28.04.2022
«Говорили, что мы берем детей ради денег!»: в Ростовской области многодетные родители хотят взять на воспитание 10 сирот из Донбасса
Кристина Кругловых
Как слесарь стал священником и отцом 18 детей, уехал в село и хочет взять на воспитание сирот из Донбасса
В небольшом селе Сандата в Ростовской области живет удивительная семья Климентовых. Настоятель Свято-Георгиевского храма отец Алексей и супруга Светлана были родителями шести родных детей, но решили еще и подарить тепло и заботу приемным — за последние 12 лет они взяли на воспитание 12 деток.
Подняв на ноги старших, многодетные родители задумались о пополнении — хотят взять на воспитание 10 детей-сирот из Донбасса. Как пара из Ростова решила бросить все и уехать в село, посвятив себя воспитанию детей, «КП — Ростов-на-Дону» рассказала матушка Светлана.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ВЕНЧАНИЯ
Супруги вместе без года 30 лет. Когда познакомились, никто, глядя на них, не мог сказать, что вся их жизнь будет связана с церковью, что они уедут в глубинку и создадут не просто большую семью — огромную. Алексей тогда доучивался в институте машиностроения, трудился слесарем на «Ростсельмаше», а Светлана оканчивала педучилище. Но встретились именно в храме - при венчании друзей 19-летние дружок и дружка держали венцы над их головами
- Сама в детстве в храме-то бывала разве что по праздникам с бабушкой, - вспоминает матушка Светлана. - Пока серьезно не заболела уже на последнем курсе ветрянкой, потом дифтерией и год не вставала с постели. Никакое лечение не помогало. Тогда мама послушала людей и привела меня на причастие. Мне тогда заметно полегчало, и я пошла на поправку.
И все чаще стала приходить в церковь, а там тот самый дружок — Алексей... Обошлись без долгих гуляний под ручку: поехали на дачу за картошкой, перезнакомились с родителями, а через два месяца расписались и обвенчались.
НА РОДУ НАПИСАНО
Вскоре молодой муж огорошил новостью и жену-красавицу, и родителей своих и ее: бросает работу, забирает документы из института и идет в священники. Никто не мог понять, к чему такая перемена: начало 90-х на дворе, на заводе хотя бы платят — зачем? Алексей же послушал зов сердца. Оказалось, все мужчины в роду кроме отца служили в церкви, а прадедушка был епископом Ростовским и Новочеркасским — владыкой Феофилактом. Вот и Алексей сначала стал пономарить в храме в Ростове, потом помогал батюшке в алтаре и сам стал священником.
- В те годы священников не хватало, так что некоторым разрешалось пройти экзамен, чтобы начать служить и одновременно учиться в духовном училище, - рассказывает супруга. - На экзамен тогда пришло несколько пономарей, которые готовились к службе в церкви давно, а муж — без подготовки. Пришел домой и сказал, что единственный, кто сдал: ответы будто сами приходили в голову — устав, слова писания. Тогда его рукоположили в священники.
Несколько лет их помотало по области, а 24 года назад семья приехала в Сандату. Село в на самом юге Ростовской области, на границе с Калмыкией, да здесь и осталась.
- Меня очень впечатлил храм, его акустика, я же пою, - делится матушка — регент церковного хора, в котором поет вся семья. - Где я еще такой храм найду старинный? Он в своем роде единственный на юге России. Пережил войну, пережил гонения, но выстоял.
«ВСЕГДА ХОТЕЛА БОЛЬШУЮ СЕМЬЮ»
В Сандату молодая семья приехала со старшей дочкой Машей, а следом за ней родились пять озорников-мальчишек. И в какой-то момент супруги решили взять в семью еще детей.
- Мы понимали, что дети растут, улетят из родительского гнезда и создадут свои семьи, а в нас ведь так много любви, которой мы готовы делиться, - признается матушка. - Я изначально хотела большую семью. Росла у бабушки и дедушки в Краснодарском крае. Дедушка был бухгалтером в большом хозяйстве, и под его крылом собрались все внуки — мои двоюродные и троюродные братья и сестры. Так что мне привычно и комфортно в большой семье. Более того, я хотела работать с детьми, была учителем начальных классов.
Свою мечту матушка Светлана воплощает теперь: она преподает в воскресной школе и стала регентом церковного хора.
«ГОВОРЯТ, ЭТО НАШЕ ПРИЗВАНИЕ»
Глядя на дружную большую семью Климентовых, на дочек и сыновей, которые друг за друга горой, трудно поверить, что идиллия была в их доме не всегда. С ребенком, прежде чем отдать его в приемную семью, работают психологи, как и с родителями. Как показала практика, в первую неделю ребята ведут себя образцово, а потом начинаются проблемы. То вещь куда-нибудь запропастится, то еще чего. Главное — запастись терпением и огромной любовью.
- Если они с рождения не видели, как нужно правильно делать, если не привыкли, что все дома есть, то как можно от них требовать этого с первого дня? - удивляется мама 18-ти детей, из которых 12 - приемные. - И, если в первые годы кто-то говорил, что мы берем детей ради денег, то спустя годы признают, что это наше призвание. Родители других деток стали мягче относиться к нашим ребятам, если они плохо ведут себя в школе, в садике. И другие мамы, и прихожане с пониманием относятся к тому, что, если ребенок не разговаривал до семи лет, то сразу не будет учиться на отлично.
