Елена Камбурова в Краснодаре: любовь без разлуки



Имя Елены Антоновны Камбуровой известно сразу нескольким поколениям слушателей. Мое персональное знакомство, открытие этого голоса и внутренней силы случилось примерно в возрасте четырех-пяти лет, когда моя мама напевала две замечательные ее песни «Любовь и разлука» и «Там, вдали за рекой». Возможно, это было тогда созвучно с ее личными переживаниями, которые, также передавались и мне. Такое глубинное чувство – «дождик осенний, поплачь обо мне» с бетховенскими интонациями – во многом сформировали мое мировосприятие. Потом были детские фильмы с ее песнями, которые по сей день я совершенно не считаю детскими. Сам фильм «Приключения Электроника» считаю глубоко дидактической вещью для будущих поколений, каждому из которых просто необходимо «стать человеком».

Но уже гораздо позже, после сорока я открывал для себя другую Камбурову. Без всякой привязки к темам и жанрам. Это «Как молоды мы были» и «Город золотой». Первую песню привычно «многим поколениям ушей» слышать из уст Александра Градского: это исполнение масштабно, но взгляд Елены Антоновны более камерный, это разговор «шепотом», на «ты», при «закрытых дверях», а не в публичном пространстве Большой Сцены. «Город золотой» мне попадался до этого в двух исполнениях –  автора Алексея Хвостенко и Бориса Гребенщикова. Версия Камбуровой интересна, наверное, тем, что это действительно тот «недостижимый рай», о котором хотел сказать автор, а не просто «сон соловьевского Бананана». 

Приятно осознавать, что благодарные слушатели и почитатели творчества Елены Антоновны живут и в Краснодаре. Наталья Яковлевна Паскевич – филолог, педагог, наставник юных журналистов, заместитель директора МУ ДО «Малая академия» – подготовила и разместила небольшой фильм «"Мне хочется любовью своей делиться..." Елене Антоновне Камбуровой из Краснодара – с любовью»  на ютуб-канале «Малой академии» (https://www.youtube.com/watch?v=vzp9Derhz4g&feature=youtu.be), в котором подробно представлены отклики воспитанников, увлеченных творчеством Камбуровой, активно сотрудничающих с ее Театром музыки и поэзии (https://teakam.ru/). Воспитанники Малой Академии готовят литературоведческие и искусствоведческие работы, посвященные ей, дают ее творческой личности и судьбе свежие, современные и глубокие оценки.

Ульяна Кремененко, воспитанница «Малой Академии»: Меня всегда волновала проблема музыкального вкуса. Как его выработать? Как выпутаться из сетей современной поп-музыки, если она преследует каждого современного человека, практически, с детства? Не в семье, так на улице во дворах, в машинах, в кафе... Более того, я всю свою жизнь никогда не могла найти той музыкальной композиции, в которой форма была бы в идеальном балансе с содержанием, то есть музыка, полная глубинного, необъяснимо чувственного смысла дополняла бы слово, высвечивала бы его новые грани и наоборот. И вот Наталья Яковлевна на одном из наших академических поэтических вечеров включила «Ленинград» О.Э. Мандельштама в исполнении Елены Камбуровой. Во мне тогда все перевернулось: впервые музыка, которой я питала любовь с детства, вызвала у меня слезы. Впервые от стихотворных слов — эта была строчка «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» – у меня болезненно сдавило грудь так, как будто оттуда рвалось все то, что молчало все это время. Та тяга к искренности и красоте, которая просыпается именно благодаря именно такой музыке. И с тех пор (это не преувеличение) я стала слушать больше классической музыки, больше русских романсов, больше песен в исполнении самой Елены Антоновны. Постепенно вся моя семья полюбила ходить в Филармонию на концерты классической музыки. Конечно, для таких удивительных кардинальных изменений не может быть одно фактора: любовь к этой великой музыке приходила постепенно, медленно, месяц за месяцем. Но отправной точкой, резким скачком на много-много ступеней выше стали именно ее музыка, ее голос. Я благодарна судьбе, моему педагогу и Вам, Елена Антоновна, за возможность такого все переворачивающего открытия.

И это, действительно, так: голос Елены Камбуровой подобен «Волшебной скрипке» Николая Гумилева: ее приятно брать в руки, а голос-смычок тонко пронзает сердце каждого благодарного слушателя, это беседа вдвоем сквозь долгие зимы...А для Натальи Яковлевны – это еще одна замечательная победа: она никогда не теряет терпения – ключей от сердец своих замечательных учеников. И это любовь без разлуки!

08.08.2020