Играя в зло

Сегодняшний мир игрушек способен угодить любой прихоти маленького «потреблёнка» – взглянем на каталог «Детского мира» [1]: куклы, машинки, настольные игры, конструкторы, коляски, питомцы… Но в руках каждого второго ребёнка – Хаги Ваги. Хаги Ваги на витринах мясных и продуктовых магазинах, Хаги Ваги на каждой кассе.

Модный тренд диктует свои правила. Хотя немудрено: «Хаги Ваги» звучит так сладко и по-детски нелепо, а «хаги» – ещё и «обнимашка» в переводе с английского. Ну какое детское сердце здесь не растает? А при виде пушистых лапок, которые так и тянутся к тёплым объятьям, острые акульи клыки в несколько рядов и глаза сумасшедшего как-то и забываются… Жуткая морда «зверька» объясняется тем, что он монстр-людоед из компьютерной хоррор-игры «Poppy Playtime». Об этом знают некоторые родители, об этом пишут и СМИ. МЕЛ, например, в материале об игрушке [2] ссылается на видео Дмитрия Куплинова про «Poppy Playtime» с названием «От страху аж подпрыгнул».

Яркий цвет, противоречивость самого персонажа, сильные эмоции (страх), эпатаж – все в лучших традициях тренда, который способен привлечь внимание потребителей, столь ко всему привыкших. Но, с точки зрения психологии, игрушки по мотивам хоррор-игры, от ужаса которой подпрыгивают даже взрослые – это вообще безопасно для хрупкой детской психики?

Представим, вы родитель. Вы заботитесь о своем ребенке и, безусловно, не хотите обрекать его – подрастающего, подобного вам, потребителя, насмотревшегося контента из TikTok и мемов «пропал синий Хаги Ваги» [3] – быть… быть, о ужас, – не в тренде!. Вы хотите быть «классным», модным родителем. В конце-то концов, с ярким монстриком в руках теперь ходит каждый ребёнок – и никто не жалуется. И, руководствуясь этой логикой, никаких сомнений в покупке и быть не может. А если даже и будут – капризное «купи!» под ухом всё нарастает в своей громкости, и времени разбираться нет. Что ж, мы сделаем это за вас.

Обратимся к материалу «Казанских ведомостей» [4]: «Казалось бы, в игрушке нет ничего привлекательного, наоборот, она напоминает «бабайку», которым пугают непослушных малышей, однако дети полюбили его» – отмечает автор во вступлении, и подобный тезис, мол, «но дети полюбили» встречается во многих материалах. Но разве это не подмена понятий? Дети полюбили, потому что это дети: они видят Хаги Ваги в руках любимого блогера, в социальных сетях и у своих друзей. В конце концов, сработал эффект толпы – его объясняет документальный фильм «Я и другие» [5]. Дети полюбили, потому что в их головах унисоном звучит «куда пропал синий Хаги Ваги?». Не логичнее спросить – почему Хаги Ваги стали рекламировать блогеры, и почему жуткая играла вызвала ажиотаж и переросла в мемы? Но, кажется, этим высказыванием «но дети полюбили» нам пытаются намекнуть, что сегодняшних детей тянет на… уродство и ужас?

Психолог в данном материале, Майя Камалова, действительно это подтверждает: «у ребёнка есть потребность в исследовании своего страха», и, видимо, имеет в виду, что эта потребность восполняется благодаря Хаги Ваги. Наталья Наумова, эксперт в материале «Газета.ru» [6] утверждает примерно то же: «с помощью подобных игрушек можно еще и лучше узнать своего ребенка, ведь в играх дети неосознанно пытаются выплеснуть свои эмоции и проработать травмы…». Звучит вполне себе логично, да и двум экспертам одно и то же казаться не может. Но погодите: разве во время игры не познаются и другие эмоции, чувства? Или, может, дело в том, что сегодня только страх способен «расшевелить» маленького потребителя, которому надоели банальные куклы-машинки?

Кроме того, возникает ощущение какой-то недосказанности: на вопрос «почему дети так полюбили пушистого монстра» Майя Камалова в первую очередь говорит: «В возрасте 3–4  лет ребёнок начинает знакомиться с эмоциями ... мы показываем детям, что есть отрицательные персонажи и есть положительные … Добро побеждает зло, а светлые силы оказываются сильнее». Точно! Мораль. Мораль в каждой сказке, мораль в мультиках – законы гармоничной жизни простым языком. Всё верно: ребёнок должен познавать добро и зло в игровой форме. И тут напрашивается логичный вопрос: а Хаги Ваги в этой игре – добро или зло?

Умный родитель скажет – не всё так категорично. Но именно это и важно учитывать в изучении ребенком мира: или чёрное, или белое. Обратимся к в научной статье «Современное игровое пространство детей: его издержки и опасности» Филатовой А. Ф. [7]: «Детское сознание устроено так, что не воспринимает полутонов и нюансов. Или – или. Или плохой, или хороший. Или добрый, или злой» – а способность «различать оттенки понятий» приходит совсем позже. Сначала – база.

И какую базу даст игра с Хаги Ваги? Играя со зверьком, ребёнок исследует не только страх – он проявляет к игрушке любовь, заботу, сострадание. Вернемся к контексту: сострадание и любовь к монстру с тремя рядами острых зубов, которыми он ест людей. Ребёнок скажет: «Ну он же в этом не виноват. Просто на фабрике случился несчастный случай, и он стал монстром. А так он хороший» [8]. Плохой-хороший, хороший-плохой, да это… размытие рамок добра и зла. А взрослый только улыбнётся тому, какой у него добрый и сострадательный ребенок, потому что яблоко – от яблони. И как яблони смотрят чувственные сказки Собчак про маньяка-извращенца, у которого вроде бы «своя правда» [9], так и яблоки – начинают любить монстров, ещё даже не поняв, что такое зло. И тогда из играющих в Хаги Ваги вырастет поколение, вспомним интервью социолога Вардана Багдасаряна [10], – «постправды», где правда не просто у каждого своя, а где её просто… нет. Настолько она перемешается с неправдой, а добро, соответственно, со злом.

