищешь меня
А я всем телом и душой застрял в границах на час
Преисполняюсь алкоголем, будто в последний раз
А это небо устаёт тебя хоронить без конца
Я чувствую, как в мою грудь входит бензопила»

После подобных композиций хочется молодого человека отправить на прием к психотерапевту. Ведь, если «лирический герой» является его прототипом, то становится страшно от того, насколько губительное восприятие мира у исполнителя, которого зовут Глеб.

К тому же, как воспринимать текст песни, находящейся в свободном доступе, несовершенному ребенку с юношеским максимализмом и впечатлительностью? Потому что спешу заметить, очень сомнительно, что «Три дня дождя» со своим темным и мрачным концептом могут привлечь слушателя 25+, которому уж точно не захочется доводить себя алкоголем до пограничного состояния между жизнью и смертью. Верится, что люди этого более зрелые и осознанные для подобных экспериментов.

Красноярский исполнитель под псевдонимом Playingtheangel, а в народе Юрий Перфилов в своих песнях отображает праздный и разгульный образ жизни. Ничего сверхъестественного и нового, только вот песня с одноименным названием «Абьюзер» показывает нам романтизацию психологического насилия над человеком. В песне содержатся такие строчки:

«И чтобы мне нарушить целостность этих иллюзий
Я буду абьюзером, и ты будешь абьюзером»

А в недавно выпущенной композиции Юрий поет:

«Гори оно абсентом (Гори)
Искусство и наука, время и пространство
Гори оно абсентом (Гори)
Правила и идеи, идеалы и деньги»

Походит на песню-призыв к вандализму, но на самом деле ядро смысла этой композиции заключается в тотальном равнодушии и к идеям, и к идеалам, и к искусству, и даже к науке. Как говорилось: «Гори оно синим пламенем», когда опускаются руки, а эта песня, по всей видимости, вещает нам об очередной несчастной любви и разбитом сердце, а наука и искусство попали под общую «раздачу». «Поделом им», пока поэт-песенник страдает и вещает об этом на массовую аудиторию, забывая о своем влиянии.

Как можно догадаться, упомянутый мною выше пример был придуман. Однако, именно он отражает внутреннее состояние «лирического героя», живущего у названных ранее исполнителей. Не берусь досконально изучать биографию и составлять психологические портреты личности, но вывод напрашивается сам. Картина, отображенная в каждой песне юных хип-хоп исполнителей подпольной музыки, наводит на каждого слушателя депрессивное состояние вкупе с отображение удручающего мира алкогольного делирия, в котором обитают рэперы. Они это состояние ежедневно проживают и продолжают повсеместно транслировать. Сложно и говорить о будущем музыки, которая призывает к страданиям, пьянству и разврату. Но о ее влиянии молчать невозможно, ведь это, действительно, страшно.

Прискорбно и то, что даже поэт-постмодернист Иосиф Бродский писал: «Я не верю в политические движения, я верю в личное движение, в движение души, когда человек, взглянувши на себя, устыдится настолько, что попытается заняться какими-нибудь переменами: в себе самом, а не снаружи». Получается, что подобными песнями исполнители пытаются переделать в первую очередь не свое, а чужое восприятие и исказить мировоззрение? Тогда, почему же это так актуально: диктовать деструктивные и разрушающие размышление под видом «это мой стиль жизни – впитывайте и учитесь»?

Есть такая африканская поговорка: «Будь осторожен, когда голый человек предлагает тебе рубашку». Переделав сказанное, можно интерпретировать это так: если человек духовно пуст и гол, как сокол, то что он может предложить миру?

Что-то, конечно, может. Например, уродовать русский язык, как исполнитель Моргенштерн в интервью на канале Юрия Дудя: «Для меня главное, чтобы хорошо звучало. <...> Русский язык чем прекрасен? Ты можешь исковеркать его вообще под любой... Ты можешь читать так, как будто это английский, испанский... И этим надо пользоваться. <...> Будем его коверкать».

Завершая разговор о музыкальной индустрии, повторю печальную истину, которую озвучивает Лидия Сычева в статье «Песни восточных славян»: «Слово, рожденное в глубине народной жизни, питает родину, как живая вода. А у нас – всё опошлено, оциничено, изгажено, продано и предано. Где русская песня? Её нет».

А так хочется её услышать…

15.01.2021

Статьи по теме