О личном восприятии творчества В.И. Лихоносова

Виктор Иванович Лихоносов известен как певец Кубани и казачества, автор литературного памятника дореволюционному Екатеринодару «Наш маленький Париж», настоящий патриот юга России, воспевающий его плодородную землю. Но родился он в далёкой Сибири, на станции Топки и прожил там 20 лет. По врачебной рекомендации Виктор Лихоносов переехал на Кубань, где поступил в Краснодарский государственный педагогический институт на историко-филологический факультет, который закончил в 1961 году – здесь он начал свой литературный путь. Кубань стала для писателя «духовной Родиной», и именно в этом он мне особенно близок. Ведь и я как человек, переехавший на эти земли из Башкирии, знаю это чувство к Кубани, как к чему-то уже очень родному.

Интересно то, как получилось, что главным литературным певцом Кубанской земли стал человек, чьё детство и отрочество прошли вне её? Весь секрет, на мой взгляд, кроется в глубочайшей духовной и душевной чуткости писателя, в его способности понимать культуру, историю, чувствовать человека и его переживания, проходящие на фоне времени. Кроме того, Родина Лихоносова – это, в первую очередь, Россия. Он писатель всероссийского и национального уровней. А о Кубани и сердечной привязанности к ней писатель говорил следующее: «Юг спас моё здоровье, а тихий ласковый Краснодар, степь, горы и полюбившаяся мне угловая Тьмутараканская (Таманская) земля, омываемая морями, усугубили мою склонность к созерцанию. Не какой-то огромный опыт, а впечатлительность привела меня к писательству» [1].

Остановлюсь на самом первом опубликованном произведении Лихоносова – на рассказе «Брянские» (1963), так как уже в нём появляются мотивы и темы, которые станут ключевыми и в последующих произведениях автора. В этом небольшом рассказе мы видим историю простых, светлых и чистых душою стариков, которые уже в преклонном возрасте переехали на Кубань из Брянщины. Терентий Кузьмич и Мария Матвеевна очень нравятся герою-рассказчику, однако он вскоре должен уехать в город и признаёт, что будет по ним скучать. К этим людям у него были особые чувства, его притягивала их любовь, к традициям, своим детям, к гостям своего дома. Об их радушии лирический герой говорит: «Они рады каждому встречному, каждому прохожему, наговорятся досыта, всю жизнь свою перескажут» [2]. Весомую часть рассказа составляют описания пейзажей. Так уже в первом своём произведении Виктор Лихоносов показал, как чутко относится к русской природе, как восхищается её красотой и как замечает даже самые, казалось бы, незначительные детали: «В такие утра я был с ним не раз и очень радовался пробуждению до света, когда ждёшь, пока не забелеют сквозь зелень стены хат, когда все запахи леса и поля отстоялись и свежо, неповторимо терпко пахнут на тропах, когда ещё сыра дорога и четки на восходе и мутновато-мягки на западе края гор, когда ещё доживает своё полночная жизнь и уже начинается новая, когда никого, кроме тебя, нет, разве что затарахтит телега внизу, проедет, развалившись на споде, мужик, и опять никого» [2]. Еще одна важная тема рассказа – звучащие в тексте мотивы народных песен, которые пели пожилые супруги за столом с молодым гостем. Это говорит о почитании автором своих корней и его восхищении перед историей и культурой России: «Видится мне поле и по нему, по далёкому полюшку, три розные дорожки. Идёт парень к девчонке, ой, и зачем он ходит так поздно?» [2].

Среди всех тем рассказа ключевая, на мой взгляд, поднята в конце. Здесь автор приходит к тому, что жизнь в деревне, которой жили наши предки, ближе к природе. А город у писателя отождествляется с шумом и суетой: «Вот уеду, буду до поры до времени гулять по городу, толковать о высоких вещах, и вдруг скучно мне станет, тоска по простору и дорогам забьётся внутри, и вспомню я и девчат на ферме, и ранние зыбкие утра, и звонки колокольчиков на шеях коров, и запах фуфаек в клубах, где девки хихикают при поцелуях на экранах, и вспомню, как хорошо мне было на горе, в отдаленной тишине, среди родной простоты этих брянских стариков, певших мне о трёх разных дорогах, о молодости и расставании… И потянет меня вдаль» [2]. Так, жизнь в деревне для Лихоносова более полная, счастливая, духовная и настоящая, а люди в ней верны русским традициям. Это позволяет сделать вывод о том, что рассказ «Брянские» относится к деревенской прозе. Кроме того, в нём заложена основа всего творческого пути Лихоносова – любовь к Родине.

