02.09.2024
В ожидании Большого стиля
О московской конференции литературоведов и критиков 4 – 8 сентября 2024 года
«Большой стиль» - верное название для конференции, от которой мы ждем и особой атмосферы, и значительных результатов. Надо помнить о времени, в котором она пройдет: во-первых, уже достаточно много лет новейшая литература воспринимается как аутсайдер в пространстве разнообразных форм текстов и удовольствий; во-вторых, с началом СВО оказалось, что практически полностью отсутствуют проза, поэзия и драма, соответствующие сошедшему на нас эпосу. Современный литературный процесс в XXI веке мало кому казался большим, а выяснилось, что он вообще какой-то неприлично маленький, суетливый и не совсем русский. А, учитывая число прямых и косвенных иноагентов, совсем не русский.
Да, это так. Из этого в предстоящем поиске следует исходить. Выскажу крамольную мысль: конференция литературоведов и критиков «Большой стиль» должна быть направлена против литературы в ее нынешнем понимании, когда слишком субъективные травмы авторов, издательские проекты, премиальные интриги и жанровые схемы выстраивают на могиле постмодернизма курган, не способный заинтересовать пытливые умы будущих эпох. Не надо современной литературы в большом количестве! Постарайтесь не становиться писателями в потоке закономерно малотиражных образов! Зачем нам критики, пишущие рецензии для смеха других, таких же грустных и относительных критиков! Все это развлечения для сытых и застрахованных. Однако сейчас все страховки и гарантии сгорели. Для чего ныне спорить о неомодернах, новом реализме или метамодернизме?
Как же так? К чему призываю? Сейчас важнее быть учителями и публицистами, эссеистами и проповедниками, миссионерами русского слова и его апологетами. Литература гнёт и гнёт свою линию амбивалентности и относительности, камерности и вседозволенности. Следовательно, необходима трансформация литературы в словесность. Хотя бы так, как это происходит в знаменитых поэтиках Бахтина, Лихачева, Аверинцева, Кожинова – происходит с Достоевским, Древней Русью, Византией, Тютчевым. Так, как это происходит в писаниях наших современников, идущих навстречу разрастающейся войне.
Писателем можешь не быть, а мастером словесности – если есть дар слова и мощное понимание мира, если присутствует верность и жертвенность – быть надо! Всё складывается так, что совершенно необходимы защитники русской поэтики, ведь осознавший свое единство Запад предъявляет нам слишком основательные претензии, чтобы мы в ответ ограничились Пелевиным или даже замечательным Михаилом Тарковским. Вот об этом будет моя конференция в границах общей. Надеюсь, что и общая будет об этом.
Есть ли что абсолютно конкретное? Думаю, да. На гуманитарных факультетах вузов наших с современной литературой все не очень хорошо. Царит хаос, субъективность и верность рекламе. Какой список произведений, например, из десяти-пятнадцати текстов, конференция может порекомендовать сегодняшним филфакам? А школам? Нравится это или нет, но победы премиальной литературы очевидны. Ее знают. Водолазкина и Сорокина, Иличевского, Пелевина, Быкова* и т. д. Ясно, что была серьезная поддержка. Но в самой АСТ-беллетристике есть нечто, заставляющая покупать и читать. Какова эта успешная поэтика? Давайте ответим! Назовем ключевые работы (литературно-критические, публицистические, вменяемо научные), которые прояснят пути новейшей словесности. Следовательно, завершим конференцию конкретным результатом, который можно предоставить и вузовскому преподавателю, и школьному учителю, и потенциальному мастеру словесности.
Илл.: Сергей Андрияка
Признан иностранным агентом*
02.09.2024