15.07.2023
«Танкист в кровавых бинтах»: Россия Проханова
Ксения Холоденко
Мы зачастую не задумываемся о качестве потребляемого контента в глобальной информационной паутине, которая затягивает нас, как мух, перекрывая кислород и не давая сделать даже вдоха. Мы становимся заложниками псевдоправды, которую нам пытаются навязать многочисленные тг-каналы, которые носят якобы «объективный» характер. Александр Дугин назвал это явление «волнами психического террора». Трудно не согласиться, когда кругом – либо однобокая пропаганда без капли правды, либо абсолютно противоположные, совершенно оппозиционные и явно настроенные против всего русского информационные источники, которые в целом трудно назвать средствами массовой информации. Те, кто преподносит нам такой низкосортный контент без капли объективности и анализа ситуации, без банального понимания происходящего вокруг и его истоков, попросту не чувствует Родины, ее терзаний и вековечной истории, омраченной сотни раз.
Почему мы не читаем публицистов, подаривших России новое дыхание и открывших глаза нам, ослепленным слезоточивым газом пропаганды и лжи, на то, чем действительно болеет наша страна, какие трудности она на самом деле переживает? Об этом не напишут в «Новой газете», в «Эхо Москвы» и даже в «Коммерсанте», на который так любит ориентироваться наше наивное общество. Проблема есть – а как ее решить?
Но все-таки здравый смысл в некоторых СМИ присутствует, так что не стоит отчаиваться. Разве что в том, что они, к сожалению, не стоят в ряду тех самых либеральных, прозападных изданий. Одно из таких здравомыслящих изданий – Изборский клуб – сообщество экспертов, людей, которые специализируются на самых разных сферах жизни нашей страны – на политике, экономике, культуре. Такие, как Александр Дугин, Михаил Делягин, Захар Прилепин и многие другие деятели разных сфер - эти люди живут Родиной и каждый раз находят не только пробоины, но и их суть, глубину, форму, а также пути решения, - они искренне переживают за судьбу России.
Председателем этого клуба является талантливейший советский и российский писатель, прозаик, журналист и публицист Александр Проханов. Своими размышлениями о насущном с потрясающей и профессиональной подачей Проханов внедряет в наши умы мысли о том, каков «истинный лик новой России», каковы «идеологические символы сегодняшнего государства». Он не боится говорить о том, что есть на самом деле.
На примере четырех статей разберем, почему именно Проханова стоит предпочесть русофобским и околорусским изданиям.
Публицист имеет четкое понимание о том, что сегодняшний мир – не тот, чем был раньше. Сейчас то, что нам казалось прежним и знакомым, понятным и разрешимым – всё стало до боли чуждым. «Мнимы институты власти, мнимы карьеры, посты, репутации. Мнимо превосходство одних и жалкая зависимость других. Мнимы формулы, постулаты, константы. Они – не константы, они – отражения», - пишет Проханов в статье «Птенец русской истории». Жуткое осознание неизвестности перед завтрашним днем. Страх того, что сведущие политологи, пропагандисты, сегодняшние защитники сегодняшнего Отечества окажутся кем-то иным, когда мнимая завеса происходящего падет и откроется «истинный лик новой России».
Писатель искренне переживает за судьбу своего государства. Он сравнивает ее с «птицей русской истории», у которой вот-вот вылупится птенец, но почему-то никто не говорит о нем. Говорят о скорлупе, ее цвете и размере, не задумываясь о том, что это будет за птенец и что принесет он нам, как только расправит свои крылья.
«Неназванная реальность» - так Проханов описывает конфликт в Министерстве обороны и его последствия в виде бесконечных необдуманных шагов, которые, по мнению публициста, образуют пустоту настоящего и неизвестность будущего: «И по этой пустоте не скажешь, какую идеологию будет исповедовать новое Государство Российское».
Автор призывает к чтению литературы ради более глубоко познания нашего народа и нашей многовековой истории. Толстой, в котором Ленин угадал «зеркало русской революции», Чехов, чьи герои «через несколько лет станут парижскими проститутками, красными конниками…». Литература, от которой отвернулась сегодняшняя власть «и тем самым отвернулась от настоящего». И в этой статье подтверждаются слова о том, что Проханов видит как будто насквозь то, чего не видят многие даже самые всеведующие политики, историки и журналисты – не нужно цепляться за мнимое и отрекаться от пожаров и сокрушительных падений русской истории. Это наша история, и мы, русские люди, несем это знамя, свято веря в новое возрождение, восстание России из очередного огня. «Надо угадать настоящее прежде, чем оно станет прошлым».
