Правда в романе «Тихий Дон»

Анастасия Горбачевская

«Тихий Дон» творение многогранное. Михаил Александрович Шолохов наполнил роман разноплановыми проблемами: от бытовых ссор, на фоне которых раскрываются как события, так и герои, до борьбы за народ и страну. Будет в корне неверно выделять одну главную тему произведения и через неё рассматривать персонажей. Шолохов, как и присуще любому гению, для читателя открыл простор, раздолье для мыслей и всяческих интерпретаций, но проблемы и темы анализировать необходимо сквозь призму истины, правды.    

Правда – простое и одновременно сложное понятие для человека. Конечно же, в этом тексте она рассматривается с позиции христианства. Как нам известно, «правда приникает с небес» (Пс 84:12), она заключена в добрых деяниях и помыслах. Всё это образует ту народную правду, к которой нужно стремиться. Однако свет не может существовать без тьмы: ложь, страсть и предательство в жизни не исключается. Одни люди освобождаются от порочного, другие упиваются своими грехами. И первые, и вторые не понимают друг друга, но сосуществуют в одном мире, находятся в вечном противостоянии. Это борьба не только на уровне людей и страстей, это битва добра и зла, божественного и демонического.

Как отметил Вадим Кожинов в своем тексте «Тихий Дон» М.А. Шолохова»: «Можно с полным правом сказать, что жестокость любви Григория и Аксиньи по отношению к Наталье не уступает жестокости революции как таковой…». И тут же критик приводит в пример одну меткую фразу Дмитрия Карамазова, подтверждающую вышеописанное: «…красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

И это противостояние можно вывести, разделив героев романа и их поступки (как бы грубо это не звучало) на «правых» и «неправых».

Обозначим, что в каждом человеке живет хорошее и плохое начало, вопрос лишь в том, какое из них занимает главенствующее положение. Такое сосуществование четко прослеживается в Григории Мелехове. В конце романа казак приходит к правде, но до этого он сотню раз побывал на перепутье, выбирая, пойти ему по дороге правды или свернуть ко греху и страсти. Рассмотрим несколько примеров проявления такой амбивалентности.

Первое, что мы возьмем во внимание – ухаживания Мелехова за замужней женщиной (винить за такой образ действий героя будем и Аксинью, но позже). Зная, что связь эта преступна, Григорий всё равно ночевал у Астаховой, не стыдясь ни отца, ни соседей, ни Степана. Вскоре толки об этой истории ушли на второй план, остались почти незамеченными в селении, но лишь на время.

Дело обостряется после женитьбы Григория. Теперь его любовь к Аксинье разрушает другую судьбу – судьбу Натальи. В 10 главе второй части первого тома мы видим, что в страсти Мелехов не кается, напротив, в своих поступках винит отца: «… не я женился, а вы меня женили. А за Натальей я не тянусь.  Хочет, нехай идёт к отцу». Не чувствует герой и жалости к своей жене, несмотря на её мольбы, уходит со двора, называя её «разнелюбой».

Несмотря на это равнодушие и жестокость по отношению к родным, Григорий соглашается воспитывать, как он думает, чужого ребенка: «… хучь бы и от Степана, куда ж теперь денешься? Я по совести спрашиваю» (1 том, 2 часть, 20 гл). Из «насмешливой жалости» Мелехов идет на это, хочет успокоить свою совесть, ведь до сих пор скучает он по хутору и родным: «Скучаю по хутору, Петро.  По Дону соскучился, тут воды текучей не увидишь. Тошное место!».

Правда «закричала» в Григории, когда он столкнулся с жестокостью в Радзивиллово. Увидев изнасилование полячки Франи, он попытался восстановить справедливость, чего сделать не вышло. Это происшествие врезалось ему в память и проложило дорогу к истине: «пронизанный воспоминанием, в первый раз за длинный отрезок времени чуть-чуть не заплакал».

Ещё один эпизод, в котором отражается правдивая сторона Григория – убийство австрийца. Убить было необходимо, однако душа героя всё равно колеблется, принцип «чужая кровь как бы не кровь», иначе, разрешение крови по совести, ему не подходит. Шолохов подробно описывает эти переживания: «жмурясь, Григорий махнул шашкой», «муть свинцом залила темя», «замотал головой», «спотыкаясь, пошел к коню», «путано-тяжел был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь». Остро реагирует Мелехов не только на смерть австрийца. Так же мучительны были для него расстрелы белых и красных, на протяжении всего романа не привык он к этим зверствам – отказывается верить, что казнят красноармейцев Подтелкова, а убитую и изнасилованную женщину предлагает похоронить по-человечески.

