Тема детства и веры в творчестве Николая Зиновьева

Николай Зиновьев – выдающийся русский поэт, живущий на Кубани. Его лирика проникновенна и самобытна, она наполнена каким-то необъяснимым душевным теплом, трепетными воспоминаниями о детстве и безмерной любовью к Родине. Стоит подчеркнуть, что Николай Александрович смотрит на жизнь через призму христианских ценностей, именно поэтому для него так важно говорить с читателем о вере, о Боге и о любви, опираясь на собственный духовный опыт.

Тема детства, на мой взгляд, одна из ключевых в поэзии Н. Зиновьева. Ностальгия по ушедшим дням звучит, например, в стихотворении «Что делать?». В нем лирический герой описывает светлое чувство, однажды охватившее его на прогулке – душевную радость, от которой в один миг забываются все печали, «совсем как в детстве». Столкнувшись с реальностью, где уже невозможно возвратиться в то беззаботное время, он с грустью восклицает:

… Боже мой! И после этого домой

Опять вернуться стариком?!

Я не хочу. И что мне делать?.. [6]

Подобные размышления можно увидеть и в произведении «Музыка». Николай Александрович вспоминает себя трехлетним ребенком, играющим с собакой в маленьком дворике. В его душе все время звучит какая-то неповторимая «чарующая» мелодия, и мы догадываемся: это ничто иное, как удивительная музыка детства. С тех пор многое изменилось, но она по-прежнему живет в герое, что говорит нам о его чистоте и непосредственности, которую он смог сохранить в себе даже спустя годы:

Каждый день под старой грушею,

Грустно глядя на зарю,

Что, по-вашему, я слушаю,

Чтобы жизнь продлить свою?! [7]

Нужно сказать, тема детства в творчестве Н. Зиновьева тесно переплетается с темой Родины. В его строчках как будто по-настоящему оживают картинки дорогих сердцу мест, в которых он родился и вырос. Например, в одном из своих стихотворений поэт рисует образ хаты «родного захолустья», так он любя называет свой дом, где кругом росли пышные цветы [8]. Те далекие дни прекрасного возраста, которые когда-то были для героя явью, сегодня становятся ушедшим временем, затерявшимся «средь звезд, в немыслимой дали». Этот символ использован неслучайно: звезда как стремление к возвышенному идеалу, к мечте, теперь она далека и недостижима для героя, как нечто совершенное.

В произведении «Снова из детства» образ родного дома Николай Александрович напрямую ассоциирует с русской природой, традиционно понимаемой как воплощение русской души. Словно художник-пейзажист, он крупными мазками изображает и ивы над рекой, что выстроились «ровными свечками», и уздечки на лошадях, звон которых разливается «тихо над степью», и лай собак, доносящийся с хутора [9]. С помощью таких живых и понятных художественных образов Н. Зиновьев погружает нас в атмосферу своего маленького уютного уголка Родины. Дорога, как центральный образ стихотворения, тоже играет немаловажную роль. Она с одной стороны, если опираться на фольклорную традицию, олицетворяет личный жизненный и духовный путь лирического героя, с другой же – исторический путь России и всего русского народа.

 Родина для лирического героя стихотворений Николая Александровича Зиновьева – это, конечно же, не только Отечество, но и семья. В «Памяти бабушки» мастер слова со всей нежностью описывает домик, где и дышится совсем по-другому, и запах трав слаще, и воздух теплее. Свою бабушку, главную хранительницу домашнего очага, герой ласково называет ангелом, который наполняет светом все пространство вокруг [11]. В другом поэтическом творении «Мне чужого не надо» Н. Зиновьев вспоминает прекрасную улыбку бабушки Нади и те светлые моменты, которые навсегда запечатлелись в душе ребенка:

Мне чужого не надо, –

Мне верните покой

И станичное стадо,

И стожки за рекой,

Головастика в луже,

Моё место в раю…

И шестую часть суши

Мне верните мою. [10]

Именно этот фрагмент больше всего приближает нас к пониманию природы внутренней рефлексии автора. Почему так часто он возвращается в прошлое и скучает по утраченному? Очевидно, для лирического героя детство – это райский уголок, в котором он по-настоящему счастлив. Это то место, где не существует таких человеческих пороков, как злость, ложь, лицемерие, алчность, там родные люди окружают малыша любовью, заботой и вниманием. Детство, как известно, – это время чистоты души, когда ребенок гораздо больше доверяет миру, он наивен и открыт. С возрастом эти качества в силу разных обстоятельств могут частично утрачиваться, поэтому тоска по «потерянному раю» у Николая Зиновьева связана с желанием вновь вернуть те неподдельные эмоции, которые можно испытать только будучи ребенком. «Я думаю, что у всех это ощущение райского состояния настолько сильное, что сохраняется до самого земного конца. Все мы родом из детства» – заключает поэт.

Детские годы – значимый период в жизни поэта еще и потому, что именно в это время он впервые познакомился с православной верой. В одном из своих интервью Николай Александрович вспоминает: «Так Господь распорядился, что меня в детстве бабушка в нашей станице водила в храм на большие праздники, и на меня производило очень сильное впечатление все, что я там видел, – иконы, свечи, запах ладана, богослужение. Православное мироощущение естественным и незаметным образом вошло в меня через бабушку, которая была истинно верующим человеком» [12]. Детство и юность Н. Зиновьева пришлись на советское время (60-70-е годы), однако, на протяжении разных лет поэта не покидало ощущение присутствия Того, кто направляет его судьбу. В этой связи особенно актуально обратиться к духовному мировоззрению художника и посмотреть, как личный путь к Богу нашел воплощение во многих его поэтических произведениях.