Литература действительно отражает дух времени, настроения народа. Это неотъемлемая часть нашей культуры, ведь во многих произведениях мы даже сквозь века можем разглядеть как типичные, так и нетипичные человеческие образы, которые и сегодня окружают нас повсюду. Для понимания настоящего и будущего важно и нужно понимать и знать великое прошлое, оно подскажет нам, как быть в сложных и, казалось бы, неразрешимых обстоятельсвах. Об этом Проханов пишет в статье «Вызываю огонь на себя!», описывая и характеризуя три направления советской литературы, каждое из которых несло свои смыслы и по-разному раскрывало сущность советского общества и его проблемы.
Здесь он сопоставляет «городскую прозу» Трифонова и «деревенскую литературу» Распутина, Белова, Астафьева, Носова. В первом случае литература «предъявляла счет государству» за сталинские репрессии, уничтожившие ленинскую гвардию, которые, в свою очередь, уничтожили «константы русского народа». Во втором же случае литература предъявляла счёт государству за жестокое подавление русского фактора, на первом месте у представителей деревенской прозы стоит проблема искоренения русской деревни, они выступали за важность понимания того, что такое «русский человек», за возрождение русской интеллигенции.
К третьему направлению Проханов причисляет национальную литературу Айтматова, Сулейменова и Олейника, которые обращались к глубинным национальным кодам народов, у каждого из которых своя история присоединения к России.
Однако, вздыхает писатель, после падения советской власти новое государство не нуждалась в своей литературе и «доморощенной идеологии». Ее культура была скопирована с Запада, потому что до своей не было дела – жертвы ельцинской России уничтожали советское наследие вместе с его литературой. Проханов чувствует это на самом глубинном уровне – «ростки новых идеологий» были не нужны России Гайдара, Чубайса и Березовского. Уже тогда стало меркнуть русское самосознание на фоне олигархического класса, новых партий и общественных движений, которые не несли ничего светлого. «Народное сознание было залито ядовитой разноцветной жижей шоу-бизнеса, что опоил народ самыми низменными, примитивными инстинктами, лишая его самосознания, не давая ему понять той трагедии, в которой народ оказался». Людям попросту затуманили разум, и мы так и живем до сих пор, не желая снимать с глаз эту пелену.
Но Проханов не даст отчаяться даже после такой скверной и тяжелой правды, которую пришлось обрушить, дабы показать, откуда у всего этого ноги растут. «Синусоида русской истории достигла своего дна и начала медленное восхождение». И такие перемены, немыслимые для банкиров, миллиардеров и депутатов, «технических придатков государства», могли осмыслить только культура и литература, тоже восставшие из пепла, как феникс или как символ бессмертия русской сущности.
Одно из самых показательных и ярких описаний России у Проханова – это нечто окровавленное, израненное, но идущее по своей тернистой дороге дальше – к осмыслению русской жизни и истории, формулирующее «русские смыслы, объясняющие ход этой загадочной русской синусоиды, опрокидывающей Россию в небытие и вновь выносящую ее к величию». Сейчас это – «танк с огромным количеством попаданий, обугленный, с продырявленной броней, с растерзанными гусеницами», «танкист в кровавых бинтах, со скрежетом зубовным ведущий свой танк-подранок навстречу «Джавелинам»». Именно такой Проханов видит русскую долю, ее смерть и бессмертие.