Заключаем, что Григорий всё же сторонник правды. Несмотря на свою грешную страсть к Аксинье, он стал любящим отцом. В бою он показал себя не только как казак, но и как человек, что выделяет его из груды озлобленных солдат как личность с христианскими ценностями. Признак веры не только в ежедневной молитве, настоящая вера проявляется в самые тяжелые времена – когда остальные отчаиваются, отрекаются от Бога и творят бесчинства, истинный христианин продолжит следовать Заветам.

Но не все герои романа следуют правде или хотя бы амбивалентны. Речь идет об Аксинье Астаховой. В описание её внешности Шолохов изначально вложил порочное: «губы у нее бесстыдно-жадные, пухловатые», «несла мимо красивое, стосковавшееся по нем тело, бесстыдно-зазывно», «порочно-жадные красные губы», «жгла его полымем черных глаз».

Как было замечено ранее, Аксинья также виновница измены своей и главного героя. Она отказывала Григорию, а напротив, упиваясь своими несчастьями, решила забыться в объятьях Мелехова. Её можно характеризовать как жертву (не путать с «жертвенностью»): вместо того, чтобы бороться с трудностями, она упивается несчастьями и увлекается грехом, винит весь мир в своем горе.

Помимо систематических измен мужу, Аксинья, когда прознала про Наталью, решила отобрать Григория, в конце концов, после раздумий, укрепилась в ней следующая мысль: «…Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им, как раньше». Именно что владение, а не искренняя любовь движет женщиной, эгоизм для Аксиньи важнее семейного счастья, она готова уничтожить «непорочную» Наталью ради своей страсти. Даже любовь для Астаховой имеет другое значение: если Коршунова любит за душу, а пристрастие к ласкам вообще чуждо, то для Аксиньи важно низменное, любовь для неё – горячая и пылкая страсть.

В 19 главе третьей части первого тома Аксинья упивается чужими страданиями, так, героиня глумилась над Натальей, когда та пришла у неё мужа выпрашивать: «Вот она – законная брошенная жена – стоит перед ней принижается, раздавленная горем… ». Разгневанная Астахова не признает своего законного мужа и из жадности, ревности отказывается отдавать Мелехова жене. Завидует Аксинья и красоте Натальи: несмотря на кривоватую шею, черты лица её свежи и не «не измяты временем»,- поэтому Аксиньи напирает на деффекты Коршуновой, с целью уничтожить врага.

За одним грехом следуют еще больше: даже после смерти единственного ребенка Астахова не забывает своих привычек и отдается Евгению с бурной, «давно забытой страстью» в надежде утешиться. И через три дня также его не отталкивает. 

 В третьем томе мы можем наблюдать воссоединение Григория и Аксиньи. В одном эпизоде, в одной фразе Шолохов показал весь эгоизм и собственнический инстинкт женщины: «… Значит, тебе семья дороже меня? Дороже? И туда, и сюда потягивает?..». Астахова, зная о детях и крепкой семье Мелехова, всё равно пытается посеять в сердце любовника зерно сомненья. Её не пугает, что этим она снова поссорит родных, оставит детей сиротами на руках одной лишь Натальи и старых родителей Григория. Для такой гордячки это лишь маленькая преграда на пути к ложному счастью.

Резюмируем, что Аксинья – воплощенье ложного пути. Уродливую личность её нельзя оправдать горькой судьбой. Для неё нет правды в традиционном понимании, скорее, она руководствуется «неправдой» или «лжеправдой». Эта ложная правда заключается в издевательствах над слабыми, потакании своим потребностям, поклонении греху и себе. Главное, чтобы было хорошо именно ей – вот в чём правда для Астаховой. Она не учится на своих ошибках, редко сострадает.

Ещё один образчик неправды, казачка Дарья. Свободолюбивая, она не подчиняется ни свекру, ни кому-либо из домашних. Ею движет всё та же страсть, девушка не может жить без мужа и поэтому частенько ему изменяет, свекру говорит следующее: «Мне без этого нельзя… мне казак нужен, а не хочешь – я найду себе, а ты помалкивай». 

Дарью также можно назвать бойкой девкой: на лошади держится как казак, за словом в карман не лезет, этому же поучает Наталью, которую изначально невзлюбила из-за её целомудренности.

