16.01.2024
Леонид Бородин – вечный борец за русское
«Революций в нашу пользу не бывает!» [1] – так по воспоминаниям Капитолины Кокшенёвой говорил Леонид Бородин в 1993 году, когда в стране в очередной раз происходили страшные события – расстрел Дома Советов. Именно тогда Бородин вступил в схватку с новым Западным врагом, как когда-то – с чудовищной машиной Советской власти. Потому что действительность такова – русская культура, которая зиждется на православии, уничтожалась с 1917 года большевиками, а потом с конца 1980-х либерально-настроенной партийной элитой. Именно за православное сознание народа, традиции, обычаи, литературу и отбывал свои сроки Леонид Бородин – вечный борец за русское.
Удивительная история. Леонид Иванович детство провёл с бабушкой и, как Пушкин благодаря няне Арине Родионовне, знакомился с русской культурой через литературу и песни. «“Как ныне сбирается…” знал в восемь, “Песнь про купца…” в девять, в это же время – “Тарас Бульба” и “Капитанская дочка” … Горестные ямщицкие песни – перед сном» [2]. Однако, как и Фёдор Михайлович Достоевский, истину народного сердца познал через людей, преступивших закон. Воспоминание Бородина о жизни во время строительства братской ГЭС: «И после ещё несколько раз кидал (пачку чая). Но только важно было другое: кидал я уже не зэкам, которые неизвестно, что есть, но людям в зэковской одежде» [2]. Эта открывшаяся правда утроится, когда писатель вступит в подпольную организацию ВСХСОН, где познакомится с трудами С. Соловьёва, В. Ключевского, Н. Бердяева, Ф. Достоевского. Отныне советская действительность будет казаться Бородину трёхмерной, а «их кумиры рядом с нашими» будут «карликами и самозванцами», потому что «мы уже в неё (трехмерность) просто не вмещались, потому что возраст её существования был младенческий – каких-то пятьдесят-шестьдесят лет, а мы жили в уже распечатанном втором тысячелетии» [3] .
Как известно, одним из пунктов программы Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа (ВСХСОН) была христианизация культуры. Именно с таких позиций и смотрел на проблемы культурного развития России Леонид Бородин на протяжении всей жизни. Он считал, что русская культура православна и по форме, и по содержанию, более того она не способна самоопределиться вне национального религиозного опыта. «И как не парадоксально, она <…> оставалась таковой даже тогда, когда, казалось бы, бунтовала против своей духовной первоосновы» [4], а именно во времена Советского Союза, когда государство своей задачей ставило физическое уничтожение священнослужителей и разрушение церквей. Однако Леонид Иванович утверждал, что продукты Советской идеологии останутся в истории лишь «как объект изучения для специалистов» [4]. Потому что эта идеология просто не была способна изменить религиозное сознание русских людей, которые продолжали праздновать христианские праздники, читать классическую литературу, которая, как известно, в большинстве своём христоцентрична. В беседе с Константином Смородиным Бородин называет главное преимущество христианства пред другими религиями и философскими концепциями: «Христианство – по меньшей мере – это величайшая философия сохранения человеческого рода» [7]. В этой религии Леонид Иванович видел признаки сверхчеловеческой логики, которую логика человеческая опровергнуть не способна. «Проект ВСХСОН можно считать вариантом христианского социализма?» – такой вопрос задаёт публицисту Владимир Бондоренко. Леонид Иванович отвечает кратко: «Нет», – и приводит слова Достоевского: «Социализм не прав, потому что есть Бог». [8].
В статье «Пути христианского возрождения» автор пишет: «Без православия нет русской нации, но и православия народу, переставшему быть нацией, не обрести» [5]. Эта фраза звучит в унисон со знаменитой цитатой Достоевского: «Русский – значит православный». Под понятием нация Бородин подразумевает «способ бытия в Боге родственных по мировосприятию людей» [5]. То есть жизни русского человека Леонид Иванович, как глубоко верующий, не представляет вне христианства. Если во время существования СССР возрождение христианского пути России было немыслимо, то после его распада этот вариант развития стал вполне возможен. Данная проблема, по мнению писателя, имеет несколько аспектов.
Первый – десятилетия антирелигиозной пропаганды отвернули русского человека от Бога, поэтому не только молодое поколение, но и значительная часть советской интеллигенции русского происхождения оказались не способны к «религиозному мировосприятию». В первую очередь необходимо возрождение Церкви как социального института для борьбы с массовым атеистическим сознанием. Однако не все жившие в СССР были атеистами. В связи с этим Бородин обнажает ещё одну проблему: «Пропаганда социального коллективизма, подменившая и извратившая идею соборности, отвращая от себя сегодня русского интеллигента, часто подталкивает его к крайности, к религиозном индивидуализму, к интуитивному ожесточению против всякой социальности вообще» [5]. Как становится ясно, возрождение христианского мировоззрения на поздней стадии существования Страны Советов представлялось публицисту задачей сложной, так как в корректировке нуждались и верующие, и неверующие.
