Предприятие по добыче душ у Клайва Льюиса

Практически каждому знакома со страниц Вечной Книги история зарождения зла. Та, что рассказывает о прекрасном ангела «сыне зари», возжелавшем быть подобным Самому Творцу, за что был свержен в ад. Так он из самого любимого Господом ангела превратился в дьявола – врага всего рода человеческого, а ангелы, последовавшие за ним, в бесов. Именно он есть змей, возненавидевший любимое творение Бога – человека и искусивший его, обрекая на потерю рая и жизнь в грехе.

Дальше из Святого Писания мы знаем, что Отец послал Сына Своего Иисуса Христа для спасения людей. Он даровал нам возможность на возвращение в вечную жизнь подле Него, возможность освободиться от оков страдания, причиняемых дьяволом. Делаю акцент на слове «возможность», так как полной свободы еще нет, по крайней мере, ни на земле. Чтобы вернуться к Творцу, людям необходимо преодолеть тяжелый путь, наполненный сражениями Добра и зла, что есть вечная битва, о которой говорил Иван Карамазов: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Эта «вечная битва» волновала каждого человека, интересующегося миром, скрытым от глаз. Люди искусства, а конкретно художники, писатели и скульпторы пытались представить символически Бога и дьявола, ангелов и бесов, их «работу» над человеческой душой. Так появился ад Данте, упитанные ангелы Рафаэля, Мефистофель Гёте, Воланд Булгакова, Лючио Риманец Марии Корелли и т.д. К этим деятелям искусства присоединился писатель Клайв Стейплз Льюис с своим Баламутом и его письмами.

Наверняка, многие слышали хоть раз имя Клайва Льюиса. Во всём мире его знают как автора, из-под пера которого вышел цикл книг «Хроники Нарнии», завоевавший сердца миллионов. Для большинства он писатель, вставший рядом с авторами вселенных «Гарри Поттера» и «Властелина колец», для более узкого круга – христиан, он писатель-богослов, растолковавший сложные для понимания вещи более простым и доступным языком. Помимо «Нарнии» он оставил в наследии такие ценные работы как «Христианство» и «Письма Баламута». Именно в повести «Письма Баламута» он изобразил «борьбу» светлой и темной стороны за душу, дал объяснения всем желаниям и действиям человека. Главным отличием стало то, что Льюис не стал искажать сатану, как сделал это, к примеру, Булгаков, выставив Воланда справедливым карателем. Через уста самих бесов, он прямо даёт понять, что сатана враг, желающий «заполучить всех детей Евы и воинства небесные».

Повесть писалась в период Второй мировой войны. Клайв Льюис, будучи профессором английском литературы, был приглашен работать на христианское радио. В связи с крайне тяжелой обстановкой, он решил более творчески раскрыть духовные проблемы в своих проповедях, тем самым подкрепить боевой дух. Так, в 1942 году в газете «Манчестер гардиан» появились «Письма Баламута». Следует сказать, что работа была не из легких, ведь приходилось писать от лица искусителя, называть белое чёрным. Как сам он выразился: «От напряжения у меня как бы сжало дух. Мир, в который я себя загонял, говоря устами беса, был трухлявым, иссохшим, безводным, скрежещущим, там не оставалось ни капли радости, свежести, красоты. Я чуть не задохнулся, пока не кончил книгу».

Книга состоит из писем, написанных представителем легионного беса Баламута своему подчиненному-бесу Гнусику. Льюис размещает «работу» бесов над людьми в некоем учреждении, где есть руководители и подчиненные. Об этом он говорит в предисловии: «Живу я в административном веке. Самое большое зло творят теперь не в мрачных притонах и вертепах, которые описывал Диккенс, даже не в концлагерях – там мы видим результаты. Его зачинают и рождают (предлагают, поддерживают, разрабатывают) в чистых, теплых, светлых кабинетах аккуратные, чисто выбритые люди, которым и голос повышать не надо. Поэтому мой ад похож на учреждение полицейского государства или на деловое предприятие».

Основная цель такого «предприятия» – «мир, состоящий из людей, захваченных отцом преисподней; Враг жаждет, чтобы все люди соединились с Ним и при этом каждый составил неповторимую частицу». Их «Враг» – сам Господь, а «отец» – сатана. Мотивы таковы: во-первых, бесы боятся наказания «отца», во-вторых, мучаются голодом. Испытывая его, они пытаются насытиться друг другом и людьми. У них сильные поедают слабых. Сильные – это те, кто владеет искусством по захвату душ, а слабые – кто не справляется с порученными миссиями.

Итак, из писем выясняется, что у каждого беса есть свой подопечный человек. История разворачивается возле молодого англичанина, совсем недавно пришедшего к вере. Дело по поимке его души поручили бесу-новичку Гнусику, чьим руководителем и «любящим» дядей выступил Баламут. На протяжении всей работы, он в своих письмах поучает младшего, указывая на самые уязвимые стороны человека и раскрывая тактику «Врага». Он непрестанно повторяет, что человек – мерзкое, любимое «Врагом», ничтожное насекомое, унижающее весь духовный мир.  Его нужно погубить всеми возможными способами.

Из всего «руководства» я выделила самые яркие приёмы:

– «Внуши ему, что материализм силён или смел, что это философия будущего»

– «Приковывай внимание подопечного к постоянно меняющимся чувственным впечатлениям. Учи его называть этот поток «настоящей жизнью»

– «Не вздумай использовать науку (я имею ввиду науку настоящую) как средство против христианства»

– «Пусть подопечный займется экономикой или социологией»

– «Используй отвращение к молитве»

– «Если только митинги, брошюры, политические кампании, движения и дела значат больше, чем молитва, таинство и милосердие, - он наш»

– «Подрывай веру и тормози добродетель»

– «Наше патентованное оружие – довольство жизненными благами»

– «Направляй его злобу на непосредственно ближних, которых он видит ежедневно»

– «Сделай мир целью, а веру – средством»

– «Всегда старайся, чтобы пациент отказался от людей, книг, блюд, которые он действительно любит, в пользу «значительных» людей, «самых известных» книг и «самых лучших» блюд»

– «Искушай человека жизнью в прошлом». «Гораздо лучше, чтобы он жил в будущем»

– «Нам нужен человек, терзаемый кошмарами будущего, гонимый идеями близящегося рая или ада на земле»

– «Питай подопечного скверненькими поэтами и третьесортными романистами старой доброй школы»

– «Ты должен ревностно охранять это странное предположение: «Моё время – моё!». Пусть ему кажется, что он начинает каждый день как законный владелец двадцати четырех часов»

Клайв Льюис как никто другой более реалистично показал устройство мира, скрытого от глаз, где Бог – милосердная любовь, сатана – неутолимая ненависть. Эта повесть служит напоминанием о «вечной борьбе» и разоблачением зла, выдаваемого за добро.

13.05.2022

Статьи по теме