Запретить нельзя курить

Вероника Мокрова

В апреле этого года член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Султан Хамзаев предложил запретить оборот вейпов в России. Реакция последовала незамедлительно: к концу месяца президент Владимир Путин подписал указ об ограничении продажи «электронок» несовершеннолетним. Под запрет попали не только сами устройства, но и специальные заправочные жидкости для них. Более того, документ предполагает, что производители не смогут добавлять в «парилки» ароматизаторы и усилители, которые так привлекают юных курильщиков. Запреты коснулись и маркетинга: теперь слово «скидка» не применима к любой рекламной кампании электронных сигарет – за такой пиар-ход можно получить соответствующий штраф. Отдельное место занимает ограничение на видеоматериалы: в рекламных роликах нельзя показывать процесс пользования вейпом – как и с сигаретами в свое время.

То, что на проблему наконец-то обратили внимание, конечно, радует, но не за горами дни, когда принятый документ будет обрастать «поправками» и прятаться за смягчающими оговорками (как это произошло и с классическими сигаретами). Но об этом позже. Любопытнее то, что скрывается под вуалью защиты молодежи. А под ней – новое лоббирование интересов производителей табачных сигарет. Ну, что ж, раз дверь открыли, давайте разложим по полочкам.

Первая «ступень» нашего «шкафчика» – последствия моды на ароматный пар для рынка табачной продукции. По данным Росстата, за январь - апрель в России было произведено 85,3 млрд. штук сигарет - это 85,7% от объема за тот же период 2021 года [3]. То есть за год производство классических папиросок снизилось на четырнадцать процентов. Тем  временем рынок вейпинга в стране за три года вырос почти в 50 раз. В прошлом году в стране было продано 67 млн. штук электронных сигарет. Очевидно, сложившаяся ситуация стала сильным ударом по кошельку табачных компаний, производивших исключительно «классику».

Еще одним «толчком в плечо» поставщиков медленной смерти стал показной уход брендов с российского рынка в 2022-м. В их числе  Philip Morris International (бренды Marlboro, L&M, Parliament, Chesterfield) и лидер рынка Japan Tobacco (бренды Winston, Sobranie, Kiss, Play, «Тройка») [6]. Полки ларьков, конечно же, не оскудели, ведь за дело взялись отечественные дистрибьюторы. Но разрыв контрактов с прежними поставщиками сырья и проблемы с логистикой спровоцировали убытки.

Но если с дымом разобраться удалось, то вопрос вкусного пара все еще оставался открытым. Сразу отметим, что полный запрет вейпов в России, о котором говорил Султан Хамзаев, отложили. Табачные производители попросту не готовы отказываться от своего будущего рынка отечественных «электронок».  Но сейчас почти 100% таких сигарет в РФ, по данным материалов Высшей Школы Экономики, являются нелегальной продукцией [5]. По информации ВШЭ, сейчас на рынке работают лишь две официально зарегистрированные компании, занимающиеся производством (имеющие декларации соответствия и профильный основной вид деятельности) жидкостей для сигарет, и нет ни одного легального производителя «электронок». Иными словами, товар ввозится в страну усилиями частных лиц и третьих компаний. И, соответственно, наши крупные табачные поставщики остаются за бортом (либо выделяют немаленькие суммы из своего бюджета, чтобы присоединиться к теневому «парильному» тренду).

Чтобы окончательно взять быка за рога те самые единичные отечественные производители никотиновых систем обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой ускорить сроки вступления закона об обязательной маркировки «электронок».

Итог таков: с 25 декабря 2022 нанесение контрольно-идентификационных знаков стало обязательным для производителей и импортеров, а с 1 апреля – для оптовиков и розничников. Пока принятый закон мало повлиял на ассортимент сетевых ларьков со смешанной продукцией: помимо тех самых маркированных товаров полки обставлены баночками и упаковками, приобретенными через сторонние интернет-магазины, либо привезенные самостоятельно прямиком из Китая. Но ясно одно: «мешающую» сферу активно берут под контроль. А завершающим штрихом стал возрастной ценз, о котором говорилось ранее.