Один из главных недостатков казачки – гордыня. Она убивает Ивана Алексеевича не только из-за жажды мести, но и из-за гордости и тщеславия: « И подталкиваемая зверино-настороженным ожиданием толпы, сосредоточенными на ней взглядами, желанием отомстить за смерть мужа и отчасти тщеславием, внезапно появившимся оттого, что вот сейчас она совсем не такая, как остальные бабы, что на нее с удивлением и даже со страхом смотрят и ждут развязки казаки, что она должна поэтому сделать что-то необычное, особенное, могущее устрашить всех, — движимая одновременно всеми этими разнородными чувствами, с пугающей быстротой приближаясь к чему-то предрешенному в глубине ее сознания, о чем она не хотела, да и не могла в этот момент думать, она помедлила, осторожно нащупывая спуск, и вдруг, неожиданно для самой себя, с силой нажала его». Можно сделать вывод, что она не только самолюбива, но и сторонница мести и «разрешения крови по совести». Её постоянные измены говорят о том, что Петро она не только не уважала, но и не любила. Это подтверждает эпизод приезда генерала. Когда казачке выдавали деньги за убитого мужа, она цинично  думала о том, что «генералик подходящий». Здесь её можно сравнить с Шамилихой, которая «вдруг заплакала, да так беспомощно и по-женски горько, что лица офицеров сразу утратили веселое выражение и стали серьезными, сочувственно-кислыми». Сравнивая Дарью и жену Мартина Шамиля, выводим, что первая в смерти супруга увидела выгоду и возможность дальше вести распутный образ жизни, в то время как действительно любящей жене не нужны были деньги и награды, для правдивой женщины важна крепкая семья и живой, здоровый муж.

Стоит указать и то, что Дарья не почитает Бога. В своей срамной болезни она винит именно Его: «Мне он, бог, зараз ни к чему. Он мне и так всю жизню мешал. — Дарья улыбнулась, и в этой улыбке, озорной и лукавой, на секунду Наталья увидела прежнюю Дарью. — Того нельзя было делать, этого нельзя, все грехами да страшным судом пужали… ».

Вернемся к правде. Поистине светлый образ в романе – Наталья Мелехова. Несмотря на её попытку самоубийства и аборт, который привел к смерти, мы можем сказать, что она жила правильно, по правде. Как настоящая женщина, она всегда была возле мужа, и даже когда Григорий решил уйти из семьи, она попыталась остановить его. Девушке не была важна взаимная любовь со стороны супруга, главное, что она рядом с ним. В отличие от Дарьи, она кроткая и целомудренная, не боится работы, рада помочь по хозяйству. Ей не интересно «баловство», она не уважает распутниц.  От Аксиньи её отличает то, что в её чувствах нет греховной страсти и эгоизма.

Чистоту Натальи подтверждает и эпизод, где показаны роды, как она сама о себе говорит: «Я от стыда ушла… Батю не смела… Я чистая, маманя, и их искупала…». Мелехова показала себя как примерная и заботливая мать, последнее отдавала детям: «Всю жизнь вбивала в детей, стала неряшливей к себе, все время, свободное от работы по домашности, тратила на них: мыла, стирала, вязала, штопала и часто, примостившись боком к кровати, свесив ногу, брала из люльки двойнят и, движением плеч высвобождая из просторной рубахи туго налитые, большие бело-желтые, как дыни, груди, кормила сразу двоих».

Дети стали смыслом жизни девушки, она расцвела и похорошела, не иссушил её материнский труд. При этом Наталья по-женски мудра: когда до неё дошли слухи об изменах мужа, не устраивала дома скандала, ни единого слова в упрек не сказала при детях, пристыдила, когда они с Григорием остались наедине.

За годы замужней жизни она выработала в себе крепкий характер и стойкость, казачка отказывается мстить Аксинье за разрушение семьи, но готова постоять за своих детей и их счастье. Именно Наталья раскрывает истинные чувства Астаховой: «… не любишь ты его, а тянешься за ним по привычке… ты и с Листницким путалась, с кем ты, гулящая, не путалась? Когда любят - так не делают».

Любовь для Мелеховой заключается в верности, прощении, смиренности.

Здесь же хочу привести слова из обращения Апостола Павла к коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».

Все эти составляющие любви живут и крепнут в Наталье, именно поэтому она идёт по пути правды.

На смертном одре казачка признает свою ошибку, поэтому прощает мужа, стойко, без слез, смиренно встречает смерть. Напоследок она перекрестила и поцеловала детей, что ещё раз доказывает её религиозность.

Так, Михаилу Александровичу Шолохову удалось не только передать дух времени и обрисовать события революции, но и показать, как божественное и бесовское борются в людях.

В романе «Тихий Дон» описана не только правда человеческая, но и правда народная, ведь всё что происходит в стране, рождается в сердце. Истина у всех разная: для одних это извращенный гуманистический идеал, для других жертвенный, но правильный путь. Мастерство Михаила Александровича Шолохова в том, что он показал противостояние этих идеалов не только в бытовых конфликтах, но и со стороны войны и революции. Правда живет и в доме, и в окопе, вопрос в том, будут ли ей следовать. Если отвернуться люди от истинных идеалов, это равносильно гибели не только человека, семьи, рода, но и всей страны.

17.04.2021

Статьи по теме