Следующее произведение, на котором хотелось бы остановится – повесть «На долгую память» (1969). Здесь явно прослеживается столкновение людей «нынешних» и людей «настоящего». Лейтмотивом по всей повести является мысль о том, что уходит эпоха, исчезают русские люди, русские по духу, и автор выражает свою печаль и тоску по этому поводу. Однако, он не отчаивается и не теряет надежду, думает, что утраченное можно ещё восполнить. Эта вера воплощается в образе Физы Антоновны, а точнее в её письмах своему сыну, которыми заканчивается каждая глава повести. Мать Евгения – образ идеальной русской женщины в традиционной системе ценностей. Она невероятно сильная, после потери мужа забота о семье пала на её хрупкие плечи. Тяжело приходилось семье, Физа Антоновна очень много работала и всё делала ради других, откладывая в сторону собственные потребности, это видно из её писем сыну: «Пишу письмо, сердце волнуется, а много помогать – нет моих сил. Корова мало даёт, зубов у неё нет, сено плохо ест, жмыху купила, картошку тру, а выжимки корове. Всю зиму никуда не хожу, тру картошку, 200 стаканов крахмала натёрла, как-то надо выходить из положения. Принесли ещё налог за огород, за квартирантов, за выгон, что корову пасти. Ты пишешь, что стыдно просить, а до стипендии далеко, ничего, сынок, не сделаешь, у кого ж ты будешь просить и кто ж тебе посочувствует, как не родная мама. Я продала теленка за 400 рублей, купила поросенка за 200, завтра пойду платить налог – 500 рублей, и снова остаюсь без копейки, ну ничего, как-нибудь ... Милый сыночек, как ты от меня далеко. Ложу в письмо 10 руб.» [3].

Образ Физы Антоновны удивителен. Думаю, каждый (и я в том числе) при прочтении этих строк вспоминает свою маму и то, как она способна жертвовать всем ради своих детей. При прочтении писем я находилась вдали от дома и каждый раз думала о наших с мамой разговорах на расстоянии и о том, как она скучает по мне. Но тоска эта была светлой, ведь Лихоносов всё описывает с добротой и любовью. И несмотря на грусть, в сердце я радовалась, что в моей жизни есть такой прекрасный и родной человек. Здесь важно отметить, что Физа Ивановна предстаёт перед читателем не только, как любящая мать, но и как православная по духу женщина, способная на жертвы ради других. Несмотря на все тяготы, она не поселила в своем сердце обиду и ненависть, в ней не было чувства, что жизнь обошлась с ней несправедливо. Вместо этого каждый её поступок и всё её существование было проникнуто любовью, христианской жертвенной любовью к ближнему. Особенная сцена пение Физы Ивановны. В этом фрагменте мы видим эту сильную женщину в непривычном для нас цвете – она захмелевшая, весёлая и такая простая, не отягощенная заботами. И в этом пении передан русский дух простого человека. Ещё юный Евгений, сын Физы Ивановны, на это пение произнёс: «Разве я это забуду, не переломит нас никакая сила, никакое ненастье, плохо станет – всё равно запоём!».

Важной темой повести «На долгую память» стала и тоска по былому русскому духу. Мысль о том, что всё «истончилось» Лихоносов транслировал неоднократно. Здесь сразу вспоминается цитата, где он особенно уделяет внимание духовному кризису на Юге России: «Почему среди этнически русских всё меньше и реже вижу…русских по духу? Почему они как бы иностранцы? Что-то в самом деле случилось с нами, и первее всего – с нашей интеллигенцией. На Кубани это заметно особенно. Сорок лет живу в Краснодаре в томлении, спрашиваю: “Почему здесь нет того, что так сладко грело меня в Пскове, в Вологде?” Юг России особенно растерзан безродным кокетством и какой-то базарно-курортной сутолокой на скрижалях истории. Как много стало пустых русских людей! Русские потихоньку, помаленьку от всего своего отреклись» [4].