И, если кто-то боится проверки органов опеки, то в этом доме ее всегда ждут, поделилась мама большой семьи.
- Проверяют больше не то, насколько дорогим постельным бельем застелена кровать, а чем дети живут, о чем они мечтают, насколько социализированы, как они относятся к старшим и младшим. Мне всегда в помощь такое общение, позволяет взглянуть на какую-то проблему другим взглядом.
ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ
Когда старшая дочка Маша поступила в мединститут в Ростове, Климентовы решили взять сразу шестерых детей — занимались их адаптацией, отогревали сердца. Причем, брали не по одному, а сестричек, братьев, чтобы их не разлучали. И в новой семье они могли сохранить связь друг с другом.
Если в садик или школу вызывают родителей, то вопросы решает папа.
И тут случилась страшная беда — заболел один из старших сыновей Андрей. Что тогда пережила семья, когда у школьника обнаружили рак. Тогда, наверное, каждый в районе знал о беде Климентовых: на лечение собирали всем миром, и, кажется, чудом парень пошел на поправку.
- Это очень сплотило семью, прихожан. Каждый вечер, в 19.00, мы все вместе молились. Очень чувствовалась поддержка людей, что я не одна, что все получится, - вспоминает страшные дни Светлана.
А потом случился рецидив. Андрею понадобилась пересадка костного мозга. К счастью, Маша могла быть донором. Ради этого она ушла в академический отпуск и год была рядом с братом в клинике научного института. Андрея спасли, в клинике он даже с отличием окончил школу. А Мария, казалось, бы, поставила крест на будущей карьере, но умную и старательную девушку заметили доктора, и она продолжила обучение в Москве, а сегодня работает детским гематологом в отделении трансплантологии костного мозга в научном институте имени Дмитрия Рогачева. Глядя на сестру, гордость семьи, одна из приемных дочек собирается в этом году поступать в медуниверситет.
А потом все переживали за приемную дочку Виталию. Пришлось оперировать девочку в Москве, и еще много лет ее возили на реабилитацию. Квоты годами ждать не приходилось — в соцзащите семью знают и помогли чем могут.
МАМИН ЧАС
В семье из 20-ти человек тишина в доме наступает, когда вся детвора учится в школе, поет и танцует в музыкальной школе. Только тогда мама помимо всех забот может себе позволить немного отдыха.
- Я уже со своими кровными шестью детьми настолько приспособилась, что и с приемными тоже наловчилась, - улыбается женщина. - Час себе выделяю: посидеть на диване, попить чаю, с батюшкой поговорить. Чтобы этот час найти, планируешь с вечера следующий день: кто что делает и кто в чем поможет. А сейчас Пасха: приехали старшие дети, вся родня — тут каждая минутка на счету!
«НИ ЗА ЧТО НЕ ПРОМЕНЯЮ НА ГОРОДСКОЙ ПРИХОД»
А помимо семьи из 20 человек у Климентовых есть вторая семья, еще больше, - приход в храме. Но эти заботы матушку не тяготят. Наоборот, в радость!
- Наши прихожане — как семья: понимают с полуслова. Мы знаем этих людей уже больше 20 лет и очень им благодарны: не нужно ничего организовывать и контролировать, как те же уроки у детей дома. Прихожане сами все знают лучше чем мы с батюшкой: что где надо подправить, и что где лежит, - смеется матушка. - Когда шла подготовка к Пасхе, так казаки подошли взять благословение у батюшки, чтобы покосить траву у храма, прихожане сами побелили стены. Ни за что не променяю наш приход на городской!
Климентовы были признаны "Семьей года" на Всероссийском конкурсе.
А еще селяне дружно собирают помощь для беженцев из Донбасса и Украины, для наших бойцов и о тех, кто рядом, не забывают — собирают продукты, одежду, средства гигиены. В основном, для одиноких стариков, матерям-одиночкам помогают собрать детей в школу.
«ХОТИМ ВЗЯТЬ ЕЩЕ»
Сейчас, когда старшие, кровные дети, уже выросли, разлетелись кто куда, дома стало осталось 10 детей: от первоклашек до одиннадцатиклассницы. И теперь Климентовы готовы принять под свое большое, теплое и мягкое крыло еще 10 ребят. Очень хотят взять под опеку ребят из детдомов Донбасса.
- Мы мечтаем взять десять деток из беженцев, просим об этом опеку. Знаем, в Ростовскую область эвакуировали много сирот из детских домов. И мы хотим дать уют, тепло, лечение, обучение — весь наш накопленный опыт передать этим деткам, - надеется матушка Светлана. - Очень хочется сделать что-то для жителей Донбасса, внести свою лепту, как-то поддержать свою страну, свой русский народ, душа лежит к тем деткам.
Глядя на родителей, один из старших сыновей, Николай, который сегодня учится в донской духовной семинарии, уже говорит, что хочет большую семью и обязательно воспитывать не только кровных детей, но и приемных. Кто знает, может, его дети даже окажутся старше, чем младшенькие у родителей... Сколько Климентовы собираются еще взять детей на воспитание, матушка не загадывает.
- Господь управит: даст столько сил, чтобы поднять этих деток, и еще сколько мне дадут. У нас на праздники все собираются, на Пасху, и это прекрасно!
28.04.2022
Статьи по теме