И раз уж мы рассматриваем невинную игру в зло на уровне социологических масштабов, вспомним из уроков обществознания формулу: общение-игра-учение-труд – это основные виды деятельности. Общение – с окружающими людьми, учение – о мире вокруг, труд – на благо мира вокруг, стало быть – игра тоже должна быть связана с окружающим миром? И именно через игру ребёнок в более простой форме познаёт окружающий мир. «Детская игра выполняет множество функций: …воспитывает дружелюбие и чувство справедливости, позволяет «примерить» на себя различные социальные роли» – из исследования «Влияние инфернальных игровых традиций на формирование социальной идентичности современных детей» Е. В. Конькиной [11]. То есть играть во что-то – значит примерять на себя социальные роли и тем самым готовиться ко взрослой жизни. Это хорошо связывается с мыслью А. Ф. Филатовой [7]: «Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает «дочку», кормит, укачивает и таким образом готовится исполнить главную миссию женщины – материнство».

Чёткое понимание того, кто – «я», откуда и для чего создан – это основа любой личности. Какую же социальную роль примеряет на себя ребёнок, играя в «монстрика»? Воспитывает ли эта игра в нём национальную идентичность, прививает ли моральные основы, развивает необходимые в жизни навыки? Филатова утверждает, что такие тенденции ведут к «однопоколенности».

Сама научная работа написана в 2016 году, и тогда на пике популярности были куклы для девочек «Monster High». «Монстрическая» тенденция в игрушках зарождалась ещё с давних пор, ведь по сюжету куклы – дети существ, которые по определению в культуре стоят под знаком «минус» – вампиров, оборотней и прочих жестоких монстров, которые преподносятся под тем же соусом «своей правды», взывающей к любви и состраданию. Это происходит, например, в мультике «Школа монстров: Добро пожаловать в школу монстров» [12], и более того: здесь по сюжету сами люди – персонажи отрицательные, в то время как монстры – несчастные, гонимые. Та же тенденция и в другом, более новом мультфильме – «Монстры на каникулах».

Мода на «вочеловечивание» нелюдей остаётся, разрастается и тянется своими лапами к детям не с полок «Детского мира» и касс продуктовых, а в первую очередь с экранов телефонов и компьютеров. Зло становится добрым, зло становится привлекательным, зло смешивается с добром и превращается в большое «ничего».

Но, может, есть шанс побороться за «что-то» вместо «ничего» в недалёком будущем?..

Использованные источники:

1. Игрушки, купить игрушки и игры в интернет-магазине Детский Мир. [сайт] — URL: https://www.detmir.ru/catalog/index/name/igry_i_igrushki/page/4/ (дата обращения: 16.08.2022);

2. Кто такой Хагги Вагги, откуда он взялся и почему его так любят дети / Никушина Анастасия. — Текст : электронный // МЕЛ : [сайт]. — URL: https://mel.fm/zhizn/razbor/9280147-kto-takiye-khaggi-vaggi-da-eto-o-nem-deti-govoryat (дата обращения: 16.08.2022);

3. «У нас пропал синий Хаги Ваги» // TikTok [сайт] — URL: https://www.tiktok.com/@nastyy2010/video/7046697726024666369 (дата обращения: 16.08.2022);

4. Хаги Ваги и Киси Миси: что таят в себе милые монстры и стоит ли покупать популярные игрушки детям / Кострулева Карина. — Текст : электронный // Казанские ведомости : [сайт]. — URL: https://kazved.ru/news/xagi-vagi-i-kisi-misi-cto-tayat-v-sebe-milye-monstry-i-stoit-li-pokupat-populyarnye-igruski-detyam-5850362 (дата обращения: 16.08.2022);

5. Я и другие (1971) // Кинопоиск [сайт] — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/474668/ (дата обращения: 16.08.2022);

6. «Звоночек для родителей». Почему Хаги Ваги так популярны / Шавельева Валерия. — Текст : электронный // Газета.ru : [сайт]. — URL: https://www.gazeta.ru/social/2022/07/27/15185354.shtml?updated (дата обращения: 16.08.2022);

7. Современное игровое пространство детей: его издержки и опасности / А. Ф. Филатова. — Текст : непосредственный // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2016. — № №2 (11). — С. 125-128;

8. «Хочу Хаги Ваги». Почему детям нравятся страшные игрушки / Акиньшина Тамара. — Текст : электронный // БелПресса : [сайт]. — URL: https://www.belpressa.ru/society/drugoe/43406.html (дата обращения: 16.08.2022);

9. О чем нельзя забывать журналисту / Соколов-Митрич Дмитрий. — Текст : электронный // Родная Кубань : [сайт]. — URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_9647.html (дата обращения: 16.08.2022);

10. Выход из постмодерна / Багдасарян Вардан. — Текст : электронный // Завтра : [сайт]. — URL: https://zavtra.ru/blogs/vihod_iz_postmoderna (дата обращения: 16.08.2022);

11. Влияние инфернальных игровых традиций на формирование социальной идентичности современных детей / Е. В. Конькина. — Текст : непосредственный // Гуманизация образования. — 2014. — № №4. — С. 61-65;

12. Добро пожаловать в Школу Монстров. — Текст : электронный // Карусель : [сайт]. — URL: https://www.karusel-tv.ru/app.php/announce/15074-dobro_pozhalovat_v_shkolu_monstrov (дата обращения: 16.08.2022).

24.08.2022