Чудотворная сила Байкала

Юлия Сергиевская

Байкал – жемчужина российской земли, самое большое озеро на планете и гордость нашей страны. Единственное в своем роде озеро Байкал находится на юго-востоке Сибири. Оно самое глубокое и большое по объему пресной воды (20% мирового запаса). Вода в нем прозрачная, словно стекло: даже в самых глубоких местах можно увидеть дно. Озеро протянулось на 636 км в длину и 80 км в ширину, с береговой линией 2000 км. В его водах обитает огромное количество рыбы, среди которой главенствующее место занимает байкальский омуль. Байкал – ареал обитания 3000 видов животных, земноводных и растений, причем многие из которых обитают исключительно здесь. Больше 300 небольших речек впадают в Байкал, питают его пресной водой и геотермальные источники, бьющие со дна. Байкал называют Чудо-озером не просто так, с его именем связано множество всевозможных мифов и легенд.

Одна из легенд о происхождении озера основана на древнем бурятском предании, которое рассказывает о землетрясении, случившемся миллионы лет назад. Из земных недр разверзлась огненная лава, уничтожающая все на своем пути. Люди в отчаянии стали обращаться к Богу, повторяя словно заклинание: «Бай галл!», что в переводе значило «огонь, остановись». Когда произошло чудо, и огненный смерч прекратился, образовавшаяся впадина заполнилась водой от растаявших ледников, и появилось озеро, которое спасшиеся люди назвали Байкалом.

Это всего лишь одно из огромного количества преданий, основанных на истории возникновения озера. На самом же деле, в истории возникновения Байкала нет ничего необычного, оно образовано около 20-30 миллионов лет назад во время тектонических процессов в земной коре, которые продолжаются до сих пор и увеличивают ширину озера до сантиметра в год.

Но Байкал поистине можно считать чудом, озеро обладает невероятной силой, позволяющей людям отдыхать и телом, и душой. Сибирское озеро, суровое и величественное, всегда было источником вдохновения множества творческих людей. На его берегах рождались стихи и песни, писались полотна и создавались тексты. Писатели, художники, поэты и музыканты находили для себя здесь место творческой силы.

О природных красотах Иркутска писал Антон Павлович Чехов, который ненадолго останавливался там во время своего путешествия на Сахалин в 1890 году. Письма, который Антон Павлович писал своим родным – матери Евгении Яковлевне, сестре Марии и брату Михаилу таят в себе описание природных чудес этого места. Первое датировано 13 июня и отправлено со станции Лиственичная: «Ехали мы к Байкалу по берегу Ангары, которая берет начало из Байкала и впадает в Енисей. Зрите карту. Берега живописные. Горы и горы, на горах всплошную леса. Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая; я ехал и чувствовал почему-то, что я необыкновенно здоров; мне было так хорошо, что и описать нельзя. Это, вероятно, после сиденья в Иркутске и оттого, что берег Ангары на Швейцарию похож. Что-то новое и оригинальное. Ехали по берегу, доехали до устья и повернули влево; тут уже берег Байкала, который в Сибири называют морем. Зеркало. Другого берега, конечно, не видно: 90 верст. Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые; направо и налево видны мысы, которые вдаются в море, вроде Аю-Дага или феодосийского Тохтабеля. Похоже на Крым. Станция Лиственичная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту; будь дома белые, совсем была бы Ялта. Только на горах нет построек, так как горы слишком отвесны и строиться на них нельзя…»[1].

Один из главнейших байкальских писателей Валентин Распутин посвятил озеру целую кладезь пронзительных слов. В своем очерке «Байкал, Байкал…». Валентин Григорьевич пишет: «Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами – в нем все крупно, все широко, привольно и загадочно – он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьешь эту воду. Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь…»[2].

Глубокая любовь Валентина Григорьевича Распутина к родному Байкалу была не только на словах, он приложил огромные усилия для борьбы за чистоту озера. Многие годы он выступал на собраниях партийно-хозяйственных активов Бурятии и Иркутской области, писал письма, статьи и ходатайства, обращения к Правительству России – все они были направлены на закрытие Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), на сохранение уникального озера от губительных стоков этого комбината и от загрязнения воздуха озера выбросами промышленных предприятий.

