Художественное слово и жизнестойкость народа российского

I

Что есть художественность? Это любовь, восторг, восхищение, иногда – боль, страдание – из-за того, что судьба или обстоятельства жизни, или война и горе отнимают твою любовь.

От избытка любви рождаются стихи и песни. Поэзия! Из чудесного ларца русской певучей речи, стихи, озарённые любовью, выбирают самые красивые слова, выражая самые высокие чувства.

Валентин Сорокин:

Будь со мной, как синева с волной,

В чувствах и движениях красива,

В миг тоски почти невыносима

Будь всегда, пожалуйста, со мной.

Настоящая красота никогда не надоедает! Она, как цветущий сад, как зелёный луг, как бескрайнее море, как серебристый искрящийся снег – принадлежит сердцу человека. Мы – дети природы, дети вечной энергии жизни, великого круговорота Вселенной, мы – венцы Божьего мира; такого прекрасного и неповторимого.

Любовь даёт нам силы творить, даёт энергию преображения, любовь – награда за чувство прекрасного, которое живёт в нашей душе. И, напротив, человек, утративший удивление и восторг перед красотой, обязательно разминётся со своей любовью. Его жизнь может сложиться благополучно, он может достичь известности, стать богатейшим в мире. Но никакие деньги не возместят потери счастья любви и радости красоты.

Мы сочувствуем инвалиду, слепому или глухому. Но часто не видим или не различаем другой беды, настигающей человека. Люди с искалеченным чувством прекрасного, неспособные подражать вершинным творениям мира сего – жертвы среды, иногда – системы образования. Лишенные духовной энергии жизни, они существуют без любви – одни тоскуя по ней, другие даже не подозревая, что она есть на свете.

Прививая безобразное как «вариант искусства», те, кто его насаждают, занимаются, в сущности, убиением жизни.

Гомер не знал Интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения. Информированность, знания «обо всём» никогда не заменят полноты чувств. Без художественности любое роскошное шоу лишь развлечение, похищение времени жизни человека.

Чувство прекрасного, художественность – самая тонкая, невидимая материя, делающая народ народом, а человека – человеком.

II

Слово, язык, есть сама природа человека и народа. Художественное слово, наполненное чувством, можно сравнить с животворящей любовью, без которой бытие не имеет смысла. А что мы видим сегодня? Поспешный отказ под видом «современности» от родного слова в пользу заёмно-бездушного, синтетического.

Но это то же самое, что пальмовое масло вместо молока! Подделка.

Информация о любви самой любви никогда не заменит. Увы.

Обидно видеть, как предают красоту слова журналисты, политики, бизнесмены, интеллигенция и даже писатели. Мы лишаем народ жизнестойкости, а себя – опоры на многотысячелетний фундамент родной истории.

Словами мы строим судьбу, будущее, счастье жизни.

Народ, не связанный любовью и художественностью, превращается в население, в сообщество вечно одиноких, обобранных – духовно и материально – индивидуумов, которых сплачивает только телевизор и пропаганда. Сервис «Медиалогия», кстати говоря, показывает, что слово «чиновник» в печатных государственных СМИ встречается чаще, чем слово «народ». Из этого расклада ясно, кто в доме настоящий хозяин и кому служит пиар-пресса.

В нынешних условиях именно разобщённое, зависимое от управителей население, а не народ (по Конституции – «единственный источник власти»), формирует и выдвигает из своей среды правящий класс, который ещё менее привязан к родной почве, чем его атомизированный «родитель». Отсюда – коррупция, воровство, ложь, имитация, пошлость – родимые пятна новоявленной «знати».

Так раскручивается механизм самоубиения. Потому что такой правящий класс может удержаться у власти только последовательно выполняя программу денационализации и расчеловечивания. Другая легитимность для него просто невозможна.

Формализация духовной жизни в виде госрелигиозных обрядов – оправдание для беспринципных чинуш. Мол, да, мы воруем, но… веруем! И Бог простит! Отсюда – особый упор на «скрепы». Государственная культура должна воспитать электорат в духе чинопочитания, укрепить основы строя с чудовищным социальным неравенством.