Пару слов скажу и об «Осени в Тамани». Здесь писатель ярко передал дух казачества, его ценности и быт. Показательны образы казаков Юхима и Стёпки. Во главу своей жизни они ставят верность своему роду, своей истории, своему наследию. Главная идея Виктора Лихоносова здесь – не забывать родную землю, мать, отца, чтить предков, даже самых дальних. Ведь в их прошлом и их опыте наше будущее, они заложили тот фундамент, по которому мы смело шагаем в жизнь. Автор пишет: «Как хорошо ступать по старой земле! Успевай же насладится родимой стороной, не бурчи на жизнь, она прекрасна…Да, да, изумишься, кто-то же шел одиноко под вече, и сердце у него стучало, Родина и дом у него были здесь, звёзды его берегли, травы шептали, а наше будущее лежало так далеко и туманно, как и нам нынче его дни и ночи, походы и песни… “Посмотри, брат, - донесла нам летопись, - на отцов наших: много ли взяли с собой, кроме того, что сделали для своей души?”». Так, Стёпка собирает плоды народного творчества в надежде передать их потомкам, он образован, много читает, кроме того он восхищается русскими князями, их вере в Бога (при этом сам является христианином). Юхим же написал «Историю Тамани», что в очередной раз показывает, что в восприятии Виктора Лихоносова казаки и история неотделимы друг от друга.

Значительное место в своём творчестве Лихоносов уделяет кризисам русской идеи и патриотизма в умах людей. И всё, что он говорил на эту тему, актуально и по сей день. Я задумывалась: а почему же это всё происходит, и творчество писателя помогло ответить мне на этот вопрос. Патриотизм – это любовь к Родине, и чтобы её действительно полюбить, её необходимо понять. А это значит, что необходимо знать свой язык, свою историю, свою литературу и свою веру. И что мы наблюдаем в наших школах и университетах? Уменьшение количества часов на эти дисциплины и отсутствие уроков православия (или же лишь формальное их присутствие). Особенно часто Лихоносов писал о потере интереса к русской классической литературе: «Все заметнее и заметнее, что художественная литература оттеснилась в угол как что-то лишнее, без чего можно жить даже в так называемом культурном мире, а вместо Пушкина, Тургенева, Бунина, Чехова, Шолохова, Шукшина, Белова и Распутина проще, если уж на то пошло, захватить в сумку с продуктами Маринину, Донцову или какую-нибудь Дашкову и заглянуть в текст после разгадывания сканворда» [5].

В завершении хочу сказать, что Виктор Иванович Лихоносов – особенный писатель для меня. Его светлые произведения, пропитанные христианской любовью и патриотизмом, не могут не откликнуться в сердце любого человека. Он очень чуток в понимании и описании человеческой души и природы. Даже высказывания в духе того, что всё «истончилось», не содержат в себе ненависти и осуждения. Они пронизаны тоской и сожалением. Я очень рада тому, что мне удалось увидеть его лично на научной конференции, посвященной его творчеству. Благодаря таким писателям стояла, стоит и будет стоять русская земля.

Список использованных источников:

1. Бондаренко Владимир «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК ВИКТОР ЛИХОНОСОВ» /  https://zavtra.ru/blogs/2003-10-0872

2. Лихоносов Виктор «Брянские» / https://libking.ru/books/prose-/prose-su-classics/1062967-2-viktor-lihonosov-lyublyu-tebya-svetlo-sbornik.html#book

3. Лихоносов Виктор «На долгую память» / https://www.litmir.me/br/?b=564848&p=1

4. Лихоносов Виктор «Пора задуматься!» / https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_1437.html

5. Лихоносов Виктор «Я – писатель русский по чувству» / http://moloko.ruspole.info/node/654

12.05.2022

Статьи по теме