Проблема достоверности информации в современных СМИ

Д.В. Быков

Проблема достоверности информации является одной из самых острых в современном медиапространстве. Массовые вбросы ложных сообщений до 2012 года оставались в медийной тени, однако уже в 2013-м о таком понятии, как «фейк», стали говорить, когда речь заходила об интернет-страницах публичных личностей и клеветнических цитатах, направленных в их адрес. Следующий год отличился резким ростом числа вбросов недостоверной информации, и это было связано с информационной войной вокруг событий на Украине. Так, согласно информации интернет-библиотеки СМИ «Public.ru» около трети всех «фейковых» публикаций, а именно 37 % были связаны с украинскими событиями [3].

Но все же наиболее яркую огласку это понятие получило в 2016 году, в связи с выборами в США. Избранный президент Дональд Трамп объявил в своем микроблоге в Twitter «тотальную политическую охоту на ведьм» [10], а позже на первой пресс-конференции в качестве лидера страны пояснил, что опубликованный изданием «Buzzfeed» доклад о компромате на него, якобы собранного российскими спецслужбами, не имеет ничего общего с действительностью. При этом Трамп не дал возможности задать вопрос корреспонденту телеканала CNN. Он буквально заявил следующее: «Ваша организация ужасна. Я не дам вам возможность задать вопрос. Вы занимаетесь информационными фейками» [5].

С тех пор прошло четыре года, но количество фейковой информации постоянно растет как в зарубежных, так и в отечественных СМИ. Особенно явно эта проблема стала ощущаться в нынешнем, 2020-м, во время пандемии коронавируса. Ложные вбросы в основном появлялись в социальных сетях и мессенджерах, и люди, запуганные сообщениями о COVID-19, воспринимали информацию как правдивую, несмотря на то что полностью отсутствовало подтверждение или ее опровержение официальными лицами. Например, многим приходило сообщение такого типа: «Сегодня, в 23:00 и до 5:00 утра, вертолеты будут распылять лекарство для дезинфекции, окна и балконы должны быть закрыты, и на улице после 23:00 находиться нельзя» [4]. Те, кто распространяли информацию в мессенджерах и особенно в родительских чатах знали, что эффект не заставит себя долго ждать. После того как в России школьников перевели на свободное посещение и в некоторых регионах ввели принудительные каникулы в сети появилось объявление следующего содержания: «В целях безопасности с завтрашнего дня будут проходить рейды по школам! Если вдруг ребенок оказывается в школе по таким причинам, как дополнительные занятия, кружки, то будут наказаны школы. Но если детей обнаружат в магазинах, автобусах, на улицах – родителей накажут штрафом. Срочно разошлите информацию по родительским чатам» [1]. В такие моменты на первое место выходит эмоциональная составляющая и все забывают о том, что закона, который бы позволил наказать ребенка, вышедшего на улицу в карантин, не существует.

В зарубежных СМИ фейковые новости, связанные с пандемией, появляются довольно часто. Пользователи Интернета на странице BBC прочитали новость о том, что актер Дэниел Рэдклифф заразился коронавирусом. Понадобилось определенное время, чтобы разобраться и понять: эту новость опубликовала на своей странице в Twitter не компания BBC, а ее двойник в сети, с помощью фейкового аккаунта. Сам актер отметил, что распространение слуха по социальным сетям значительно превзошло коронавирус по скорости. О том, что актер «якобы» болен, ему сообщил визажист, когда он зашел в парикмахерскую. Практически все зарубежные и отечественные СМИ успели сообщить информацию о том, что солист немецкой группы «Rammstein» при смерти из-за коронавируса. Гиперболизированный фейковый заголовок также сделал свое дело. Представителю музыканта пришлось опровергать сообщение, хотя за день до этого новость появилась на странице немецкого издания «Bild», в которой говорилось о том, что Тилль Линдеманн госпитализирован с коронавирусом после гастролей по России [9].

