27.09.2023
Идея традиционализма как «ключ» к пониманию публицистики Ю.И. Селезнёва и А.Г. Дугина
Какую роль играет человек в контексте исторической памяти, взаимосвязи прошлого и настоящего? Понятие традиции и традиционных ценностей закрепилось в российском законодательстве в ноябре 2022 года. В этот период в силу вступил Указ Президента, утвердивший необходимость сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей. Документ стал отражением переломного момента в истории России, определил дальнейший вектор развития страны и ее место на международной арене.
Вместе с тем, традиция во всем ее широком смысле выходит за рамки официозной терминологии. Она определяет самобытность русского народа, русских по духу людей. Именно поэтому вопрос о ее значении и роли в нынешних реалиях актуален.
Обширнее понятие традиции воплощается в идее традиционализма. Она подразумевает безусловное следование истокам, сохранение и поддержание основ, представляющих собой ценности того или иного общества. Для понимания сущности традиционных ценностей, следует осознать, против чего эти ценности выступают. В данном смысле уместно противопоставить их идеалам современного уклада жизни. Тема противостояния традиции и современности звучит вне времени, волнуя людей из поколения в поколения. Отчетливо она прослеживается и в публицистике Ю.И. Селезнева. Позже его мысли в определенном смысле продолжил философ, политолог, социолог и публицист А.Г. Дугин.
Одной из точек их соприкосновения в смысловом аспекте служит убежденность в том, что в русской классической литературе, в том числе, ярко отражаются идеи традиционализма, и именно она передает не только уклад жизни наших предшественников, но и их идеалы, опыт, который стоит учитывать. Закономерно, что в статье «Созидающая память» (1977) Селезнев пишет о важности сохранения знаний о потомках и их достижениях. Пока, считает он, еще живы в нашей памяти творения митрополита Иллариона, автора «Слова о полку Игореве», Аввакума Петрова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя. Они без прикрас изображают действительность, интерпретируют устоявшиеся понятия, порой высмеивают их: «Правда – в созидании, в творчестве, оттого-то и писателей у нас не случайно называют творцами», - полагает Селезнев [3]. Именно поэтому роль слова, отображенного на страницах произведений обозначенных авторов сегодня как никогда велика.
Слово – та видимая, осязаемая на чувственном уровне «нить», связывающая прошлое и настоящее. Юрий Иванович справедливо отмечает: «Рожденное из глубин народного духа, оно и само теперь как бы незримо наполняет духовностью сознание современного человека, дает ему истинно высокие критерии и в сознании ценностей сегодняшнего дня». Отражение духовной глубины Селезнев справедливо усматривает и в работах поистине народных писателей 20-21 вв., ярких представителей «деревенской прозы»: В.И. Белова (статья «Неведомая сила. Заметки о творчестве В. Белова») и В.И. Лихоносова (статья «Чтоб и для души было. Перечитывая В. Лихоносова»). Для Селезнева личность автора неотделима от его творчества. Поэтому он анализирует тематику произведений через призму ценностных ориентиров, жизненного опыта самих писателей.
Так, для Василия Белова, родившегося на северной земле (Вологодской области, - прим Д.Р.), которая сохранила «древнейшие общерусские былины, сказания, песни, обряды» [8], было важно показать проблемы человека, живущего на своей Родине, в тесной связи с землей; показать особенности крестьянского быта на фоне исторических событий. Все это он воплотил, например, в рассказе «Весна» (1965). Главный герой сталкивается с потерей сыновей на войне, коровы. Вместе с тем Селезнев отмечает важную деталь: на первый взгляд несопоставимые между собой вещи предстают элементами одной цепи. В рамках беловского рассказа частная жизнь героев сопряжена с явлениями масштабными, философскими по своей сути, такими как исход войны, судьба страны и народа.
