Память

16.08.2021

Хранитель русского чувства

Девятого августа мир облетела скорбная весть: на восемьдесят шестом году жизни умер писатель один из столпов и неутомимых рабочих духовного возрождения Кубани и всей России, лауреат Государственной премии, много лет руководивший журналом «Родная Кубань» Виктор Иванович Лихоносов.

Классик современной русской литературы, опираясь на свой высокий статус, до самых последних дней вел каждодневную кропотливую работу по собиранию и поддержке ростков русской духовности, объединяя вокруг себя людей неравнодушных к нашему прошлому и будущему.

Мое знакомство с Виктором Ивановичем Лихоносовым было счастливым, и во многом закономерным случаем. Меня всегда увлекала история родного города и района. Работа в газете открывала для этого новые горизонты, знакомила с замечательными неравнодушными людьми, настоящими патриотами Кубани. Таким вдохновляющим и познавательным стало знакомство с прибывшим из краевого центра в Приморско-Ахарск на должность председателя районного комитета реформ и развития Владимиром Викторовичем Мочаловым. Он показал старинную фотографию величественной двухпрестольной церкви станицы Приморско-Ахтарской, разрушенной в печальном тридцать седьмом году. Оказалось, что Владимир Викторович, сам страстный поклонник русской старины, близко знаком с Виктором Ивановичем Лихоносовым, в архиве которого и нашлась эта фотография. Я вспомнил, что в городском музее есть другой ценный снимок разрушенного храма. Мы тут же нашли общий язык. Позвонили в Краснодар Лихоносову, и Виктор Иванович решительно одобрил нашу идею изучить и рассказать читателям историю вдохновенного созидания и варварского разрушения ахтарского храма. Заодно дал добро на другие материалы о нашем районе. И вскоре мой историко-географический очерк «В объятьях седого Бейсуга» был принят к печати в «Родной Кубани».

Приехав сдавать материал, я не преминул взять интервью у живого классика современной литературы. И это оказалось очень просто. Виктор Иванович, загруженный нескончаемыми делами главного редактора журнала, никому не отказывал в праве на общение. В небольшом помещении, где рядом с редакторским столом теснились рабочие места помощников, грудились стопы всевозможных бумаг и приготовленных к рассылке во все концы света свежих номеров журнала, в обстановке, где зачастую было трудно разминуться двум человекам, царила замечательная свобода духа. Каждого посетителя, порой самой непрезентабельной наружности, Виктор Иванович внимательно выслушивал, давал искренний, обдуманный неформальный ответ. И многие с удовольствием многократно приходили просто пообщаться в творческой атмосфере редакции. Бывая здесь по делам, я замечал, как некоторые товарищи «слегка» злоупотребляют гостеприимством. Но не слышал от Виктора Ивановича личных упреков в их адрес. Он мог лишь взмолиться, чтобы дали, наконец, поработать. Говорил он при этом очень мягко, отстраненно от суетных страстей. Но он вовсе не был парящим в облаках всепрощающим премудрым старцем. Виктор Иванович Лихоносов всегда энергично и бескомпромиссно отстаивал свои убеждения, во многом расходящиеся с мнением большинства. При этом каждое его негромкое слово опиралось на силу глубинных чувств и чаяний русского народа. Он был плоть от плоти русским человеком с огромной душой, кому дано было познать и наказано свыше передавать главные смыслы жизни.

В интервью я просто хотел узнать у Виктора Ивановича историю фотографии церкви станицы Приморско-Ахтарской, обсудить, какие конкретные задачи стоят перед современным обществом. Но разговор неожиданно вышел за общие рамки, затронув конкретную тему возрождения русского чувства и роли краеведов в этом историческом процессе.

Признаюсь, когда речь зашла о возрождении русского чувства, я не сразу понял, что это главная задача творческих людей нашей страны. На нас тогда навалилась оголтелая пропаганда пошлых ценностей общества потребления. Казалось именно здесь проходит передовая борьбы с бездуховностью. Но дома, вчитавшись в слова Лихоносова, я вдруг понял, до мурашек осознал: да, вот же она истина рядом. Именно с глубинного народного чувства начинается каждая страна, именно оно делает нас единым обществом.

Когда Виктор Иванович прочитал уже напечатанное интервью, он как всегда негромко, но веско сказал: «А неплохо мы с вами поговорили…»

Перечитав еще раз слова, сказанные в 2008 году, убеждаешься, что они будут актуальны всегда, как и положено словам настоящего классика…

Обращаясь к светлой памяти Виктора Ивановича Лихоносова мы можем искренне сказать: «Спасибо, за слова, мысли и дела. Они всегда будут с нами.»  

Олег Ефименко

Виктор Лихоносов: «Давно жду записки краеведа…

Краснодар, редакция журнала «Родная Кубань», 2008 год.

- Поскольку я собиратель слов, историй и судеб людских, то вещи я не храню и не запоминаю, - сразу же пояснил В.И. Лихоносов. - Когда я собирал материал романа «Наш маленький Париж», я, буквально, ничего не принес из старых домов… ничего – ни подсвечников, ни кружечек, абсолютно ничего… потому что я собирал совершенно другое. Все, что есть собрали помогавшие мне люди, порой не называвшие своих имен.

- Выходит, как попала к вам фотография храма станицы Приморско-Ахтарскрй не известно. А в нашем районе вы бывали?

