15.04.2024
Чудо детства, согревающее душу
О чем думается в первую очередь, когда мы произносим слово «семья»? Может быть, возникает образ бабушки, накрывающей на стол к приезду детей, или папы с мамой, обсуждающих после работы предстоящие дела, или дедушки, который привез с рыбалки карасей, а может представляются две сестры, делящие игрушки?
Ассоциации приходят самые разные, но значимость слова «семья» и того, что под ним подразумевается – неизменна. Это то место, где человек получает воспитание, учится любви, обретает душевное спокойствие и набирается сил, чтобы идти в непростой мир, а в дальнейшем создать свою собственную семью. Конечно, современный перенос внимания на «себя любимого» меняет в отношения в семье: увлечение наслаждениями и удовольствиями побеждает все традиционно-человеческое. Из-за этого невольно возникает вопрос: а интересуется ли человек общества потребления кем-нибудь, кроме себя? Нужна ли ему вообще семья или достаточно будет карьеры, самореализации и удовлетворения физиологических потребностей?
* * *
Что каждому из нас дает жизнь в родительском доме? Опору, защиту, поддержку и понимание, любовь и мудрость. Всем этим мы наполняемся у родного очага и потом передаем своим детям. Во всяком случае, хотелось бы, чтобы было именно так. Как одна из основных ценностей современной действительности, семья преподносится даже на государственном уровне, ведь этот год был объявлен Годом Семьи. Он проводится по указу Президента России «в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения семейных ценностей» [1]. На главной странице сайта «Семья 2024 РФ» есть цитата В. В. Путина: «Семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности» [2]. Именно семейная функция духовного просвещения должна быть, на мой взгляд, на первом месте.
Вернемся на две тысячи лет назад, именно при рождении молодой семьи Иисус Христос сотворил первое чудо – превратил воду в вино: «Первым чудом Христовым, описанным в Священном Писании, было чудо в Кане Галилейской на брачном пире. Оно понимается Церковью как благословение брака, и Евангелие об этом чуде читается в чинопоследовании брака» [3].
А вот что говорил богослов и философ Д. А. Хомяков: «…христианство освящает семью; но при этом оно же и полагает границы тому, что в семье есть, так сказать, материалистического. <…> духовное родство ставится Евангелием настолько выше плотского, что последнее, не теряя значения, несомненно, уступает место первому… Всечеловеческое братство с единым Отцом Небесным – вот идеал евангельский; такому идеалу семейное начало не должно мешать проявляться; абсолютный Отец - Бог, а земные отцы - родители не более, и их обязанность должна заключаться в том, чтобы внушать детям ту безграничную любовь к Отцу Небесному, при которой отношения к людям сами собою сделаются общебратскими» [4].
По сути, на первый план семейных задач Д. А. Хомяков выдвигает необходимость привести ребенка к Богу, а «инструментом» исполнения этой задачи становятся родители. Они как своеобразный проводник, который дает любовь, заботу, материальное благополучие, но все это в контексте христианских ценностей. Все эти блага идут от отца и матери ради познания ребенком всеобъемлющей Божьей любви, ради восприятия мира через призму создания Творца и признания себя таким же инструментом, служащим другим людям, а в последствии и своим детям. Так обеспечивается преемственность: веры, традиций, культуры, языка, ценностей и взглядов. В малом возрасте ребенок словно губка впитывает то, что ему говорят и показывают родители. Если он видит непрекращающиеся семейные ссоры, страдает от жестокого или равнодушного отношения, то считает, что именно так должна выглядеть нормальная жизнь, а значит, скорее всего, в будущем построит точно такую же «нормальную» собственную семью. И напротив, если он видит взаимное уважение и любовь между родителями, то будет стремиться воспроизвести это во взрослом возрасте. Потому фундамент духовной жизни закладывается именно родителями, и в большей степени именно с малых лет.
Функции духовного воспитания может выполнять родительская семья: мама, папа; кто-то один из родственников: бабушка, тетя, или другие люди из окружения. Каждый это делает по-своему: кто-то читает детям книжки с важными ценностными ориентирами, или обращает внимание на красоту природы, ее уникальность, или водит на службу в храм по воскресеньям, учит быть добрым к людям, любить их.
* * *
В моей памяти всплывает множество картинок, связанных с духовным воспитанием, наверное, там наберется на целый фильм, который согревает душу. Воспоминания очень яркие, потому что, будучи настоящим, занимали большую часть жизни.
С трех лет мама возила меня в женский монастырь на берегу Дона, в бывшую Усть-Медведицкую станицу, сейчас – город Серафимович Волгоградской области. С этим местом связаны, пожалуй, самые семейные и самые теплые эмоции.
