Есть ли демократия в Того?

Джеро Ачампонг

В настоящее время демократия воспринимается большинством людей положительно. Демократия определяется просто как политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Того – страна, расположенная в Западной Африке между Ганой, Бенином и Буркина-Фасо. Широко распространено утверждение, что в этой африканской стране процветает демократия, однако в действительности господствующий в ней режим является худшей диктатурой, которая может существовать. Если кто-то мне скажет, что в Того существует демократия, я возражу, потому что это не так. Одурманивая соблазном свободы и иллюзией права голоса, власть имущие вас просто обманывают.

Того – одна из старейших диктатур на африканском континенте. Всё началось с убийства Сильвана Олимпио, президента республики и отца независимости Того в 1963 году горсткой солдат, в том числе Этьеном Гнассингбе Эйадема. При поддержке Франции Этьен Гнассингбе Эйадема оставался у власти в течение тридцати семи лет, вплоть до своей смерти в феврале 2005 года. Он был одним из самых «чистых» продуктов того, что называлось «французская Африка» в худшем смысле этого выражения. После его смерти в авторитарной манере страной стал править его сын Фор Гнассингбе. Именно это время считается расцветом диктатуры. Как можно говорить о демократии в Того, если журналисты-расследователи не имеют свободы слова и не могут позволить себе публиковать результаты своей работы? Здесь следует вспомнить историю журналиста-расследователя Фердинанда Айите, который недавно опубликовал в своей газете «L'alternance» факты, свидетельствующие о том, что министры незаконно присвоили деньги, выделенные государством с целью поддержки населения во время пандемии COVID-19. После этой публикации журналист был привлечен к ответственности за клевету, в то время как у него имелись все доказательства, и аудиторская палата подтвердила это. В результате журналист, желая спасти свою жизнь, отправился в изгнание, и теперь он уже никогда не сможет вернуться в родную страну, не рискуя оказаться за решеткой.

Вместо того, чтобы арестовывать и судить министров, которые крадут деньги у тоголезского народа, власти предпочитают арестовывать журналистов, которые пытаются открыть глаза народу. Стоит также отметить, что тоголезское правительство интенсивно работало над тем, чтобы противопоставить армию тоголезскому народу. Это означает, что население не может протестовать против государственных структур, не опасаясь последствий: быть избитым дубинкой или арестованным. Поведение солдат трудно объяснить, так как их долг – защита интересов своего народа, а не правительства и чиновников, и если кто-то должен желать, чтобы что-то изменилось, то это должны быть в первую очередь солдаты, поскольку они страдают больше других, являясь при этом одним из самых бедных слоев населения в нашей стране.

Народ Того, обретя независимость от французских колонизаторов, прожил свободным всего три года. После убийства Сильвана Олимпио республика Того стала частной собственностью семьи Гнассингбе, правящей страной уже более пятидесяти лет. Сегодня желание большинства тоголезцев состоит в том, чтобы в один прекрасный день увидеть, как антинародный режим пал в результате путча. На примере стран западноафриканского субрегиона, видно, что такой сценарий возможен. Так, в Мали солдаты, очень быстро поняв, что управление страной идет все хуже и хуже, отстранили президента от власти и взяли страну под свой контроль. Но складывается впечатление, что тоголезские полицейские и военнослужащие не могут совершить тот акт храбрости, о котором давно мечтает тоголезский народ. В интервью 2018 года на французском телеканале «France 24» президент Тоголезской республики Фор Гнассингбе заявил, что в правовом государстве «власть берут не на улицах, а в урнах для голосования» [2]. На самом деле это лишь метафора, которая призвана показать сомневающимся, каким ярым приверженцем демократии он является. Но следует напомнить, что в 2005 году после смерти своего отца он пришел к власти не демократическим путём. Согласно Конституции в Того не может быть президентом человек, не достигший 45-летнего возраста, а Фор Гнассингбе нарушил этот закон, придя к власти в возрасте 38 лет и руководя страной до сих пор, несмотря на то, что тоголезское население никогда не избирало его. По закону в Того после смерти президента республики страну должен возглавить председатель Национальной ассамблеи, но этого не произошло, а выборы были организованы очень быстро, чтобы к власти пришел именно Фор Гнассингбе.  После выборов 2005 года население активно оспаривало результаты выборов, но в результате было избито дубинками, а часть протестующих – расстреляны.  Я хорошо помню, как в 2005 году в разных городах Того с вертолетов расстреливали людей настоящими пулями, и всё это для того, чтобы Фор Гнассингбе мог быть у власти несмотря на то, что его не избирал тоголезский народ в ходе демократических процедур.

