Ждём

Виктория Голдыш

Самым большим коллапсом в истории социальных сетей уже называют сбой, который произошел на Фейсбуке его сервисах вечером 4 октября. В 19:00 по Московскому времени из-за ошибки в протоколах маршрутизации перестала работать самая популярная в мире соц. сеть, а за ней мессенджер WhatsApp и Инстаграмм.

Эффект домино был запущен: из-за резкого наплыва пользователей (а их в Фейсбуке около 3,5 млрд человек) повысилась нагрузка на другие социальные сети, что стало причиной перебоя в работе Твиттера, Телеграма, Тиктока и ВКонтакте. Суммарно работы по восстановлению заняли около шести часов – именно столько времени понадобилось Марку Цукербергу, по данным Forbes, чтобы обеднеть почти на шесть миллиардов долларов. Однако некоторые активные пользователи интернета считают эту потерю незначительной по сравнению с  затраченными нервами во время явления, которое в широких кругах уже носит название «Великий сбой».

Итак, мы подошли к самой сути: а именно, к массовой истерии, охватившей людей, которые лишь на короткое время соприкоснулись с иллюзией исчезновения глобальной паутины. Обострившееся из-за многочисленных локдаунов и дистанционных операций неудержимое желание непрерывно оставаться онлайн еще более усугубило проблему зависимости от социальных сетей.

Конечно, «Болезнь 21-го века» на самом деле пока болезнью не является и не признается диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам. Однако она уже считается формой поведенческой зависимости, которую врачи описывают как чрезмерное, неконтролируемое использование социальных медиа, сохраняющееся несмотря на серьезные негативные последствия для личных, социальных или профессиональных функций.

На сегодняшний день ученные уже выявили ряд сопутствующей симптоматики: депрессия, повышенная тревожность, гиперактивность, синдром дефицита внимания, и, в некоторых случаях, проблемы развития нервной системы в детском и подростковом возрасте. Так что это лишь вопрос времени, когда же зависимость от социальных сетей станут рассматривать как реальную угрозу психическому и физическому здоровью человека.

А пока мы наслаждаемся новостями о том, что московский кусок мрамора завел собственный блог в Instagram, в котором фиксирует все свои состояния (это какие, холодные и бездвижные?) и от первого лица повествует о неоправданных ожиданиях.

А пока мы приветствуем новое явление цифровой некромантии и некрофилии. При нем искусственный интеллект, обучаемый на файлах с произведениями умерших артистов, не только генерирует и воспроизводит голос, но и продолжает «творить» от лица мертвых.

А пока мы ждем.

Потому что решение глобальной проблемы интернет-зависимости требует комплексных мер как на уровне отдельного человека, так и на уровне государственном.

Конечно, можно пойти индивидуальным путем замены виртуальной жизни «живым» общением. Это решит сразу несколько вопросов: например, ухудшение коммуникативных навыков и пагубное влияние на здоровье человека или группы лиц. Привлечение к проблеме родителей и преподавателей позволит воздействовать на индивидуума извне, что создаст условия для мотивации к обучению, возвращения интереса к окружающей среде.

А как же тогда быть с необходимостью пользования социальными сетями на уровне рабочем?

Психологи уже давно рекомендуют периодически делать так называемые «детоксы» от социальных медиа, т.е. значительные по времени перерывы в использовании сетей. При этом хобби, которое будет заменять онлайновые коммуникации, должно предполагать реальное общение с живыми людьми «не из монитора девайса».

 Все это работает, но на отдельно взятом «цельном» человеке, который имеет сформированное мировоззрение и достаточный уровень самодисциплины. А главное – желание работать над собой.

Но по статистике, больше всего времени в социальных сетях проводят дети и подростки. Более 60% их свободного ото сна времени посвящено формированию личного мнения о происходящем в мире, новым знакомствам и самореализации на просторах интернета. Опасность кроется еще и в том факте, что для общения они пользуются традиционно «взрослыми» сервисами - например, ВКонтакте, Инстаграм, ТикТок.

Несмотря на запрет на мат, некоторые модераторы сообществ недобросовестно относятся к своим обязанностям, пропуская в публикации нецензурированный и аморальный контент. Показательно не работают и законы, принятые в сфере законодательства о социальных сетях о распространении противоправной информации.

Так, становится уже необходимостью не только ввести четко прописанную систему уголовных наказаний (За упущения в мониторинге соцсетями штрафы не предусмотрены. При этом есть статья 13.41 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает санкции за неудаление противоправного контента), но и ограничить влияние социальных сетей на молодежь на государственном уровне.

Каждый день интернет-среда набирает оборы в своем развитии. Уже не существует сферы жизни, которую не затронула бы глобальная сеть, вовлекающая все больше несформированных пользователей.

В наших силах и в силах нашего государства если не сделать «онлайн» безопасной средой, то, по крайней мере, ограничить длительность доступа к нему; для этого еще есть возможности и время.

Но пока мы только ждем.

26.11.2021

Статьи по теме