Образ Родины в творчестве В.И. Лихоносова

Виктор Иванович Лихоносов – писатель, которого, как младшего брата, любили великие художники русского слова Юрий Казаков, Василий Белов, Виктор Астафьев. Русский критик Юрий Селезнев говорил о В. И. Лихоносове: «Самобытный талант Лихоносова чуток к важным общественным проблемам современности. Писатель старается увидеть их и поставить в ряд так называемых вечных проблем прошлого, с тем чтобы осветить их перспективой будущего. Такой подход был свойствен лучшим нашим писателям от Пушкина до Толстого, Достоевского, Чехова, Пришвина и Шолохова» [1]. Виктор Иванович Лихоносов является уникальным русским прозаиком, чье творчество отзывается в сердцах всего народа. Он, как художник слова с большой буквы, говорит о Родине, о ней создает литературные произведения – ею живет.

Признаваясь в своей любви к России, В. И. Лихоносов замечает: «Мне всегда кажется, что милее нет места на земле и нигде в такой тишине и уютности никто не живет. Господи, какую скорбь красоты и истории ты мне даровал» [2]. На протяжении всей литературной жизни писателем движет желание рассказать о былом и настоящем родной земли, о людях, с которыми его свела судьба на ее бескрайних просторах. В полном соответствии с жанром лирической прозы большинство произведений Виктора Ивановича Лихоносова написаны от первого лица и напоминают страницы литературного дневника. На первом плане – поток мыслей рефлектирующего лирического героя, страстно влюбленного в русскую жизнь и одновременно мучимого ее загадками.

В. И. Лихоносов стремится понять не только историю своего народа, но и его душу. Отсюда интерес писателя к корням своей нации, ее истокам. Писатель не раз отмечал, что во многих произведениях современных писателей нет намека на национальное чувство, которое, по его мнению, есть самое крепкое и покоряющее. Так, к литературному циклу «Прощание с древностью» В. И. Лихоносов  эпиграфом берет слова русского историка В. Ключевского: «…Моя душа одинаково может волноваться от событий ХII века и вчерашнего дня». Все, что происходит на русской земле должно волновать писателя всем сердцем, отзываться на страницах его произведений, давать ответы на волнующие современников вопросы.

Прозаик не раз обращает внимание на то, что каждый русский человек хранит в своем сердце теплую любовь к малой родине. В одном из интервью Виктор Иванович Лихоносов говорит: «Национальные корни, первородность, жизнь отцов, матерей, предания – основа творчества. Завидую Василию Белову, он живет на милой своей родине. Носов, Распутин, Потанин – тоже. Я хотя и сказал, что юг сберег мою душу, но понимаю и другое: я немало и потерял, вырвав себя из родного гнезда» [2]. Стоит отметить, что пробовать свои силы в литературе В. И. Лихоносов начал, «вырвав себя из родного гнезда», покинув Кемеровскую область.

Так, анализируя творчество Виктора Ивановича Лихоносова и условно «накладывая» его на картину жизни самого писателя, мы видим, что во многих его ранних произведениях прослеживается эта самая «оторванность», которая отразилась на структуре и содержании его первых произведений. Это моменты исповеди «странника», который ищет надежного пристанища, откуда можно было бы любоваться не только «счастливыми мгновениями» жизни (название одного из ранних лихоносовских рассказов), но и неторопливым течением длительного счастья (рассказ «Брянские»).

Писатели Юрий Казаков, Олег Михайлов, критик Юрий Селезнев, анализируя лихоносовского «странника», не обращали внимания на необычность его странствий. Герой бродит по дорогам России не только по тому что тоскует по красоте русской природы, но и потому, что испытывает сыновнюю потребность быть причастным ко всему происходящему на родной земле. Так, думой об историческом прошлом и настоящем отечества писатель делится в романе «Наш маленький Париж». Произведение без преувеличения можно назвать гимном писателя его обретенной малой родине – Краснодару, Кубани. Это удивительная книга, в которой есть все – провинциальная жизнь горожан, дух города конца XIX – начала XX в., образ его трансформации, заметки о людях не самого последнего ума и сердца, совершавших поступки во имя отечества.

Герои романа разбросаны по всему ХХ веку, по России и эмиграции, по войнам и революциям с 1908 по 1982 год. Письменные отклики со всех эмигрантских центров русского казачества – это тоже отдельные главы произведения, которые можно издавать вторым томом. Тут документы из архивов, переписка с эмиграцией, беседы со станичниками – всё на фоне живой и колоритной казачьей жизни. В. И. Лихоносов пишет: «Дети вырастают без знания своей родной истории. Они не знают, в каком месте живут, не представляют, что ходят по тропинкам вырубленного дубового леса» [3]. Писатель уверен, что историки в долгу перед народом, поэтому, работая над романом не только как прозаик, но и как историк, В. И. Лихоносов ощущал на себе большой груз ответственности. Спустя годы, критик Юрий Селезнев отзывался о произведении: «…перед нами встает отечество в органическом единстве прошлого и настоящего» [1]

Эта тема – одна из ведущих в романе «Наш маленький Париж»: каждое слово, каждый поступок в нем оценивается в контексте родовой памяти, в контексте истории России. Однако почти у всех главных героев нет детей, нет прямых потомков, они практически не поддерживают связь с родственниками. Все их мысли обращены к прошлому. Как получилась такая пропасть? В одном из интервью Виктор Иванович Лихоносов говорит: «Я чувствовал что-то такое. Исчезли целые роды кубанские, фамилии толстопят, поночевный, рашпиль, свидин и др. Когда я работал над романом, уже ничего не было. А родовитость крестьянская, купеческая – все кануло. Вырождение меня печалит» [3].