Как можно говорить о демократии в Того, если президенты, действительно избранные тоголезским народом и заявившие о своей победе, вынуждены уезжать и жить в изгнании, чтобы не быть посаженными в тюрьму? Где демократия, если оппозиция не может критиковать правящую партию? Демократия – это система, которая допускает политический плюрализм, что означает сосуществование нескольких политических партий. Но главная проблема в Того заключается в том, что правительство пытается подкупить политические партии, и даже если оно признает, что вы избраны тоголезским народом, то попытается с помощью различных средств развратить вас, перетянув на свою сторону и заставив подчиниться, и если вы откажетесь, то вы будете вынуждены покинуть страну. Так было во время выборов в феврале 2020 года, когда Агбейомей Коджо был избран президентом республики, но правящая партия, угрожая арестом, послала к его дому полицию.  После того как ему предложили отказаться от победы в обмен на должность премьер-министра республики, а он не согласился на такую сделку, власти предприняли попытку его подкупить. Отказ от денег в конце концов привел к тому, что его захотели посадить в тюрьму, и он был вынужден покинуть страну. 

Кроме того, существует еще одна проблема, которую нетрудно заметить. Она заключается в том, что оппозиционно настроенные политические силы не объединяются и не поддерживают друг друга.

Я не против того, чтобы один президент руководил своей страной, но не понимаю, как власть может принадлежать человеку, который не слышит голос своего народа и не обращает внимания на его нужды? Другими словами, как можно говорить, что у нас есть президент, если тот, кто нами руководит, работает на пользу не своего народа, а его колонизаторов? В Того уже более 50 лет власть принадлежит только одной семье, но в настоящее время у нас все ещё не построены хорошие больницы. В деревнях людям нужны школы, водяные насосы, но всего этого нет, тогда как министры безнаказанно воруют деньги тоголезского народа, а наш так называемый президент молчит и не делает ничего. Где демократия, если мы не можем критиковать неэффективное управление финансами нашей страны. На севере Того сейчас процветает терроризм, и людей каждый день убивают, как животных, но государство не финасирует армию, чтобы она могла эффективно бороться против этих террористов и уничтожать их. Иногда возникает такое ощущение, что самое главное для президента – сохранить свою власть, что ему безразлична судьба его народа. Несправедливо то, что люди не могут высказываться о том, что их не устраивает, и предлагать свои варианты развития страны.

Тоголезский народ в подавляющем большинстве отвергает недемократические системы правления, такие как диктатура, военное правление и однопартийную систему, отдавая предпочтение сменяемой в мирное время власти. Хотя все больше и больше людей считает, что Того – это демократическое государство, лишь незначительное меньшинство граждан удовлетворено тем, как в действительности работает демократия в стране. Эти результаты должны бы заставить политических деятелей Того задуматься над тем, чтобы все же способствовать развитию в стране демократических институтов.

Руководить страной – значит переживать периоды кризиса, сталкиваться с критикой, сглаживать конфликты… Таков ежедневный удел министра, президента… или короля. Если мы обратимся к принципу, однажды провозглашенному Монтескье, то увидим, что разделение властей позволяет избежать возникновения возможных автократических эксцессов.  При условии, конечно, что указанное разделение не является чисто формальным. Об этом говорит и Конституция Того. Она выступает за ограничение срока полномочий двумя пятилетними сроками.  Но, к сожалению, в Того эта Конституция не имеет никакого значения и была нарушена много раз.  Когда правительство постоянно нарушает основной закон страны, то на это закрывают глаза, но когда оппозиция или кто-то другой позволяет себе критиковать государственное устройство, то тогда он сурово наказывается согласно этому же закону. Что за двойные стандарты?

Я думаю, что лидерам оппозиционных партий Того пора взять свою судьбу в свои руки и работать совместно, чтобы перестать злоупотреблять доверием своего населения. Народ устал и давно жаждет настоящей демократии. Тоголезцы хотят жить в правовом государстве, где никто не будет выше закона, где коррумпированные министры и те, кто ворует деньги тоголезских налогоплательщиков, должны нести ответственность и предстать перед судом за свои действия. 

Мы стремимся к процветающему Того, стремимся к Того, возглавляемому правительством, которое прислушивается к чаяниям своего народа, а не правительством, которое беспокоится лишь о собственной выгоде и заботится только о своем кармане.

В Того в настоящее время никто не верит в возможность политического устройства путем сменяемости власти путем президентских выборов, потому что отсутствует такая практика. Я сам с тех пор, как родился, никогда не видел прозрачных выборов в нашей стране, и я знаю только одного президента, который правит страной по сей день. Порой мне просто кажется, что у нас король-диктатор, а не президент.  Можем ли мы представить себе, что нынешний президент Того арестовал и посадил своего младшего брата, обвинив его в подрыве государственной безопасности?  Но есть одна вещь, в которую я сильно верю: мы боремся за сменяемость власти, и мы ее получим.  Либо у нас будет свободное государство Того, либо у нас нет будущего.

Список использованных литератур

1. Конфискованная демократия ://www.ritimo.org/Togo-La-democratie-confisquee-1963-2013

2. Фор Гнассингбе: «В правовом государстве власть берут не на улицах, а в урнах для голосования» https://www.jeuneafrique.com/mag/502325/politique/faure-gnassingbe-dans-un-etat-de-droit-le-pouvoir-ne-se-prend-pas-par-la-rue-mais-par-les-urnes/

23.05.2023

Статьи по теме