Возьмите современные эстрадные песни, особенно те, что нам навязывают через телеэкран, «новогодние концерты» и прочие насильственные зрелища. Культуру какого народа, вообще говоря, нам показывают?! Нет, это даже не голос обезличенного «населения». Это крики ведьмаков, отчаявшихся биороборов и материализовавшейся нежити. Какое неуважение к слову, к красоте, к слушателю, к человеку! Какое самолюбование и самоуверенность исполнителей и авторов!.. Чванство самозванцев. (У нас уже и Михаил Гуцериев – большой поэт. Чаще звучит в эфире, чем Пушкин и Есенин.)

А язык политических дебатов? (В том числе претендентов на высшие политические посты.) Имитация, пустота и скандал. А язык наших горе-политологов, их «аргументы», крики, гвалт, истеричность? Где же уважение к народу, к времени жизни человека? Наше телевидение – яд в конфетной обёртке.

Торговать словом, то есть лгать – это всё равно, что торговать народом, его доверием. Лживое слово всегда возвращается, нанося страшные разрушения человеческой душе, семье, государству.

III

Многие считают, что процессы расчеловечивания происходят в России стихийно, что нас несёт «рок событий». Но между государствами, мировыми интеллектуальными центрами всегда существовала конкуренция, борьба за ресурсы и влияние, потому и духовно-социально-житейский хаос имеет управляемый характер. Судим по результату, а он таков: сама народная «почва» в России истощена и обескровлена. Деревня почти уничтожена, национальная культура заменена госфинансированием, стратегии развития хозяйства в стране – нет.

Да, можно увеличивать население с помощью демографических программ или мигрантов. Но квартиранты – не семья, население – не народ.

Людьми, которых лишили индивидуальности, собственного лица, легче управлять – они не способны к самоорганизации. В России, где живут представители многих национальностей, к сожалению, всё больше утрачивается чувство дружелюбия между народами. Сказать сегодня «я – русский», «я – татарин», «я – армянин» – это «вызов», чуть ли не заявка на экстремизм. А ведь это совершенно естественное чувство –ипринадлежать к своему народу, думать и заботиться о нём, беречь свой язык, знать родную культуру.

Но из того, что у российского высшего класса нет идейной самостоятельности, вовсе не следует, что такая же беда присуща и другим силам, правящим на планете. Никакой «рок событий» не несет страны, обладающие настоящей субъектностью, начиная от КНДР и заканчивая Турцией (специально не берём первый ряд мировых держав).

Умение думать самостоятельно и действовать и интересах народа российского – эти качества не привьёшь насильно. Естественно и органично они могут взрасти только на здоровой почве.

За последние тридцать лет из России уехали миллионы людей. Молодые женщины – в поисках личного счастья, трудоспособные мужчины – чтобы заработать на жизнь. За границей оказались сотни тысяч образованных граждан – ученых, предпринимателей, инженеров. Народ российский разбросан по миру: в каких только углах не встретишь наших людей! Они приспосабливаются к новой жизни, не найдя дела на родине. Огромная потеря для страны!.. С вынужденным отъездом на чужбину каждого россиянина мы становимся слабее.

Восстановление жизнестойкости народа российского на трёх уровнях – природно-демографическом, социально-политическом, духовно-нравственном – главная задача нынешнего исторического времени.

IV

А как же «русская весна»? Разве не стала она поворотным пунктом в новейшей истории России, в нашем самосознании? И разве не русский язык привёл Крым в родную гавань?

Керчь – один из самых древних городов мира. Двадцать шесть веков непрерывной истории. Девять из них – столица могущественного Боспорского царства. Сколько раз Керчь подвергалась полному разорению, но поднималась из руин, огня и забвения. Город-труженик, город-герой. Есть что посмотреть, есть чему подивиться и удивиться. Место силы!

Именно здесь, на берегу пролива, воды которого когда-то потемнели от крови советских солдат, совсем по-другому, чем из Центральной России, воспринимается Крымский мост. Это не просто «транспортная артерия» или грандиозная стройка. Мост – сама жизнь, посрамление смерти. Им гордятся, любуются, в честь него слагают вдохновенные гимны и пафосные стихи.