Виктор Иванович Лихоносов уверен, что русские люди потеряли непрерывность исторической жизни. Есть государства, в которых и история, и уклад, и традиции непрерывно передаются от праотцев, дедов, отцов к детям. После 1917 года в России случился страшный надлом, когда то, что мы исповедовали веками, новая власть приказала уничтожать. Как говорит прозаик, старинная Русь сначала потеряла что-то важное во время петровских реформ. Хранят традиции только старообрядцы, сумевшие в сильно изменившимся мире жить по заповедям протопопа Аввакума.

Какие бы грехи не совершали русские люди, Виктор Иванович Лихоносов, не прекращая, признается им в любви. Рассуждая о том, кто является главным героем романа «Наш маленький Париж», критики предлагают разные версии. По мнению Валентина Распутина, это – память, по мнению Владимира Бондаренко – любовь к людям. При этом сам автор произведения данные мнения называет «обобщениями», главные герои его романа – это конкретные русские люди, особенность которых он описывает с отеческой теплотой:  «Главных героев я просто люблю и жалею. Я люблю толстопята, шкуропатскую, попсуйшапку. Я потому и выбрал их и, представьте себе, не расстаюсь с ними 30 лет спустя. Попсуйшапку (в романе) я встретил в его древнюю пору – ему было за 90. Он очаровал меня екатеринодаром, этакой далекой сказкой, чудесным призраком утерянного бытия» [3].

Лирическим повествованием Виктора Ивановича Лихоносова в романе трудно не очароваться. «Наш маленький Париж», как путевой журнал, полон цитат из ученых сочинений, наблюдений за природой, ярко описанных сценок из жизни. Однако и в этом мы можем проследить особый смысл. По мнению писателя, «патриотизм нужно воспитывать через наши просторы – ведь это все прошли наши предки на конях, на лодках. Предки создали, а мы – «великие демократы» – потеряли» [4]. Описывая чудеса родного края, характеры его жителей, В. И. Лихоносов воссоздает Россию, которую хочется полюбить всем сердцем.

Писатель выделяется особым мирочувствованием, особой позицией художественного осмысления жизни и истории, суть которой точно подметил критик В. Васильев: «Без умения крупно и предельно честно размышлять о своей жизни как части народной судьбы нет серьезной лирической прозы, и именно это обстоятельство выгодно выделяет Виктора Лихоносова среди его собратьев по манере письма». К слову, лихоносовский язык по праву можно назвать национальным достоянием. Его плавная музыкальная интонация романа, иногда прерываемая публицистическими рассуждениями, заставляет читателя влюбиться в описываемый город.

Именно про такое его слово верно сказал критик Юрий Селезнев: «Это слово не окончательное, не завершенное, как бы рождающееся в беседе, в диалоге с читателем. Слово у В. Лихоносова – воплощение прежде всего не законченной мысли, а мысли – чувства, мысли – страсти, слово, идущее из сердца. Законченность, определенность – не присущи такому слову. Оно всегда остается несказанным» [1]. Речь Виктора Ивановича Лихоносова втягивает людей в изумительный процесс любования Родиной. Читатель постепенно проникается многоголосьем живых лихоносовских голосов, повествующих о жизни.

В романе «Наш маленький Париж» всё – и людские судьбы, и отрывки документов, и старые открытки, и дневники Манечки Толстопят погружены в атмосферу лихоносовской любви к России: «Видела? – говорю я Верочке. – вот. Люби жизнь, люби... Живи, наслаждайся каждой минутой. Говори себе почаще и когда невыносимо: Я живу! Я вижу! Хожу!..» [5]. В этом умилении В. И. Лихоносова перед всем отеческим господствует христианское милосердие. Для писателя нет лишних воспоминаний, по его мнению, они все нужны истории России. При этом он, как пламенный публицист, может не соглашаться с разорителями родины, бороться за судьбы своих живых и вымышленных героев. Создавая историческое произведение, он становится хранителем благодарной человеческой памяти.

В письме к редактору романа Владимиру Стеценко В. И. Лихоносов пишет: «Каждый хочет видеть своё: антисемиты – чтобы я разгромил еврейство; долдоны – чтобы я писал всё, что похоже на многочисленные фильмы и романы о гражданской войне; либералы – чтобы я опорочил консерваторов-патриотов; лжепатриоты – чтобы я загадил всю интеллигенцию. Я же исключительной политикой в романе не занимаюсь. Она касается всех так же естественно, как морская волна, когда войдешь в воду. Вода эта – десятилетия истории» [6].  Виктор Иванович Лихоносов окружает своей любовью всех героев романа: когда-то воевавших друг с другом красных, белых, казаков, иногородних, кубанцев и парижан. Читая роман «Наш маленький Париж», мы видим не истину в готовом виде, а жизнь и оставшуюся вслед за ней историческую картину. Виктор Иванович Лихоносов сохранил для потомков страницу русской истории, наполненную любовью к родной земле и народу.

Список использованных источников:

  1. Селезнев, Ю. Вечное движение.  М., 1976.
  2. Лихоносов В. И. Одинокие вечера в Пересыпи https://www.rospisatel.ru/lihonosov-peresyp.htm
  3. Лихоносов В. И. Тонкое счастье сопровождается грустью
  4. Лихоносов В. И. Восторг и горечь живого слова https://pub.wikireading.ru/hotGMOwjS2
  5. Лихоносов В. И. Наш маленький Париж https://www.litmir.me/br/?b=564850&p=195
  6. Лихоносов В. И. Я поклонился этой земле

15.04.2021