 Как писал Дмитрий Ковальчук в своей статье «Валентин Распутин: “Нельзя мне поступать дурно, ибо я - русский”»: «В.Г. Распутин на новом этапе развития российской истории выдвигает новую формулу: «Быть может, между человеком и Богом стоит природа. И пока не соединишься с нею, не двинешься дальше. Она не пустит». Так воедино автор закольцевал святость и незыблемость понятий Родины, Христа, народа и родной природы. В свете этой формулы борьба Распутина за Байкал, стремление решить экологические проблемы приобретает иной смысл, глубинный, освящённый светом Веры православной. И природа у него не просто одухотворена, а, как следствие из основных постулатов христианской веры, имеет душу, а значит, способна чувствовать, страдать, отзываться на влияние извне, вторжение человека в запретные пределы. И это не умозрительные выводы»[3].

Поэт Владимир Скиф написал книгу о писателях, поэтах, художниках, которые в середине 60-х начали селиться на берегу озера. Свою книгу он назвал «Байкальское Переделкино» или как ее называли в простых кругах – писательская деревня. Одним из первых там поселился сибирский писатель Глеб Пакулов. Вскоре к нему присоединились писатели Владимир Жемчужников и Нелли Матханова, а следом и Валентин Распутин купил дом в порту Байкал. Это случилось в начале 1970-х – именно в это время писатель создал повести, которые принесли ему всемирную славу: «Живи и помни» и «Прощание с Матерой». Впоследствии этот дом Валентин Григорьевич подарил Владимиру Скифу – своему свояку.

Частыми гостями в писательской деревне были Виктор Петрович Астафьев с супругой, Евгений Иванович Носов, Николай Воронов и многие другие. Отмечает Скиф также выдающегося русского писателя и поэта Леонида Ивановича Бородина, который оставил уникальные автобиографичные воспоминания ребенка о Байкале в книге «Год чуда и печали». На Байкале прошло его детство. Даже тогда, когда Леонид Бородин стал главным редактором журнала «Москва», он не забывал Байкал. Он писал в своей статье «Без выбора»: «Я любил Байкал, считал, что никто его так не любил, как я»[4].

На другом конце Кругобайкальской железной дороги, в поселке Култук жили и работали еще два известных сибирских писателя – Михаил Просекин и Анатолий Байбородин. Последний из них писал в своей статье «Очарованная явь, или Подледный лов хариуса на Байкале»: «Хотя и не сроднился я с Байкалом, а манило к морю-озеру, вот почему, плюнув с высокой колокольни на бесконечные и неотложные заботы-хлопоты, я и рванул с Ефимом Карнаком на подлёдную байкальскую рыбалку, словно с пылу с жару нырнул в студёную морскую воду, и сладостно защемилась, потом вольно отпахнулась душа, истомлённая городским зноем. И вот уже позади усталая земля, впереди мартовский Байкал. То ли сон, то ли очарованная явь: неземное безмолвие; ледяная степь в снежном покрове, широко и вольно утекающая в блаженно синее, вешнее небо; искристая бледность сумётов на солнопёке, от которых ломит глаза и вышибает слезу; странные и бесплотные видения среди миража; приманчиво зеленеющий на облысках нагой лёд, выскобленный ветром, и торосы, бескрайними, вздыбленными грядами раскроившие озеро вдоль и поперёк»[5].

В мае 2006 года на Байкале побывал всемирно известный писатель и автор популярного произведения мировой классики «Алхимик» – Пауло Коэльо. Во время пресс-конференции он сказал, что самым впечатляющим событием поездки стало купание в ледяном Байкале: «На Байкале меня сразу же охватило желание ступить в воду. Не знаю, какая была ее температура, но, наверное, градуса четыре. Когда окунулся, то почувствовал, будто погрузился в сердце России. Было невероятное ощущение ее крепости и силы»[6].

Сегодня эти невероятные красоты находятся в опаснейшем состоянии, в прямом смысле на грани жизни и смерти. «В феврале российский Гринпис отправился на Байкал, чтобы оценить экологическое состояние озера. Мы увидели, что туристическая инфраструктура на берегах Байкала продолжает неконтролируемо развиваться, а проблемы с ликвидацией отходов остаются актуальными»[7].