В постсоветско-украинские годы Керчь тихо умирала – демографически, промышленно, экономически. Теперь город – ворота Крыма, ещё одна неформальная столица полуострова. Благодаря мосту! Но, главное, благодаря людям, которые в годы вынужденной разлуки с Россией строили другой мост – духовный.

Международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны» зародился в 1999 году в Керчи, в унылые для русской государственности времена. Теперь это не только праздник культуры, но и символ воссоединения России и Крыма, Тамани и Керчи. Двадцать лет боспорцы строили мост между частями разъятой империи. Артисты, литераторы, музыканты, музейщики, художники, общественники, предприниматели, журналисты и, конечно же, зрители – со-участники фестивальных действ.

Почему же именно «русская античность» (а не, допустим, «современное искусство») оказалась плодотворной идеей, работающей на будущее?! Потому что именно она отвечает духу народа, его представлениям о прекрасном и героическом. Тот, кто говорит архетипами (первообразами), глаголет как бы тысячей голосов. Тайна подлинного искусства в том, что оно обращается к истокам художественности и высвобождает в нас огромные силы, даёт возможность «выдерживать все беды и пережидать даже самую долгую ночь», писал Карл Юнг.

Без героического духа, т.е. духа античного, невозможна суверенность огромной державы. Россия – прямое продолжение и в религиозном, и в культурном смысле греко-римской цивилизации. Россия – наследница империи Чингисхана, усвоившая с тех времен науку совместного проживания многих народов в едином государстве.

Наша античность – Пантикапей и Аркаим, Херсонес и Дербент. Часто ли мы слышим эти имена на центральных телеэкранах?!..

Иногда кажется, что от античности в России осталось только слово «олигархи» и их образ жизни. Неужели блудницы и воры – завсегдатаи «топовых» шоу – теперь наши управители?!

V

Именно героическое начало – «ключ» к великой государственности. Он, этот волшебный ключ, открывает его обладателям главные тайны: что́ есть власть и какова её мистическая и священная природа; что есть народ и как нужно им управлять; какова роль прекрасного и материального в жизни людей; что есть религия и почему так важно знать и хранить свою родовую историю.

В сердцевине героизма находится чисто мужское качество – бесстрашие. Герой совершает подвиг во имя идеала. Торгашеская психология прибыли, выгод, обмана, ростовщичества, лжи ему претит. Античность ближе к христианскому и этическому идеалу, т.е. к справедливости, чем «цивилизация денег» и порождённые ею структуры, правящие сегодня бал в России.

Торгашескому мироустройству герои – антипатичны. На что, собственно говоря, был потрачен духовный заряд «русской весны»?! Неужели на фильм «Крым» режиссёра Алексея Пиманова?! Кино провалилось в прокате, потому что «ленивая, топорно сделанная поделка», «сценарий состоит из кучи штампов», «плохая актёрская игра», и на всё это – 6 млн. долларов.

А почему под могильными плитами оказались почти все яркие фигуры Новороссии?! А те российские добровольцы из гражданских лиц, что устремились на Донбасс не из-за денег, а по сердечному влечению, они теперь – кто?! Военные преступники? «Лохи»? Жертвы информационной войны? Среди них есть и покалеченные, и убитые. А как живут сейчас их матери, их близкие?!..

Крым пришел в Россию, и принёс не только курорты, виноградники и военные базы. Крым пришел с городами-героями, с людьми-тружениками, с мечтой о справедливости, с тоской по красоте и родному языку. Действительно всё, что действует! Жаль, если героический дух Керчи и Севастополя растворится в индустрии развлечений, в обществе потребления, которое теперь строят не для всех, а для «элиты».

Выбор для думающего человека есть всегда. Любовь или платная услуга? История, уходящая в седую древность, или «наше молодое государство»? Торгаш или герой?!..

Как восстановить жизненные силы народа? С чего начать? Нужен лидер, тот, за кем пойдет народ. России нужен не оппозиционер, не госдеповец, не разрушитель, но сын земли и посланник неба.

Разве не заслужил его народ страданиями своими?!.. «Сколько раз мы кровавому сброду Преграждали отвагой пути, – Неужели такому народу Время в тёмную бездну сойти?..»

Да, за жизнь стоит побороться! Во имя самой жизни.

Илл.: Исаак Левитан "Река"

29.06.2020