30.04.2022
От безверия к Богу: мысли о стихотворении Н. Возжаевой
К Нему
Что мне осталось? Беседка, вино и друг.
Будем сидеть до утра, вести разговоры.
Друг черенком от вилки рисует круг,
Всё философствует, я же ему – о море.
Мол, посмотри, до него тут рукой подать,
Если дворами – короче. Каштан в соцветьях
Белых и розовых. Всё здесь ведёт туда,
К самому чёрному морю из всех на свете.
Брось сигарету, предчувствуй его, вдыхай.
Ближе к рассвету земля и асфальт сыреют,
Улица заспана, словно дитя, тиха,
И одуряюще пахнут кусты спиреи.
Город в такое время похож на храм.
Ладаном дышат свечи густых акаций.
Выплывет бриг золотой и опустит трап,
Но по нему не спуститься и не подняться.
Всё, что почувствуешь, то не постичь уму.
Даже у нас, у «махровых» таких безверцев,
Боговым звоном заколоколит сердце.
Брось сигарету, друг мой, пойдём к Нему.
Стихотворение Натальи Возжаевой «К Нему» датируется 2021 годом. И, обращаясь к основам стихосложения, стоит для начала упомянуть, что это лирическое произведение написано шестистопным дактилем. Выбор столь размеренного темпоритма стихотворения указывает на его высокую философичность, элегичность. Само произведение композиционно и логически разбито на две части: первая – содержит 12 строк, вторая – два четверостишья. В эти логические фрагменты вложен разный смысл. Если первая часть более праздная, а ключевые слова выделяются в конце каждой строки – «друг», «море», «спиреи», – то вторая часть заключает в себе куда более высокую мысль. Выделяются слова «храм», «к Нему», «трап». Подтверждается идея смыслового деления на фрагменты и при анализе рифмовки. В первой и половине второй части она перекрестная, а в ключевой строфе она кольцевая.
В этом стихотворении Наталья Возжаева обращается к теме Божественного в жизни человека. Для лирического героя в данном случае окружающий его мир – «Каштан в соцветьях», «Беседка», «кусты спиреи» – это часть Божьего храма. Об этом говорится, например, в предпоследнем четверостишии: «Город в такое время похож на храм…» При всём этом герой стихотворения не считает себя глубоко верующим человеком: «…у нас, у «махровых» таких безверцев…» Он праздно ведет разговор с другом:
Будем сидеть до утра, вести разговоры.
Друг черенком от вилки рисует круг,
Всё философствует, я же ему – о море.
Но, постигая мир, наполненный Божьим промыслом, герой чувствует сопричастность с этим самым Божьим храмом. И все – и он, и его собеседник, и даже город – становится в его понимании частью Высшего замысла, детьми Господа: «Улица заспана, словно дитя, тиха…»
При этом стоит отметить одну из ключевых строф, а именно предпоследнюю:
Город в такое время похож на храм.
Ладаном дышат свечи густых акаций.
Выплывет бриг золотой и опустит трап,
Но по нему не спуститься и не подняться.
Ясным становится и замысел произведения в целом. Город вместе с людьми, его населяющими, предстает в своём истинном обличии именно тогда, когда вся суета и страсти отходят на задний план, то есть утром, «ближе к рассвету». А остается лишь чистая связь между Богом и природой («Ладаном дышат свечи густых акаций…»), Богом и человеком: «Выплывет бриг золотой и опустит трап, // Но по нему не спуститься и не подняться…» В строках этих ясно видна аллюзия на Рай. При этом можно предположить, какой смысл закладывал сюда автор. Так, невозможность подняться по этому «золотому трапу» может означать, во-первых, греховность лирического героя, на что указывают косвенно его праздность и появляющееся в начале произведения «вино». Можно также провести параллели со стихотворением «Он удивит меня»:
Меня не будет здесь – так падают в запой.
Неделя или две – привет, нескучный градус.
Во-вторых, видимая недостижимость Рая для лирического героя может быть указанием на Божью Волю и последний Суд, на котором только Бог будет решать, кому спускаться Вниз, а кому подняться по «золотому трапу» Выше. Стоит заметить, что идею мира как Божьего храма в творчестве Натальи Возжаевой можно встретить в других её стихотворениях. Например, в «Причастии»:
Подумаешь: Он точно есть
В ближайшем окруженье.
Последняя же строфа лишь подтверждает мысль о том, что тема стихотворения – это именно присутствие Бога в жизни человека. При этом можно заметить, как для лирического героя предрассветное время становится чем-то вроде священного таинства, постичь суть которого ему не под силу:
Всё, что почувствуешь, то не постичь уму.
Даже у нас, у «махровых» таких безверцев,
Боговым звоном заколоколит сердце.
Брось сигарету, друг мой, пойдём к Нему.
Здесь герой признает, что он и его собеседник греховны, после чего обращается к другу с просьбой отбросить сигарету и пойти навстречу Богу. Значит ли это, что они решили следовать Закону Божьему, или же, что на этом их жизненный путь закончен – остается под вопросом. Чтобы сделать в этом случае какие-либо выводы оснований недостаточно. Однако одно остается ясным: стихотворение Натальи Возжаевой «К Нему» – это обращение человека к Богу. Человека живого. Со своими переживаниями, страстями и греховностью. Однако и он, как и всякий живущий, жаждет постичь этот мир, а постигая храм Божий, он обретает для себя и Творца.
30.04.2022