На Байкале есть несколько основных проблем, которые требуют немедленного разрешения: ученые и экологи выделяют среди них неконтролируемую и незаконную застройку его берегов и проблемы с ликвидацией отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК).

Гринпис зафиксировал, что застройка прибрежной зоны озера туристической инфраструктурой продолжается, а те объекты, которые подлежат сносу, до сих пор остаются на своих местах. Среди них знаменитый «розовый дом» в поселке Хужир на Ольхоне, который появился там в далеком 2017 году. Его нынешние владельцы приобрели федеральную землю в Центральной экологической зоне, нарушив тем самым закон. Несколько других турбаз и гостевых домов, подлежащих сносу, не только не делают успехов в закрытии, но и, по словам местных жителей, до сих пор продолжают принимать туристов.

Количество загрязнений растет с каждым днем в геометрической прогрессии. Твердые и жидкие коммунальные отходы на Байкале увеличиваются с каждым годом из-за неконтролируемого туризма. Местные очистные сооружения уже не справляются с очисткой стоков, а в прибрежной зоне Байкала образуются свалки.

На Ольхоне, крупнейшем острове Байкала, нет централизованной канализационной системы. Многие турбазы на острове обходятся просто выгребной ямой, сточные воды из которой попадают в грунт, а оттуда фильтруются в Байкал.

Еще одна крупнейшая проблема – вопрос ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). За полвека его работы, по оценкам ученых, накопилось 6,5 миллионов тонн твердых и жидких отходов, в том числе шлам-лигнина – вещества, которое образуется при производстве целлюлозы. Большую экологическую угрозу несет черный щелок, находящийся на территории бывшего цеха очистных сооружений БЦБК, особенно вредный для водных организмов Байкала.

Для того, чтобы экологические проблемы Байкала решались коллективно, необходимо сильное законодательство, которое не позволит рушить Байкал. В первую очередь, нужен запрет на застройку нетронутых территорий, более строгий контроль за вывозом отходов и работой очистных сооружений, запрет сброса сточных вод напрямую в озеро. Необходимо всеобщими, коллективными усилиями бороться за сохранение наших природных красот, сохранение источника нашего русского величия. Байкал – трепещущее сердце России, которое вот уже долгие годы страдает под властью человеческих прихотей. Пора защитить его от разграбления и варварства, совершаемого каждый день. Необходимо задуматься над проблемой глобальнее, иначе мы потеряем не просто частичку России, вместе с ней мы потеряем частичку души. Здесь вспоминаются слова В. Г. Распутина: «Россия у нас одна! Другой, запасной, нет»[8].

Список использованных источников:

1. Байбородин, А. Очарованная явь или Подлёдный лов хариуса на Байкале» // Русский миръ. – URL: http://almanax.russculture.ru/archives/4761 (дата обращения: 03.04.2022)

2. Бородин, Л. Без выбора // Родная Кубань. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/na-styke-zhanrov/na-styke-zhanrov_5447.html (дата обращения: 03.04.2022)

3. Ковальчук, Д. Валентин Распутин: “Нельзя мне поступать дурно, ибо я - русский” // Родная Кубань. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/literaturovedenie-i-kritika/literaturovedenie-i-kritika_827.html (дата обращения: 03.04.2022)

4. Распутин, В. Век живи - век люби / Валентин Распутин: рассказы, очерки, повесть. - Москва : Молодая гвардия, 1988. – 380 с.

5. Чехов, А. Письмо Чеховым, 13 июня 1890 г. Лиственичная // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — Москва: Наука, 1974—1983. Т. 4. Письма, январь 1890 — февраль 1892. — Москва: Наука, 1975. — 654 с.

6. Что нашел Гринпис на Байкале // Greenpeace. – URL: https://greenpeace.ru/blogs/2022/03/25/chto-nashjol-grinpis-na-bajkale/ (дата обращения: 03.04.2022)

7. Яровая, А. Писатели на Байкале и о Байкале // Первый Байкальский. – URL: https://1baikal.ru/istoriya/pisateli-na-bajkale-i-o-bajkale (дата обращения: 03.04.2022)

Фото

14.04.2022

Статьи по теме