Второй аспект – это необходимость возрождения христианского Российского государства как способа существования нации в современной действительности. Альтернативы здесь быть не может, только не существование вовсе. В таком государстве должны жить русские люди: «… понятие “русский” не просто больше этнического содержания, но что оно обозначает определённое качество сознания, исторически обнаружившееся и понимающее мир и Бога своеобразно и особенно» [5]. Это мировоззренческое единство и есть основа будущей России. Бородин придерживается мнения, что русская нация возникла на основе христианства, в разлуке с ним она беднеет как в качественном, так и в количественном отношении, а затем постепенно уходить в небытие. Поэтому главной задачей, которая стоит пред нами, является спасение нашей нации от «вырождения и гибели». Для того, чтобы возродить в России христианство, нужно вернуть ей национально сознание, зрение, видение мира и Бога.
В статье 2008 года «Когда придёт дерзкий…» Леонид Бородин характеризует положение нашей Родины в начале ⅩⅪ века так: «Только присутствие на территории России ядерного оружия удерживает Запад от вовсю беспощадного отношения к нам …» [6]. Анализирует публицист не только внешние, но и внутренние проблемы страны – сильная зависимость рубля от доллара, низкий уровень жизни, рост зарплат чиновников, депутатов и генералов, нищета работников культуры, образования и служащих бюджетных структур, разгул преступности, упадок промышленности. Интересно, что сказал бы Леонид Иванович о дне сегодняшнем?
Также Бородин говорит об общем упадке гражданского чувства, ведь человеку важно знать, что государство заботится о нём. А если у власти оказываются те, кто «не может и не знает как…» [6], то рядовой гражданин в отместку тоже начинает думать только о себе. «Державы нет, есть некое пространство, над которым московские выдвиженцы пытаются установить хотя бы мало-мальский контроль» [6], – заключает публицист.
Леонид Бородин считает, что Россия в сложившейся ситуации нуждается в «сильной руке», строгом хозяине. Только такой правитель сможет привести страну к былому и заслуженному величию. Он своими призывами к возрождению державы разбудит русский народ. Публицист выделяет следующие меры, которое необходимо принять для восстановления традиционного русского государства: 1 – прекратить неограниченный импорт товаров, а развивать собственное производство, поднимать с колен тяжелую и легкую промышленность, восстанавливать и стоить заводы «сперва порядок, а потом диалоги» [6]; 2 – освободиться от разрушительного влияния доллара – «главного агента Запада» [6]; 3 – реорганизовать армию до «державных кондиций» [6], сделать её настоящей опорой власти; 4 – обустроить новые границы, возникшие после распада СССР и войн.
По мнению Бородина, ключ к возрождению России – это «временный полнейший изоляционизм», а также реализация собственного потенциала. Публицисту важно, чтобы русские люди искали силу внутри себя, своей территории, культуры и своих традиций.
Патриотический пафос публицистики Леонида Бородина не угасал на притяжении всей жизни. Он любил Родину везде: и в лагерях Мордовии, Владимира, Перми, и на директорском кресле в деревенской школе, и на посту сначала сотрудника, а затем главного редактора журнала «Москва». Судьбу России он непременно связывал со своей собственной. Леонид Иванович не мыслил России без свободы, православия, русской классической литературы и национальных традиций. Об этом он писал, за это он боролся.
Список использованных источников:
[1] К. Кокшёнева. Всему написанному верить!. – Родная Кубань. – 2018. – URL: https://rkuban.ru/archive/vypuski-zhurnala/vypusk_67.html
[2] Л. Бородин «Без выбора» автобиографическое повествование. – 2003. – URL: https://bookscafe.net/read/borodin_leonid-bez_vybora_avtobiograficheskoe_povestvovanie-164574.html#p1
[3] Л. Бородин «Путь к России». – журнал «Москва». – 1993. – URL: https://moskvam.ru/borodin/post_21.html
[4] Л. Бородин «Русская культура – рейтинг ноль?». – журнал «Москва». –1993. – URL: https://moskvam.ru/borodin/post_27.html
[5] Л. Бородин «Пути христианского возрождения». – журнал «Москва». – 1975. – URL: https://moskvam.ru/borodin/post_51.html
[6] Л. Бородин «Когда придёт дерзкий…». – журнал «Москва». – 1996. – URL: https://moskvam.ru/borodin/post_16.html
[7] К. Смородин «Беседа с писателем Леонидом Бородиным». – журнал «Молоко». – 1999. – URL: http://moloko.ruspole.info/node/3272
[8] В. Бондоренко «„Считаю себя русистом”. К 80-летию со дня рождения Леонида Бородина». – газета «День литературы». – 2002. – URL: https://denliteraturi.ru/article/3208
16.01.2024