Кто ты: реальный или желаемый?

93% молодых россиян стремятся к успеху. Для 41% этот успех связан с самореализацией и личной свободой [1]. Корни «сам» и «лич» делают число 41 более внушительными и правым, ведь каждый считает себя самостоятельной личностью. Но является ли? А возможно ли вообще существование индивидуальности в привычных нам цифровых буднях?  

Сегодня модно «быть собой» или, может, не быть, а только делать вид. В любом случае главное – выделяться. И выделяются преимущественно в интернете. Происходит столкновение реального мира и искусственно созданного альтер эго. На этом стыке возникает феномен виртуальной идентичности. Если говорить простыми словами, то это – определение человеком своей принадлежности к миру при помощи использования киберпространства.

Теперь социокультурное развитие происходит во Всемирной паутине, где каждый маленький паучок легко может «скопировать», «вставить» и сделать себя великим. Пользователи создают аккаунты, в которых «ник» максимально не схож с подлинным именем, а «аватар» – с настоящим материальным обликом. Люди стараются отдалиться от себя настоящих, создать кого-то нового, кого-то более целеустремлённого, более красивого, более успешного, кого-то более, но не себя. Забавно, что феномен альтернативных идентичностей в реальной жизни исследуется в психиатрии как патология, а в виртуальной – воспринимается как норма.

В социальной сети можно контролировать любой процесс: знакомство, поиск информации, конфликт, – и, конечно, интерес к существованию в неподвластном пространстве снижается. Хотя именно там, за гранью компьютерного вымысла, методом реальных проб и реальных ошибок люди приобретают тот опыт, который позволяет нам называться людьми.  И речь вовсе не о том, что интернет убивает личность, а о том, что он создаёт слишком много её копий. Сегодня крайне трудно понять, что правдивее: отражение в зеркале или профиль в сети.

На самом деле искать эту правдивость никому уже и не хочется. Какая разница, где истина, если созданное альтер эго «социально одобрено», то есть на постах и фотографиях есть лайки, комментарии и репосты.  Сегодня каждый оказался втянутым в водоворот механизмов публичного пространства, природа которого сама по себе предполагает наличие некой «оглядки».  Даже пользователь с парой подписчиков думает о том, какую реакцию произведёт его публикация, и, в случае неполучения ожидаемого отклика, он начинает «редактировать» свой профиль в погоне за новыми лайками. Только дело вот в чём: с каждой новой правкой мы всё дальше от себя настоящих, однако нам кажется совсем наоборот.

Виртуальный мир помогает построить образ идеального «я», который существует только в матрице. Личность, состоящая из чисел и алгоритмов, нереальна, поэтому часто не ощущает ответственности за собственные поступки или слова, зато прекрасно чувствует своё псевдовеличие. Это перетекает в кибербуллинг, знакомый в России многим, но особенно подросткам. Они выражают свою агрессию онлайн, а не оффлайн, поскольку в киберпространстве всё проще: 46% привлекает безнаказанность, 33% – анонимность, 39% – скорость.  Одна треть подростков считает выражение своего мнения в виртуальном мире менее болезненным, а другая боится наблюдать реакцию [2]. Самые тихие в коллективе могут оказаться злобным «троллем» в интернете, ведь пользователь там обезличен, силён и идеален. В том-то и дело: поступки совершает пользователь, а не человек, то есть кто-то другой ответственен за нас. В реальном мире обидчик многих может быть прилежным учеником или чудным товарищем, но кем же он является на самом деле?

Все мы согласимся, что неправильно зацикливаться на одном лишь негативном эффекте. Сегодня популярно мнение, что интернет помогает раскрыть творческую натуру людей, показывает их многогранность и удивительность. Только снова возникает вопрос: это подлинное лицо человека или опять то «идеальное», которое нарисовалось в сети? Несмотря на то, какой ответ на вопрос, он будет хорош в любом случае. Почему? Во-первых, если это истинная сущность, то мы наконец-то нашли ту правдивость, которую искали давно. Во-вторых, если это очередное альтер эго, то его автор, вероятнее всего, удовлетворил свою необходимость в социальном одобрении и наслаждается лайками и репостами.