Сложно поспорить с тем, что тема веры в творчестве Николая Александровича Зиновьева занимает особенное место, правильнее даже будет сказать, центральное. Его стихотворения о религии – это непрекращающийся внутренний монолог: анализ мыслей и поступков, признание собственных грехов и раскаяние. Говоря о вере, Николай Александрович олицетворяет ее с «тайной русской радости», с тем чувством благодати, которое объединяет всех православных людей. Поэту важнее именно духовная составляющая жизни, а не материальные блага и ценности, о чем нам говорит следующая фраза:

Не сытости, но святости

У Господа просить [2].

В этих словах мы видим поистине верующего человека. Схожие мысли звучат и в стихотворении «Проснусь – и думаю о Боге», где Н. Зиновьев утверждает, что он «нищ, как и многие», и ему стоило бы думать, в первую очередь, о деньгах, но, как русский человек, он тянется к Богу, об этом все его думы и переживания, в этом он видит спасение своей Родины:

Бог ближе русскому уму.

Вот потому и не кончается

Россия. Только потому! [13]

Читая поэтические творения Николая Александровича, обращаешь внимание на то, как без устали он анализирует свою жизнь, разбирает на мелкие детали собственные поступки с христианской точки зрения и просит за них прощения. Например, в стихотворении «Просьба» автор раскаивается, на первый взгляд, за такую простую детскую шалость: когда ему было четыре года, он сорвал в чужом дворе черешню и теперь сожалеет об этом словами «грешен», «попутал бес», «поступил я очень плохо» [4]. В поэтическом послании «Друзьям детства» Н. Зиновьев тоже приводит подобный сюжет:

  

А мы воруем груши

В саду у бабы Вали.

О том, что губим души,

Мы думаем едва ли. [3]

Лирический герой часто размышляет на тему порочности человеческой души и приходит к выводу о том, что осознание греха – это уже начало пути к спасению и исцелению души:

А ощущать свою греховность,

Как говорится, в полной мере –

И есть та самая духовность,

Что пролагает тропку к вере. [1]

Примечательно и то, что стихотворения Николая Александровича о религии не только наполнены личным духовным опытом, в них еще и слышится обращение ко всему русскому народу. Поэт пишет о том, что именно «мешает нам жить по-христиански», и своими вдохновляющими стихами помогает найти заветную дорогу к вере. Задумайтесь, как пророчески звучат сегодня слова Николая Зиновьева:

Ликуют Каины и Хамы,

И все длиннее бедствий ряд.

Друзья мои, идите в храмы,

Пока они еще стоят.

Пока в них славят Иисуса,

А не сгустившуюся мглу,

Пока усердно чья-то Муза

Все еще молится в углу… [5]

Использованные источники:

1. Зиновьев, Н. А. А ощущать свою греховность. / Н. А. Зиновьев // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/wall-17074048_4099?ysclid=leoftln4cj967387928 (дата обращения: 27.02.2023).

2. Зиновьев, Н. А. В чем тайна русской радости? Стихи. / Н. А. Зиновьев // Вологодский литератор. – URL: https://literator35.ru/2020/07/poetry/nikolaj-zinovev-v-chem-tajna-russkoj-radosti-stihi/?ysclid=leoezcg7ev501296709 (дата обращения: 24.02.2023).

3. Зиновьев, Н. А. Друзьям детства. / Н. А. Зиновьев // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/wall-17074048_12616 (дата обращения: 25.02.2023).

4. Зиновьев, Н. А. Просьба. / Н. А. Зиновьев // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/wall-17074048_3892?ysclid=leofk2ppup526666526 (дата обращения: 26.02.2023).

5. Зиновьев, Н. А. Сборник стихотворений / Н. А. Зиновьев. –  Краснодар : Традиция, 2019. – С. 3.

6. Зиновьев, Н. А. Сборник стихотворений / Н. А. Зиновьев. – Краснодар : Традиция, 2019. – С. 6.

7. Зиновьев, Н. А. Сборник стихотворений / Н. А. Зиновьев. – Краснодар : Традиция, 2019. – С. 13.

8. Зиновьев, Н. А. Сборник стихотворений / Н. А. Зиновьев. – Краснодар : Традиция, 2019. – С. 44.

9. Зиновьев, Н. А. Сборник стихотворений / Н. А. Зиновьев. – Краснодар : Традиция, 2019. – С. 45.

10. Зиновьев, Н. А. Сборник стихотворений / Н. А. Зиновьев. – Краснодар : Традиция, 2019. – С. 38.

11. Зиновьев, Н. А. Утренняя прогулка. Стихи / Н. А. Зиновьев // Вологодский литератор. – URL: https://literator35.ru/2016/08/poetry/nikolaj-zinovev-utrennyaya-progulka-s/?ysclid=leoecb16ea841086846 (дата обращения: 20.02.2023).

12. Медведева, Т. Николай Зиновьев: «Хочется писать о Боге и находить новые слова и образы» / Т. Медведева // Русская Православная Церковь. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5969560.html?ysclid=leoeogn8yx187507956 (дата обращения: 21.02.2023).

13. Раков, А. Г. Николай Зиновьев. Новые стихи 2018 г. // Стихи.ру. – URL: https://stihi.ru/2018/05/28/6538?ysclid=leof4mqbch284124404 (дата обращения: 25.02.2023).

03.03.2023

Статьи по теме