Взгляд на систему российского образования сквозь призму сериала «Классная Катя»

Анна Крышка. Союз Тимофея Шаламова и Ольги Френкель породил на свет очередной «шедевр» отечественного кино под названием «Классная Катя» (2022г). Сюжет этого сериала до банальности прост: Катя – типичная представительница «золотой молодежи», она за угон машины ДПС должна понести наказание, но богатый и имеющий власть отец спасает дочь от тюрьмы. Чтобы все-таки не сесть в тюрьму, девушка должна показать родителю, что изменилась, то есть устроиться на работу. Но на какую? Ответ приходит сам собой, ведь у Кати имеется красный диплом педагогического вуза, который ей отец «сам покупал»! Видимо, по мнению сценаристов и режиссеров, получить педагогическое образование в нашей стране может любой человек, даже без особого желания и усилий, как наша главная героиня. Беззаботная жизнь Кати заканчивается, девушка начинает ходить на невыносимую, ненавистную и почти каторжную работу. Теперь ей ежедневно нужно рано вставать, соблюдать дресс-код, видеть этих раздражающих детей и, что самое страшное - их чему-то учить. Но героиня делает для себя открытие: преподавать гораздо сложнее, чем курить за школой со своими учениками. Чему же может научить такой педагог? Какой пример он подает?

С самой первой серии зрители видят, как учительницу Катю ставят в тупик ее профессиональные обязанности. Ей сложно понять, зачем нужно следить за питанием детей в столовой, заранее продумывать вопросы родительского собрания. Кате в целом не ясно, зачем думать о ком-то кроме себя? Удивительно, как с таким отношением к окружающим она согласилась «овладеть» профессией, не предполагающий безразличие ни в каком его виде?

О мерках, которыми героиня сериала измеряет жизнь, можно судить по сцене, где она ставит оценки ученикам, ориентируясь только на их активность в социальных сетях. Современный подход, нечего сказать. Но это только начало демонстрации переосмысленного воспитания школьников. Апогей его зритель наблюдает, когда «учитель года» дает покататься на своей машине детям, и они попадают в аварию. Или, когда Екатерина Федоровна устраивает алкогольную вечеринку, куда зовет своих подопечных, чтобы наладить с ними контакт. Одним словом, она старается быть на одной волне с учениками. Такие действия могли бы вызывать уважение, если бы не ставили героиню на один уровень умственного и эмоционального развития со школьниками. А это, увы, уже критично.

Настоящий учитель в моем представлении – это человек способный не только научить читать или писать, но и имеющий авторитет, решающий проблемы учеников, выходящие за рамки школьной программы. К сожалению, Екатерина Федоровна как педагог под это описание не подходит. Она-то со своими трудностями не может справиться, а о помощи окружающим речь вообще не идет. С ее появлением в школе все только запутывается: в крепкий узел сплетаются взаимоотношения подростков, преподавателей, даже Катиного папу сценаристы решили не оставлять в стороне, поэтому он заводит роман с завучем. Кому же будет интересна география, когда тут такие мизансцены?

Создателям сериала, если они, конечно, преследовали цель показать идеал, к которому нужно стремиться, а не картину страшной деградации и духовного опустошения, следовало бы обратиться к опыту коллег и посмотреть ранее снятые фильмы. В русском и советском кинематографе нет традиции сгущать краски, зато есть тенденция с уважением и трепетом подходить к освещению тяжелых трудовых будней учителей. Например, фильм «Большая перемена» (1972 г), где главный герой – временами забывающий о личном счастье молодой педагог, старающийся помочь своим подопечным решить их далеко не детские проблемы, фильм «Доживем до понедельника» (1968г), где выдающийся актер Вячеслав Тихонов сыграл роль учителя истории – уважаемого коллегами и учениками мыслителя, пытающегося поступать по совести. Но эти кинематографические произведения вряд ли могли бы вдохновить Шаламова и Френкель, слишком разнится идеологический подтекст их работ. Если у советских режиссеров образ учителя - светлый, чистый, наполненный опытом и знанием, то у наших современников он «спускается на землю», они создают личность «свободную от предрассудков и общих правил».  В созданной ими концепции преподаватель может позволить себе не придерживаться педагогических принципов, как и этических норм в целом, он – макиавеллист, способный на любую подлость и низость, ради достижения своей цели. Здесь, безусловно, чувствуется западное влияние, с его желанием называть своими именами даже самые интимные и неприличные вещи без капли стыда и стеснения, с его вездесущей  толерантностью, с его насмешками над понятиями добра, чести и веры,  с радикальным феминизмом и другими «болезнями» современного общества.

На протяжении всего сериала складывается ощущение, что главная героиня имеет узкий эмоциональный фон и не обладает достаточным уровнем эмпатии. Возможно, этим сценарист хотел подчеркнуть неразвитость «Классной Кати» как личности, ее незрелость, но скорее всего причина заключается в игре Валерии Астаповой, которую нельзя назвать безупречной. К слову, актерский состав этого кинематографического эксперимента не может не удивить: роль главного бунтаря школы и объекта вожделения всех девочек исполняет «юное дарование» и «звезда» Тик-тока* – Даня Милохин. От него не отстает Луиза Габриэла Бровина – персонаж, имя которого знают все восьмилетние девочки, имеющие собственные телефоны и зарегистрированные в той же соцсети. Выбивается из общей картины только Гоша Куценко - хорошо вжившийся в роль мэра города и Катиного папы, персональные фанаты которого, да и я вместе с ними, до сих пор не понимают, чем именно заинтересовало его участие в этом фильме. Предельно ясно, что с артистами такого уровня можно делать все: заставлять произносить не имеющие смысла монологи, разбрасываться пошлыми шутками и совершать нелогичные и неуместные в складывающийся ситуации действия, - потому что режиссер точно знает, что будет лучше.

В сухом остатке перед зрителями предстает очередная низкопробная попытка подражания канонам западного кинематографического искусства, без какого-либо оттенка своеобразия. В картине полностью отсутствуют национальные ценности, от русского в сериале остались только имена героев и вечная тема коррупции.

Проблема, обозначенная мною, гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Во-первых, деградация положительного образа педагога в кино является прямым отражением этой деградации в жизни. В последнее время требования к работе преподавателя резко снизились, воспитательная часть из образовательного процесса почти удалена (остается она только у учителей «старой школы», т.е. обученных в СССР), эту нишу в должностных обязанностях учителя занимают тонны отчетов, списков и прочей макулатуры. Во-вторых, наблюдая на экране неправильную по сути своей коммуникацию между педагогом и учеником, дети перенимают поведенческие навыки героев. А так как данная модель поведения, к счастью, в большинстве своем имеет мало общего с реальным ролевым общением, между учителем и учеником возникают серьезные конфликты, решить которые не так уж и просто. Можно долго перечислять примеры негативного воздействия фильмов с похожим идеологическим посылом, но нужно ли это? Думаю и так понятно, что от них, в первую очередь, страдают дети, за будущее которых мы несем ответственность.

Повлиять на финансирование сериалов, где положительные образы намеренно искажаются, где происходит жесткая подмена понятий – сложно. Но в наших силах заметить эту тенденцию и написать честный отзыв (простой комментарий, целую статью или видеообзор - не важно какую форму вы выберите). Главное не молчать и верить, что мы будем услышаны.

21.10.2022

Статьи по теме