Наравне с образом Ивана Тимофеевича («с истертым дубленым тулупом на плече, в большущих валенках и с топором за ремнем» [2]), Белов изумительно передает атмосферу деревенской жизни, ее природы: «Мороз ярился, как стоялый, откормленный овсом жеребец, ночь была на избыве. Как мелкие битые стеклянки, мерцали в небе звезды, но за деревней уже обозначилась лиловая заря» [2]. Обращаясь, прежде всего, к молодому поколению, Селезнев разрушает миф о «не современном» Белове-писателе. Описанные творцом судьбы персонажей созвучны и нам. Поэтому произведения Белова актуальны в не зависимости от времени и обстоятельств.
Аналогичный подход Селезнев использует, рассматривая личность и творчество Виктора Ивановича Лихоносова. Анализ повестей «Элегия» (1976) , «Осень в Тамани» (1985), «Люблю тебя светло» (1985) позволяет нам, читателям, не только выделить особенности средств построения текста, но и определить общую идею произведений. Связующим мотивом, как и у Василия Белова, служить значимость исторической памяти, осознания себя в настоящем и будущем, основы традиции, культуры. Персонаж Лихоносова – это «положительный герой времени, «идущий центральной дорогой правды» [9].
Однако что представляет собой дорога правды в ее современном понимании? Сегодня мы наблюдаем, как ежедневно в различных областях происходит подмена понятий. И один из ключевых ударов также берет на себя русская литература. В материале «Златая цепь, или опыт путешествия к первоистокам народной памяти» (1983) Селезнев поднимает проблему русофобии, цель которой – разрушить духовно-нравственные основы общества. Юрий Иванович описывает происходящее следующим образом: «Взорвать отравить, засыпать истоки - значит решительно изменить русло полноводной реки, ее жизнеспособность» [3].
Пожалуй, удачным примером поддержания духовно-нравственного стержня в российских реалиях служит цикл бесед «Азбука традиционных ценностей» на телеканале «Царьград». О сущности русского бытия и будущего страны рассуждают Александр Дугин, Константин Малофеев и протоиерей Андрей Ткачёв. В выпуске от 17 января нынешнего года авторы размышляют о роли традиции в наше время. Александр Дугин подчеркивает цикличность процесса смены старого новым, что ведет к «стиранию истоков» [1]. Традиция же служит ориентиром для настоящего. Эта идея также воплощается в произведениях А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, В.И. Белова, В.И. Лихоносова и многих других русских по духу авторов.
Анализ данной темы А.Г. Дугина охватывает значительный пласт профессиональной деятельности философа, политолога, социолога и публициста. Стоит отметить, что именно в 1979 - 1980 гг. происходит его знакомство с «традиционалистами «третьего пути»: философом и исламоведом Гейдаром Джемалем, а также писателем и литературоведом Евгением Головиным, отторгавшими современный мир как таковой и признававшими превосходство традиционного общества. Это сильно повлияло на Дугина как личность, мыслителя, отчасти сформировало его взгляды на геополитику. Он отмечал: «Я осознал себя повстанцем Традиции в пустыни современности, человеком метафизического подполья, готовящим апокалиптический реванш – безнадежный и, одновременно, неизбежный» [6].
О противостоянии идеям, чужеродным отечественной ментальности Александр Гельевич пишет в статье «Партизаны культуры» (2023). В данном контексте он говорит о нейросети, жестко цензурируемых СМИ и иных средствах коммуникации, которые механизируют, стандартизируют мышление человека. Автор обозначает так называемых партизанов культуры. Они воплощены в людях цельных, тех, кто ценит и поддерживает в себе этот жизненный принцип. Дугин отмечает: «Народ и есть целое - континент, а не архипелаг. Вот этот «континент Россия» мы обязаны сохранить, спасти» [5]. Неспособность воспринимать опыт своих предшественников, видеть в себе, прежде всего, Человека для Дугина является признаком культурной деменции. Для выхода из этого состояния, необходима «строгая мобилизация душевных сил» [4]. По мысли автора, необходимо заново исследовать историю культуры, литературы, которые воплощаются в творчестве в А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
Надо сказать, что именно сегодня формируется благоприятная «почва» для осуществления данной идеи. Книжный рынок медленно, но верно все же обращается к шедеврам отечественной классики. По данным Российской книжной палаты, за первое полугодие 2023 года самым издаваемым автором в России стал Ф.М. Достоевский. Общий тираж его произведений за этот период составил 463,2 тыс. экземпляров по сравнению с 577,6 тыс. в январе-июне 2022 года. Стивен Кинг, который ранее был лидером, занял 6-ю строчку рейтинга. Тираж его книг упал до «240,9 тыс. с 1 млн экземпляров в первом полугодии прошлого года» [7].