Немало ярких примеров можно найти и в трудах отечественных ученых, которые занимаются детальным изучением проблемы достоверности информации. А.П. Суходолов и А.М. Бычкова выделяют целых пять групп разновидностей фейковой информации, начиная от соотношения достоверной и недостоверной информации, от достоверности обстоятельств времени и места произошедшего события, состава лиц, упоминаемых в новости до фейковых новостей, которые зависят от целей создания, распространения и уровня восприятия достоверности [7, с. 156–162]. Пожалуй, самым ярким примером является «новость», которая основана на непроверенных показаниях лиц, якобы являвшихся свидетелями каких-либо событий. Сюжет о «распятом мальчике», показанный в эфире Первого канала 12 и 13 июля       2014 года (сначала в новостях, потом в итоговой программе) вызвал большой резонанс [2]. Беженка из Славянска рассказала корреспонденту о том, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца. Женщина не скрывала своего лица, представилась своим настоящим именем и фамилией Галиной Пышняк, вот только у журналистов не было и до сих пор нет доказательств той трагедии, а слова свидетельницы так и остались словами. Многие посчитали это не только непрофессионализмом журналистов, но и попыткой разжигания ненависти на телевидении. И.А. Стернин и А.М. Шестерина выделяют целый ряд маркеров фейка в медиатекстах. Самой распространенной является так называемая анонимная атрибуция информации, серая пропаганда (отсутствие конкретных имен и фамилий людей, предоставивших информацию), например: «говорят...», «источник, просивший не называть его имени», «близкий к руководству человек», «сотрудник на условиях анонимности», «по словам представителя ФСБ...», «анонимный источник из Государственной Думы сообщил» и т.д. [6, с. 9]. Немаловажную роль играет и использование «манипулятивной семантики», т.е. слов, которые влияют на оценку события, явления, человека. Например, «самоизоляция» вместо «карантин», «скупой» вместо «бережливый», «урегулирование» вместо «вооруженное вторжение» [6, с. 10]. И это лишь малая часть из огромного количества маркеров, которые указывают нам на то, что предоставленная информация может быть ложной.

Сегодня в мире активно борются с распространением ложной информации. Создаются механизмы фильтрации фейковых вбросов. Так, например, основатель Facebook Марк Цукерберг предложил работать с новостными редакциями, чтобы реализовать целую кампанию по обучению пользователей тому, как отличить настоящие новости от фейков. В Германии высказали предложение о наложении штрафов на медийные платформы, которые используют фейки (начиная от 500 тысяч евро и выше), а в России в марте 2019 года Государственная Дума приняла поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), направленные на противодействие так называемым фейковым новостям [8]. Насколько действенными окажутся применяемые меры, можно будет оценить с течением времени, но первые шаги в этом направлении сделаны, и результаты не заставят себя долго ждать.

                                                       Использованные источники:

1. Абрамов А. Дезинфекция с военных вертолетов и штрафы для родителей: какие фейки запускают в соцсетях про коронавирус [Электронный ресурс] // Kp.ru. – 2020. – 18 марта. – URL: https://www.kp.ru/ daily/27106.4/4180515/.

2. Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца [Электронный ресурс] // YouTube. – 2014. – 12 июля. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=1ddG4GXJK-E.

3. Манипуляции в СМИ-2014: «фейки» и «утки» [Электронный ресурс] // Public.ru. – 2014. – URL: https://www.public.ru/fakeduck/.

4. Москву закроют на карантин и вертолёты распылят химию для дезинфекции? [Электронный ресурс] // Rusvesna.su. – 2020. – 17 марта. – URL: https://rusvesna.su /news/1584456068.

5. Первая пресс-конференция избранного президента США Дональда Трампа [Электронный ресурс] // YouTube. – 2017. – 11 янв. – URL: https:// www.youtube.com/watch?v=bOXfLB_ GIC0&t=2556s.

6. Стернин И.А., Шестернина А.М. Маркеры фейка в медиатекстах. Рабочие материалы. – Воронеж : ООО «РИТМ», 2020.

7. Суходолов А.П., Бычкова А.М. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 143–169. 

8. Что такое фейковые новости и как за них будут наказывать? [Электронный ресурс] // Duma.gov.ru. – 2019. – 07 марта. – URL: http://duma.gov.ru/news/29982/.

9. Till Lindemann (57) mit Lungenentzündung in Klinik [Электронный ресурс] // Bild.de. – 2020. – 27 марта. – URL: https://www.bild.de/ unterhaltung/leute/leute/rammstein-saenger-till-lindemann-mit-coronavirus-infiziert-in-klinik-69663218.bild.html.

10. Trump D. Tweet: «FAKE NEWS – A TOTAL POLITICAL WITCH HUNT!» [Электронный ресурс] // Twitter.com. – 2017. – 11 Jan. – URL: https://twitter.com/ realdonaldtrump/status/818990655418617856.

Илл.: Анатолий Жлабович

27.11.2020