Не дышите угарным газом: несколько мыслей о цензуре

Кожухова Виктория

В мире информации, где каждое слово может стать искрой, разжигающей пламя общественного мнения, российские законодательные акты в области СМИ по идее выступают в роли пожарных. Цель их – поддерживать «согревающий» [1] огонь и превращать «пожирающий» [2] в груду углуглей, тем самым спасая окружающую среду, которая и так уже достаточно натерпелась.

Действительно, от неконтролируемых языков пламени «вещи чернеют и меняются», искажаются взгляды и понятия, становится трудно дышать. Многие люди подобны маятнику – их качает из одной идеологической стороны в другую. Может, дело как раз в угарном газе? Помутнение рассудка, головокружение, потеря сознания. Толпа в забытьи таращит глаза и силится отыскать тот правдивый идеал, которого нет на самом деле, но он у всех на устах. Происходит давка, раздаются возгласы приветствия всепоглощающему огню, а затем – стоны, стоны, стоны. Нередко мы гибнем от того, что так вожделенно просим.

Но «лучше» жить обществу, конечно, без цензуры.

В законе Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 23.11.2024) «О средствах массовой информации» есть отдельная статья о недопустимости наложения запрета на распространение сообщений и материалов, которые не противоречат иным Федеральным законам. Многие будущие «погорельцы» ошибочно интерпретируют понятие цензуры и, ознакомившись с написанным, демократически и либерально «в воздух чепчики бросают» [3].

Известный публицист и философ Александр Дугин о цензурных ограничениях в обществе высказал такое мнение: «Цензура – это не инструмент власти, направленный против широких масс, но некоторая трансцендентная инстанция, призванная следить за справедливостью на всех уровнях – и в верхах, и в низах, и уполномоченная и тех, и других привлекать к ответственности» [4]. Она должна помогать, защищать, являть свету то, что поистине заслуживает внимания и не погружать общество в обывательскую яму с языками пламени, где духовному и светлому нет места. «Цензор, – продолжает Дугин, – как Микеланджело – это тот, кто в бесформенной глыбе мрамора видит Pietà – то есть Христа и держащую на руках Его святое тело Богоматерь. И видя его, он суверенно и свободно отсекает лишнее, что мешает образу проступить сквозь темную стихию минерала». Но мы, кажется, уже замурованы в этом камне, пока кто-то грубо орудует молотком, пытаясь сотворить образ сатаны под ужасную симфонию горящих древ морали.

Примечателен тот факт, что воинственные либералы, подбрасывающие одурманенных людей в огонь вместо дров, сами же потом накладывают цензуру, ещё более изощрённую. Только по-хитрому, очень умело: им важно сохранить доверие «живого ресурса» – пригодится в дальнейшем.

Мне это напоминает момент из романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир», в котором войско Наполеона переплывало реку Неман [5]. Завидев фигуру в сюртуке и шляпе, все кричали «Vive l’Empereur!» и бросались в бурный поток воды. Люди «несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали». Однако многие люди, сумевшие распознать обман со стороны «обожаемых» либералов, уже либо стали утопленниками, либо получили сильнейшие ожоги от пожара. Выжили единицы. И теперь приходится мириться со своей инвалидностью, собирая по кусочкам порванную картину мира, а то и вовсе писать новый пейзаж. От леса, объятого огнём, с недавних пор бросает в дрожь.

«Доблестные» пожарные-цензоры притаились и, наверное, ждут подмогу, чтобы всё исправить. А может, им нет дела до горящих гектаров нашей Родины? Не все ведь имеют толстую кожу, продолжая обугливаться в информационном потоке. Тлеет поколение за поколением, и необходимо действовать, пока не стало слишком поздно. Тогда напрашивается вопрос: кто и когда их будет тушить?

Увы, в современном потоке информации данный вопрос остаётся без ответа.

Использованные источники:

1) «Этот огонь ничего не сжигал — он согревал», — цитата из книги Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

2) «Жечь было наслаждением. Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются», — цитата из книги Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

3) «И в воздух чепчики бросали», — крылатое выражение из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (действие 2, явление 5).

4) Дугин А, Цензура: метафизика суверенной культуры // Родная Кубань. – 2023. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_15202.html.

5) Толстой Л, «Война и мир», том третий, часть первая, вторая глава.

Илл.: Дж. Штайнберг

12.03.2025