Журналистский дебют Евгения Дмитриевича Фелицына
Сюжеты первых журналистских публикаций замечательного кубанского историка и видного общественного деятеля Евгения Дмитриевича Фелицына были связаны с его службой в 76-м пехотном Кубанском полку. Серия из четырех очерков под общим названием «Майкоп (корреспонденция “Кавказа”)», а также целый ряд других публикаций, появившихся в тифлисской газете «Кавказ» в 1872 году, позволяют прояснить некоторые подробности этого периода жизни Фелицына. Периода, пока еще наименее изученного в его биографии.
В многочисленных справочниках и биографических очерках, посвященных творчеству Фелицына, в качестве первой публикации обычно указывается материал, появившийся в местной периодической печати на год позже. Речь идет о «фельетоне в виде корреспонденции» под названием «Майкоп и его жизнь», опубликованном в двадцатом номере газеты «Кубанские областные ведомости» за 1873 год.
Можно предположить, что Евгений Дмитриевич не указывал свои ранние журналистские статьи, считая, что они не относятся к собственно научным изысканиям, хотя «его корреспонденции и статьи по разным вопросам касательно Кубанской области печатались в газетах “Кавказ” и “Тифлисский вестник”». Относительно недавно был обнаружен очерк «Пятигорск» с подзаголовком «Курсовой фельетон», опубликованный в газете «Кавказ» в 1873 году, однако журналистские статьи Фелицына за 1872 год до сих пор не входили в научный оборот.
«Полный послужной список Екатеринодарского конного полка есаула Фелицына, составленный 20 апреля 1881 года» содержит краткое описание первых лет его воинской карьеры – в шестнадцать лет поступил на службу унтер-офицером в 74-й пехотный Ставропольский полк, успел поучаствовать в боевых походах, награжден медалью «За покорение Западного Кавказа».
В мае 1864 года завершилась Кавказская война, и в декабре юный унтер-офицер вышел в отставку, чтобы в 1867 году продолжить службу, но уже в 76-м пехотном Кубанском полку, штаб-квартира которого находилась в укреплении Майкоп.
Новое место службы Фелицын описывал в весьма мрачных тонах:
«Кому пришлось видеть хоть одну из кавказских штаб-квартир полка, тот легко может составить себе понятие и о нашем Майкопе; молитвенный дом, или как его называют «полковая церковь», расположенный посередине квадратного бульвара с редко насаженными и далеко не тенистыми деревьями, впереди его находится вновь строящаяся церковь, в углу бывшего когда-то театра, с дырявой крышей, обвалившейся штукатуркой и покосившимися во многих местах столбами; от этой площади по разным направлениям расходятся правильно распланированные улицы с чистенькими домиками, построенными офицерами во время последних военных экспедиций, в это недалекое время, когда желавшие жить в домах должны были предварительно сами их выстроить, так как тогда домов в Майкопе было очень и очень мало; длинные здания казарм, разбросанных в разных концах укрепления, лазареты, парки и другие казенные здания, легко узнаваемые по крышам, выкрашенным неизбежной красной краской; посередине укрепления базар с довольно значительным числом лавок, и все это обнесено рвом и валом с двумя крепостными воротами, прибитыми на них дощечками, гласящими о числе жителей и, как необходимая принадлежность каждой штаб-квартиры, форштат (так называют поселение отставных и женатых солдат), растянувшийся на запад за крепостным рвом и, наконец, под обрывом у берегов реки Белой находятся несколько неправильных, грязных, почти никогда не высыхающих улиц, с такими же грязными, темными лачугами и полуразвалившимися землянками беднейшего майкопского населения; там и сям разбросаны ротные дворы, пекарни и по самому берегу бани. 76-й пехотный Кубанский полк, 2 конноартиллерийские казачьи батареи, купцы и незначительное число отставных солдат – составляли население нашего Майкопа».
Командиром полка вскоре после поступления Фелицына на службу был назначен полковник Константин Евгеньевич Дове, сыгравший важную роль в дальнейшей судьбе будущего редактора «Кубанских областных ведомостей». Именно Дове командировал Фелицына на учебу в недавно созданное Тифлисское юнкерское пехотное училище, открывавшее неплохие перспективы дальнейшей военной карьеры.
Учеба в Тифлисе давала юнкеру Фелицыну широкие возможности для знакомства с культурной жизнью административного центра Кавказского края. Можно было посетить русский театр, основанный еще Владимиром Сологубом, итальянскую оперу, публичную библиотеку, открытую для читателей три дня в неделю, кавказский музеум, созданный усилиями Густава Радде, художественные выставки.
Выходила газета «Кавказ» с хорошо поставленным новостным отделом и весьма приличными историко-литературными публикациями. К газете Фелицын присматривался особенно внимательно и, весьма вероятно, незадолго до отъезда из Тифлиса свел знакомство с будущим ее редактором титулярным советником Евгением Степановичем Сталинским.
Окончив училище по первому разряду, Фелицын вернулся осенью 1871 года в расположение полка. К этому времени жизнь в Майкопе разительно изменилась, как и сам статус бывшего укрепления:
«По новому устройству, Кубанская область была образована: из земель Кубанского казачьего войска, городов, селений государственных крестьян, солдатских слободок, колоний и горских округов помянутой области. Последняя была разделена на пять уездов: Екатеринодарский, Ейский, Темрюкский, Майкопский и Баталпашинский; укрепление Майкоп и станица Баталпашинская были переименованы в города».
Майкоп на глазах превращался в настоящий уездный город –уездное управление, казначейство и мировой суд, первая «вольная» аптека, да еще и общественный клуб, где могла собираться почтенная публика:
«Клубные собрания наши вполне удались; на вечерах этих публика несколько познакомилась; иногда вечера эти бывают очень оживленны, танцуют далеко за полночь и нередко заканчиваются веселыми, шумными ужинами. Полковая библиотека, где выписываются почти все периодические журналы и газеты, дает нам возможность следить за политикой и литературой, – да и частные лица выписывают немало журналов и газет, так что желающие читать, не могут встретить в этом больших затруднений. Заканчиваю свой краткий очерк надеждой на то, что чрез несколько лет Майкоп станет наряду с лучшими кавказскими городами».
Впечатления от увиденного Евгений Дмитриевич Фелицын быстро перенес на бумагу, и 23 февраля 1872 года в газете «Кавказ» появился его первый очерк, который он скромно назвал «Майкоп (корреспонденция “Кавказа”)». За ним в течение 1872 года последовали еще три очерка под тем же названием, статьи о качестве военного образования («Отклик Кубанца») и об исторической неточности («По поводу некролога Александра Николаевича Сутгофа»), а также три очерка о Пятигорске, два – о Железноводске, и еще один – о станице Невинномысской.
Особый интерес из «майкопского очеркового цикла» представляет очерк о приезде Великого князя Михаила Николаевича в Майкоп в сентябре 1872 года для осмотра войсковых учений. Материал Фелицына был замечен, и ссылка на него спустя много лет появилась в книге «Августейший генерал-фельдцейхмейстер Великий князь Михаил Николаевич. Очерк жизнеописания Его Императорского Высочества».
По окончанию войсковых учений Фелицын был произведен в первый офицерский чин – прапорщика, а 10 ноября в газете «Кавказ» был опубликован его очерк-хроника о состоявшемся событии с колоритными зарисовками из армейской жизни.
27.02.2023
Статьи по теме