Помимо этого, в список 20-ти авторов с большим тиражом также вошли Л.Н. Толстой (5-е место; 254,7 тыс. экз.), М.А. Булгаков (7-е место; 223 тыс. экз.), Б. Акунин (13-е место; 158,5 тыс. экз.), Н.В. Гоголь (17-е место; 134,2 тыс. экз.).
В детской литературе лидером рейтинга стал К. Чуковский. Список самых издаваемых авторов покинула Дж. Роулинг, автор серии книг о Гарри Поттере.
Таким образом, традиционализм Ю.И. Селезнева и А.Г. Дугина есть не просто следование идеалам прошлого, но и попытка проанализировать причинно-следственные связи событий, влияющих на формирование соответствующих ценностей. Обращаясь к молодому поколению и не только, они вносят значительный вклад в развенчивание мифа о «несовременности» поистине стоящих творцов, настоящих борцов за свое дело. К подобным борцам можно с уверенность отнести и Ю.И. Селезнев, А.Г. Дугина. Для них традиционализм является не столько системой взглядов, сколько элементом бытия, собственным жизненным ориентиром, что красной нитью проходит через всю их профессиональную деятельность.
Ю.И. Селезнев отмечал: «Плоды без древа, без корней существуют лишь на блюде потребителя, но для радетеля сада отечественной культуры все начинается не с блюда – с семени, с первого ростка – истока будущего могучего древа в его развитии, в его зрелом плодоношении. Кто мы – потребители плодов культуры, истории или созидатели их?» [3]. Вероятно, на этот вопрос должен каждый ответить самостоятельно. В первую очередь для себя.
Список использованных источников.
1. Азбука традиционных ценностей. Серия I. Традиция / Телеканал «Царьград». – URL: https://rostov.tsargrad.tv/shows/azbuka-tradicionnyh-cennostej-serija-i-tradicija_705428 (дата обращения: 10.09.2023).
2. Белов, В. Весна / Родная Кубань. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/proza/proza_14725.html (дата обращения: 12.09.2023).
3. В мире Достоевского. Слово живое и мёртвое / Ю.И. Селезнев; [сост.: С.С. Куняев, А.М. Разумихин]. - Москва: Алгоритм, 2014. 494 с. – URL: https://pma.knigogid.ru/books/956138-v-mire-dostoevskogo/toread (дата обращения: 20.09.2023).
4. Дугин, А. Выйти из культурной деменции / Завтра.ру. – URL: https://zavtra.ru/blogs/vijti_iz_kul_turnoj_dementcii (дата обращения: 17.09. 2023).
5. Дугина, А. Партизаны культуры / Завтра.ру. – URL: https://zavtra.ru/blogs/partizani_kul_turi (дата обращения: 17.09. 2023).
6. Дугин Александр Гельевич / Русская народная линия. – URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/02/23/dugin_aleksandr_gel_evich/ (дата обращения: 17.09. 2023).
7. Павленко, О. Самым издаваемым автором в России за первое полугодие стал Достоевский / Коммерсант. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/6148589 (дата обращения: 22.09. 2023).
8. Селезнев, Ю. Неведомая сила. Заметки о творчестве В. Белова / Родная Кубань. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/literaturovedenie-i-kritika/literaturovedenie-i-kritika_9767.html (дата обращения: 18.09.2023).
9. Селезнев, Ю. Чтоб и для души было. Перечитывая В. Лихоносова / Родная Кубань. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/literaturovedenie-i-kritika/literaturovedenie-i-kritika_9757.html (дата обращения: 18.09.2023).
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
27.09.2023