Помню, как я любила обниматься с козочками, гладить их и разговаривать, а они смотрели в ответ своими круглыми глазами с квадратными зрачками; нравилось пить молоко ранним утром, когда еще сильно пахнет костром и вдалеке кричит петух; пасти и доить коров, подкармливать ежиков, преследовать толстых гусениц, чтобы просто посмотреть или аккуратно прикоснуться к их мохнатой спинке. Во всем этом природном многообразии мне виделась какая-то магия. Как мог возникнуть из ниоткуда этот кролик, или почему корова идет есть зеленую траву, а дает потом белое молоко? И всегда в детской голове находилось только одно объяснение – это придумал Бог. Так мне объясняла мама.
Еще помню, как с нетерпением ждала Рождество, чтобы всю ночь стоять на службе в предвкушении праздника, за окном тихо идет снег, и утром, когда пост уже закончился, можно вдоволь наесться всего, чего раньше было нельзя. А еще петь рождественские песнопения и ходить колядовать. Любила больших сдобных барашков, которых выпекали в монастыре, а потом дарили всем гостям. И не столько их хотелось есть, сколько просто разглядывать. Помню сильные морозы, такие, что щеки после улицы в тепле ужасно щипали, а в носу кололо, когда вдыхала ледяной воздух. Но именно он был как будто приятнее всего в этот момент. Блестящий снег, сугробы ростом с меня маленькую и яркие звезды, которые было так хорошо видно, ведь это не город, в котором из-за обилия огней их было трудно разглядеть. Тогда мама впервые показала мне, как выглядит Большая Медведица, а теперь я всегда ищу этот ковш на небе.
Каждый раз, когда слышала первые удары колокола перед службой – выбегала, и, где бы ни находилась, скорее бежала, пристраивалась на колокольне рядом со звонящей монахиней, предварительно нацепив специальные наушники, чтобы не пострадали барабанные перепонки. А потом нравилось, когда стали доверять в одиночку звонить в колокола. «Колокольный звон лечит», – говорила мама, а мне он нравился просто потому, что был.
Помню, как ездила в лес собирать грибы вместе с большим количеством людей, слышала топот диких кабанчиков, а в мае собирала шишки, и зимой ела из них вкусное варенье.
Любила ходить в пещеры, построенные прямо внизу храма, слушать, как одна из монахинь ведет экскурсию и вдыхать запах мокрой глины. Смотреть на теплые огни свечей в глубокой темноте коридоров, слышать эхом доносящийся шепот молитв или красивого песнопения.
Помню, как однажды со всех ног рвалась на силос (такое цементное хранилище, в которое засыпали корм для животных, его нужно было утаптывать, чтобы побольше запасти на зиму), хотя была маленькой, и пожилая монахиня все никак не хотела меня допускать к этой работе. Но когда через упрашивания я все-таки добилась своего – была очень счастлива, сама не знаю, почему. Просто хотелось быть вместе со всеми, трудиться и быть полезной.
Отдельное место в моих воспоминаниях занимают костры летом, где готовили вкусную кашу в котле и пели. Было уже почти темно, рядом был обрыв и тихий Дон.
Еще нравилось ходить на высокую гору и смотреть с нее на монастырь, небольшой городок рядом и реку, следить за тем, как она петляет, как уходит куда-то вдаль, в неизвестные просторы полей и лесов за ней. Вспоминаю, как хорошо было в детские годы бегать по полю и собирать маме букеты из цветов. Тогда мне не нужно было ничего, кроме этого места. И до сих пор где-то внутри щемит от этих воспоминаний. Тоскую по тому времени, когда все было простым, домашним и теплым.
* * *
Наверное, может возникнуть вопрос, к чему все эти детские воспоминания? Разве есть в этом та самая функция духовного воспитания, которое должна давать семья? Отвечу так: через все это окружение природы, животных, выполнение посильного труда, через привычный распорядок дня, где каждый знает, что после обеда нужно отложить все дела и собираться на службу в храм, было проще познать ту самую духовность семьи. Все живут вместе, действуют как части единого организма. Для меня это было согревающим мою душу всегда и везде чудом – семьей.
Эмоции, полученные в детстве, слова, сказанные авторитетными взрослыми, картинки, которые видел ребенок в раннем возрасте – вряд ли забудутся, а значит, останутся с человеком на всю жизнь. Поэтому именно в семье важно заложить правильный фундамент, который позволит выстоять все невзгоды.
Список источников:
1. Сайт АНО «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ». – 2024. URL: https://национальныеприоритеты.рф/godsemyi/
2. Сайт «Семья 2024 РФ». – 2024. URL: https://семья2024.рф/
3. Протоиерей Воробьев В. – Православное учение о браке. – Вестник пастырского семинара № 2. – 1996. URL: https://azbyka.ru/semya/pravoslavnoe-uchenie-o-brake-prot-vladimir-vorobev/
4. Хомяков Д. – Православное воззрение на семью. – Русская линия. – 2010. URL: https://ruskline.ru/analitika/2010/09/14/pravoslavnoe_vozzrenie_na_semyu
Илл.: Николай Бондаренко
15.04.2024