Благодаря законам, которые принимаются сейчас и будут приняты позже, рынок удастся расчистить для отечественных табачных гигантов (читать: «для   Дядюшек Скруджей с денежными активами за рубежом») уже через несколько лет.

С одной стороны, (с внешней, конечно же), с трендом «электронного кашля» начали бороться. Но, как мы знаем, история повторяется. До вейпов модным считалось курение табачных папиросок. И трудности, и запреты, и законы были, в принципе, те же. Но проблема никуда не исчезла.

Вторая полочка в нашем никотиновом шкафчике – история запретов классического табака, которого, как мы видим, спустя десяток законов в магазинах меньше не стало.

Сигаретный бизнес в России всегда был связан с военным делом, которое и укрывало его крепким щитом. С развалом Союза в страну уже в 1992-м въехали ранее упомянутые табачные гиганты Philip Morris и British American Tobacco, привлеченные одним из крупнейших рынков сигарет мира. Перспективы для отрасли были огромные: значительная группа нынешних курильщиков и большое количество потенциальных новых среди женщин и молодежи (в том числе и молодых девушек). Им оказывали поддержку отечественные дистрибьюторы.

Рынок контролировался двумя компаниями: «Меркурий» (20%) и SNS (70-75%) [4]. Вторая была образована в начале 90-х годов выпускниками московской Военной академии ракетных войск стратегического назначения Олегом Смирновым, Сергеем Нестеренко и Олегом Сало. Помимо ввозных сигарет оставалась крупная отечественная фирма –  «Донской табак», принадлежавшая Ивану Саввиди – будущему депутату Государственной Думы. После вступления в должность от партии «Единая Россия» от дел он отошел в рамках закона. А вот его жена Кирияки получила более 87% акций компании. Согласно федеральному реестру государственных контрактов, «Донской табак» за несколько лет с 2007 года выиграл 13 табачных контрактов на сумму более 2 миллионов долларов от российских военных [1].

Вводные данные есть – теперь к законам. Табачная сфера юридически никак не регулировалась вплоть до второй половины нулевых. В апреле 2008-го Россия подписала конвенцию ВОЗ по борьбе с курением. Документ обязал производителей помещать на упаковки сигарет предупреждения о соответствующих заболеваниях, а в 2013 на пачках появились и изображения. Пугающие картинки действительно подействовали – количество курящих уменьшилось на 9% [2] (что уже было большим прогрессом). Играть на страхе долго не вышло. Снижение продаж заставило вышеупомянутые табачные фирмы переживать. После ряда обращений Дума разрешила добавлять на упаковки термин «легкие», что запрещено принципами ВОЗ (ученые не нашли доказательств того, что «легкие» сигареты не вредят здоровью).

Еще один закон, принятый в 2006-м, регулировал рекламу. Он запрещал размещение соответствующих предложений на телевидении и радио, в печатных публикациях, которые могут читать дети, на первых и последних страницах газет и журналов, а также на рекламных щитах и общественном транспорте. Кстати, аналогичные правила действовали и для алкогольной продукции, пока предприимчивые маркетологи не нашли лазейку: документ затрагивал продукцию со спиртовой долей, а вот картинки безалкогольных напитков, (например, «Балтика 0»), мы можем увидеть на билбордах и сегодня. По словам бывшего главы ассоциаций потребителей Дмитрия Янина, эта инициатива была единственной «работающей» санкцией: «В новой истории России были приняты только два наполовину серьёзных ограничения для отрасли… запрет на рекламу на телевидении и на рекламных щитах», - сказал Янин. «Все другие антитабачные инициативы оставались такими же намерениями ... или были приняты в очень мягких вариациях без какого-либо вреда для промышленности».

Отдельное место занимает закон о курении в общественных местах. Согласно принятому документу, дымить рядом с образовательными учреждениями, ближе 15 метров от входов в вокзалы, а также в помещениях общего пользования нельзя. На практике выходит обратное. А решение проблемы (если бы ее действительно хотели решать), до боли простое, было придумано и хорошо работало в СССР – и это патрулирование. Оно и сейчас изредка практикуется, когда молодых и стажирующихся сотрудников полиции посылают в вечерние рейды. Но явление это настолько редкое, что при случае у несведущих граждан вызывает искреннее недоумение.