И как после таких живых описательных оборотов всерьез воспринимать нынешних либеральных публицистов, желающих сравнять Россию с землей и смешать ее с грязью, обвинив во всех смертных грехах без всяких оснований и фактов… Их цель – сломить русский дух и нашу священную веру. И тут Проханов как раз пишет про Изборский клуб, в котором собралась сейчас русская интеллигенция. Он называет его «фабрикой русских смыслов», которые не фабрикуются из ничего, они пропитаны душами русских людей, «они подслушиваются, подглядываются, вымаливаются у русского неба». Но, к сожалению, Изборский клуб, как и всякий русский символ, беспощадно атакуется со стороны Запада – об этом говорят покушения на Дарью Дугину, дочь несравненного русского философа Александра Дугина, а также на Захара Прилепина, который славится своими потрясающими книгами и своей бесстрашной политикой и который, кстати, до сих пор лежит в больнице. Сколько еще должно произойти покушений, чтобы общественности, в особенности либеральной, наконец стало понятно, что это самые настоящие теракты, покушения на людей, свято защищающих интересы русского народа?
Продолжает идею русской истории публицист в статье «Гений Шафаревич», говоря уже о «четырех гигантах», которых произвела на свет советская эра. В частности Игорь Шафаревич, отличающийся от остальных трех, который растолковал смысл термина «русофобия». Именно в учении Шафаревича это слово обрело мощный фундаментальный характер, тогда как в разработках советского времени его как будто не существовало. Русофобия, по Шафаревичу, это «глубинное явление западной философской, культурной и исторической мысли, в основе которой лежит мистическое, религиозное отрицание всего русского». Русофобия – это катастрофа, свалившаяся сегодня на весь цивилизованный мир, который даже не считает это катастрофой и покорно преклоняет перед ней колени. Что будет с нашим миром, если мы будем продолжать отрицать важность и значимость какого-то народа и списывать его со счетов как что-то «недоразвитое» и «чужое», только потому, что оно не вписывается в навязанные кем попало мировые каноны?
Проханов с большой нежностью и любовью говорит о Шафаревиче: «он был теоретиком того, что так ярко, огненно было выражено писателями и поэтами-деревенщиками и сложилось в мощное движение русского возрождения».
Не вызывают ни малейшего сомнения и слова Александра Андреевича о том, что учение Шафаревича сегодня особенно актуально на фоне выкидывания русских философов и поэтов с корабля мировой современности, на фоне взрывов российских газопроводов и казней русских военнопленных бандеровцами, превращения Украины в ничтожное орудие Запада, налетов украинских беспилотников на российские территории. Обо всем этом лишь мельком, в сухой форме упомянут растиражированные газеты и популярные интернет-издания, которых интересует только взлетевший курс доллара и многочисленные желтушные новости.
Наконец, статья «Писающий мальчик», вышедшая совсем недавно в литературно-историческом журнале «Родная Кубань», завершает всё вышесказанное и подводит итоги. Эта статья как бы является связующим звеном всего того, что мы уже выяснили, осталось только закрепить и собрать воедино отдельные звенья. Здесь у борющегося за справедливость, правду и русское самопознание Проханова снова появляется образ «идущего в атаку русского пехотинца», который предвещает воскресение восставшей из гроба «в пасхальном озарении» России. Узнав об этом, рассерженный Запад пытается остановить ее своими тяжеленными снарядами, взрывая Каховскую ГЭС, «пуская на самотек взбешившуюся днепровскую воду». Но, как пишет автор, «всемирный потоп смоет Запад».
Тринадцать лет назад во главе России стоял президент-предатель. Как показала история, потерпевшая многочисленные разочарования, болезни, тяжеленные испытания, глупых правителей, желающих уничтожить страну и продать ее врагам, - Россия не может не подняться и делает это снова и снова, вопреки всем катаклизмам и предательствам. Но сама по себе, разумеется, она не восстанет – ей должны и дальше помогать люди, которые чувствуют ее боль, например - Изборский клуб, векторы которого направлены на «благополучие, благоденствие Государства Российского».
Захотелось ли мне и дальше листать ленту новостей, читая бессмысленные тексты, не наполненные ничем, кроме желчи, невежства, ненависти к своему народу? Авторов, которые видят проблему, но не видят ни причин, ни путей решения, ни любви и сострадания к своей Родине, которая этой проблемой давится? А кто, собственно, сделает ей искусственное дыхание?
Думаю, Александр Андреевич Проханов хорошо подходит на эту роль. Если не излечить Россию – этим точно не публицистам заниматься – то хотя бы открыть глаза на происходящее и на саму идею о том, что Россия нуждается в излечении от паразитов, грызущих ее снаружи и изнутри.
15.07.2023
Статьи по теме