- Я был один раз в окрестностях хутора Садки, можно сказать проездом, и это было очень давно. Я обычно езжу в Темрюкский район - там у меня матушка жила, там Тамань… А в ваши места? Я жалею, что я там по-настоящему не был. Когда я попал по соседству в Гривенскую, тогда была декада книгюба, мне так эта камышовая окрестность понравилась: лиманы, заливчики… И я сказал себе надо обязательно в ваших местах побывать. Но было так мало времени, поскольку я заканчивал уже роман.

- Ваш роман «Наш маленький Париж» наполнен болью за ушедшую Россию… В чем вы видите сегодняшнее предназначение свое и соратников по духу?

- Русское чувство задавлено в России. Вот мы и служим русскому чувству. От этого я и люблю краеведов, где можно поддерживаю, считаю, что им внимания никакого абсолютно не уделяется, в том числе и на местах. Об этом я говорил на первом съезде краеведов. Они живут, как никому не нужные странные люди. Между тем, это драгоценные жемчужины в той оправе, районной или краевой, которая и является нашей землею. Совершенно недооцененные люди… О них вспоминают, когда нужно справки какие то навести, кому то доложить, устроить какие то мероприятия, юбилеи… провели и тут же забыли. А ведь это хранители. У нас в журнале есть специальная рубрика «хранители».

- Значит краеведы могут обращаться к вам и печататься?

- Да, надо, как то им самим почаще подавать голос. Но не только нашел старинный документ и напечатал его. Нужно статьи уметь писать большие проблемные, о состоянии истрического наследия в районе, крае, о сохранении старины. Надо биться за это. А многие очень робкие.

- А как им биться, каким способом?

- Надо хорошо писать. Так, чтобы тебя публиковали.

- Понятно, что емкое убедительное слово всегда было в начале всех великих дел. Но, у кого то есть талант, а у кого его нет, или он направлен в иные сферы деятельности. Как научиться человеку хорошо писать?

- Это, вообще то нужно спросить у Господа Бога…

- Нет, мы у вас хотим спросить, как у классика русской литературы…

- Конечно, серьезно говоря, каждый может развить свои способности и многому научиться, но этого еще недостаточно, чтобы стать писателем…

- А как же у вас это получилось?

- Понимаете, нужно, чтобы мысль была беспокойной... Эта мысль все время преследует человека. Он не может от нее отвязаться. И избавляется он от нее толькло тем, что напишет об этом. Потом он бъется за то чтобы напечатали, потому что мысль эта для него важна. Это состояние самой жизни, это идея жизни, это идея русской жизни… За это нужно бороться, как мы боремся до сих пор за журнал «Родная Кубань». Это только кажется, что мы существуем благополучно. Все время приходится бороться за идею этого журнала. Потому что коренная Кубань вырублена. И очень многие не осознают себя ни казаками, ни просто русскими людьми. Его спроси, он говорит: «Я русский», - но не сознает этого и не служит этому. Я имею в виду, прежде всего, тех, кто находится в лоне филологии, гуманитарных сфер. Они должны это, прежде всего, чувствовать. Простой рыбак, может, лучше нас это чувствует, только об этом не говорит.

- Одним словом, вы призываете всех, кому Бог дал талант, а вместе с ним и обязанность, не молчать и во всеуслышание отстаивать на страницах газет и журналов идеи сохранения и возрождения русской духовности. Какую, на ваш взгляд, роль в этом могут сыграть краеведы?

- Несмотря на все трудности краеведам надо воодушевиться и последние силы потратить на последние реликвии, которые еще хранятся, в том числе на устные реликвии – живые воспоминания очевидцев. Люди уйдут ничего не останется. Профессор Николай Иванович Болдырев много раз ездил в экспедиции записывать народные воспоминания, то о коллективизации, то вообще о жизни в старину, и вот он говорит: «Произошло оскудение. Старики умерли, а нынешним поколениям не о чем рассказывать, никто ничего не помнит». Последних нужно успеть записать.

- И донести все лучшее до читателей?

- Да, краевед должен стать писателем. В буквальном смысле он может им и не быть, но краевед это тоже писатель. Все надо записывать: дневники, исследования. Даже про себя записывать: куда пошел, где помогли, где обругали… И мы готовы все напечатать на страницах «Родной Кубани», если это будет интересно написано. Давно жду записки краеведа! Исповедь краеведа. Это очень важно! Надо писать о своих душевных восторгах, которые чувствуете, когда ходите по дворам или увидели какие то редкие книги, листочки, ведь ваша любовь к краеведению началась с этого. Вы порой сами утрачивали память об этом, потому что переживали и как бы забывали, какое волнение вы испытали, прикасаясь к историческим реликвиям. А это имеет огромное значение, является стимулом, катализатором всей вашей жизни. Краеведов очень часто дома ругают, не понимают жены, любимые женщины, считают, что они занимаются пустяком. На самом деле это одни из самых святых людей на земле. Это хранители. Это люди, которые чувствуют проходящую жизнь, прошедшую жизнь. Чувствуют, как я написал в романе «протекание века человеческого». Вот это какие люди. Я их очень люблю и передаю всем привет. Не теряйтесь, отстаивайте свое достоинство и держите связь с нашей «Родной Кубанью».

16.08.2021

Статьи по теме