Возвращаясь к теме пиара сигарет, нельзя не упомянуть принятый закон об антитабачной рекламе, а именно – стикеры на дверях, внешних сторонах кассовых аппаратов и вообще везде, где только можно. Наклейки в виде красной ладони с возрастным цензом 18+ и паре предложений о режиме продажи дымящихся трубочек видел каждый. Предполагалось, что подобные плашки будут напоминать о законе. Но, как известно, запретный плод сладок. Школьники, в каждом супермаркете наблюдая подобные «напоминалки», в голове вольно или невольно складывают следующую параллель: стукнет восемнадцать – будет можно, куплю, как подтверждение «взрослости» (в лучшем  случае). В худшем – просят ребят постарше назло закону приобрести заветную пачку.

Еще «эффективнее» действует социальная антиреклама, которую часто показывают школьникам и студентам на профилактических часах. В роликах как правило обязательно присутствуют сцены курения, либо тушения сигарет, еще чаще – клубы дыма. Две независимые группы американских и австралийских ученых в ходе изучения подобных кампаний пришли к неутешительным выводам. Социальная антиреклама действует весьма избирательно и специфично. Некурящий человек, например, ее попросту не замечает, она для него – фон. Что касается зависимых от курения, то им абсолютно все равно, в каком контексте увидеть вожделенную сигарету: в форме красивой рекламы или же грозного предупреждения. В любом случае знакомый образ обязательно вызовет непреодолимое желание закурить [7]. Подобные неумелые «профилактики» в учебных заведениях зачастую еще и информируют детей о том, как правильно закуривать, как держать сигарету и как долго длится затяжка. Одним словом – подталкивают к щелчку зажигалкой.

Третья и самая высокая полочка нашего вечно открытого шкафчика (до которой обычно не доходят руки) – это реальные способы борьбы. Говорить о том, что табачные фабрики необходимо сократить, а сами изделия сделать дороже в три-пять раз или о том, что процент никотина должен ежегодно сокращаться – значит сотрясать воздух. Бизнес есть бизнес. Все-таки второе слово, которое человек говорит после слова «мама», –  это «моё». «М о ё». И фабрики чьи-то, и деньги тоже. Их сложно отобрать, но возможно, а вот воспитание – нет. Не стоит учить детей бояться сигарет или алкоголя (по принципу: «накажут же!»), необходимо научить ребят не хотеть их. А в этом поможет как раз та самая реклама. Но правильная реклама. В роликах необходимо показывать не тонкости процесса, а боль, которую испытывают люди, пожалевшие о последних трех сотнях выброшенных бычков. О мучениях, о загубленных карьерах и семьях. А еще хорошо бы вернуть то самое, давно забытое старое – реальный контроль на улицах. Но не как тревожный ежеминутный надзор, а в качестве правила этики и уважения ближнего. Все-таки там, где начинается локоть одного, заканчивается свобода другого, а в нашем случае – затяжка.

Использованные источники:

1. Анин Р., Расследование о связях лоббистов и властей // LiveJournal. – 2019. – URL: https://adamashek.livejournal.com/1395787.html

2. Батенёва Т., Россияне стали меньше курить из-за картинок на пачках сигарет. – 2013. – URL: https://rg.ru/2013/10/11/sigareti-site.html

3. Карабут. Т. Производство сигарет упало на 14 процентов из-за роста контрафакта и моды на вейпы // Российская газета. – 04.07.2022. – URL: https://rg.ru/2022/07/04/tabak-nagreli-do-predela.html

4. Кто владеет табачным бизнесом в России // LiveJournal. – 2011. – URL: https://zvonaryov.livejournal.com/4367.html

5. Почти 100% электронных сигарет в РФ оказались нелегальной продукцией // Известия. – 28.07.2022. – URL: https://iz.ru/1356291/2022-06-28/pochti-100-elektronnykh-sigaret-v-rf-okazalis-nelegalnoi-produktciei

6. Производитель сигарет Chapman отказался от поставок в Россию // Lenta.ru. – 12.09.2022. – URL: https://lenta.ru/news/2022/09/12/chap/

7. Установка на курение // 2006. – URL: https://www.sostav.ru/news/2006/11/08/50/

Илл.

16.05.2023

Статьи по теме