Интернет – удивительное пространство, точно так же и виртуальная идентичность – удивительный феномен. Эти две вещи в совокупности породили некий тренд на личность: летом 2021 года все соцсети заполонили посты и видео о том, как стать «that girl» или «той самой девушкой» в переводе на русский. Говоря кратко, то это образ гиперпродуктивной карьеристки, которая занимается всем тем, что обычно люди собираются «начать с понедельника»: правильно питается, занимается йогой или фитнессом, ведёт дневник благодарности и делает ещё много «идеальных» вещей. День всегда начинается ровно в шесть, дальше кофе, тренировка, контрастный душ, минимум 50 страниц книги по саморазвитию и записи в дневнике. После этого можно приступить к работе. Всё обязательно по расписанию и ни минутой позже: никакой лени и контрпродуктивности. У «той самой девушки» всё структурировано и находится под контролем, а выглядит она всегда на пять с плюсом. Хотите научиться жить так же? Вы не одни: более миллиарда несовершенных людей желает примерить жизнь мечты на себя под хештегом «#thatgirl».  Здесь виртуальный образ как раз соединяется с реальным и предполагает существование в буднях, а не только на картинке в сети. Но всё ли так позитивно, как кажется на первый взгляд?

В сегодняшние времена неопределённости образ собранного, целеустремлённого и продуктивного человека – спасательный круг, а если он ещё и модный, то это ведь просто находка. Но следование недостижимым идеалам красоты – снова погоня за социальным одобрением. Никому не интересно быть трудолюбивыми, придерживаться распорядка дня, если об этом не узнают в профиле.

Но эфемерный идеал поколения не нов: в 2010-х годах была некая «tumblr girl» с романтизацией селфхарма, курения и РПП, до этого – идеал феминисток «girlboss». И, казалось бы, после этого опыта поколение Z с его «осознанностью» и «непохожестью на других» отвергнет популяризацию токсичной продуктивности и идею превращения себя в проект, но нет. Миллионы молодых девушек одержимы доведением себя до идеала. И эта одержимость приводит к эмоциональному выгоранию и чувству вины за каждую мелочь, выпадающую из расписания. Именно здесь острая разница между вымышленным идеалом киберпространства и личностью в жизни приводит к вполне ощутимым реальным последствиям. Желатели называться «that girl» грезят картинкой, грезят профилем в сети. Но с чего вдруг они решили, что видимое в интернете – не мираж?

Теоретически главная цель погони за вирусным образом – обретение счастья и приход к осознанности. Но разве эти вещи могут достигаться одним и тем же путём для миллиарда примкнувших к хештегу? Сомневаюсь. Стоит всегда помнить, что «та самая девушка» – каждая. Вера в то, что наша ценность зависит от того, что мы делаем, а не от того, кем мы являемся – очередной хорошо прописанный социальный сценарий, в который поверили слишком многие. Это абсолютно нормально быть недовольным по утрам, нормально выбиться из графика, быть несовершенным – нормально. И более чем нормально – пытаться понять, кто ты.

Феномен виртуальной идентичности, наличие нескольких альтер эго, существование эфемерных идеалов нельзя оценить только негативно или только положительно. Это просто черты нашего поколения, черты цифровых будней, и нам остаётся их только принять. Сегодня действительно трудно понять, насколько схожи онлайн и оффлайн личности людей. Это путает не только тех, кто смотрит на пользователя со стороны в сети и в жизни, но и самих пользователей. Как можно осознать, кем ты являешься на самом деле, если виртуальный мир имеет абсолютно иную среду для развития личности, нежели реальный? Ты встречаешь меньше сопротивления, меньше преград и «редактируешь» себя до тех пор, пока не станешь тем, кем всегда хотел.  Отредактировал. Стал. А что дальше? В жизни ведь ты тот, кем был раньше. Эта разница между желаемым и действительным гложет сильнее, чем хотелось бы, потому что ответа на самый главный вопрос «Кто ты такой?» просто нет. И мы снова начинаем искать его в интернете, снова пытаемся создать то, на что больше откликнутся, снова понимаем, что это вовсе не мы, а потом всё по кругу. Весь процесс самоопределения усложняет грань реального и виртуального. Нам предстоит крайне сложный путь к тому, чтобы научиться слышать себя среди бесконечного информационного потока, среди навязанного идеала личности, среди соблазна выставлять себя за желаемое совершенное альтер эго. И когда-нибудь мы придём к самим себе. Когда-нибудь, но вряд ли сегодня.

Список использованной литературы:

1. Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе [Электронный ресурс]. – URL:

2. Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг: различия в восприятии, оценке и поведении у разных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://raec.ru/activity/analytics/9880/

18.11.2022