29.06.2020
НЕхохотальная путаница
Мария Остапенко
Размышления о современной поэзии для детей
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
«Я - горчица, я - лимон!
Я закрылся на ремонт!»
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!
По реке бежит буфет,
В нём лежит Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
Наверное, большинство из тех, кто впервые знакомится с этим стихотворением, читает его, нахмурив брови, с полным непониманием написанного. Нет, это не набор слов, как вы, быть может, подумали – это стихотворение поэтессы Юнны Мориц «Хохотальная путаница» из учебника чтения второго класса. Но, если взрослый человек не уловил сути произведения, то как это может сделать семи-восьмилетний ребенок и, тем более, выучить его наизусть?
Еще в девятнадцатом веке известный публицист и критик Николай Александрович Добролюбов говорил, что детские стихотворения создаются для того, «чтобы отбить детей от поэзии и показать им, что стихи суть не что иное, как чистейшая бессмыслица». И пусть на дворе век двадцать первый, эти слова не утратили своей актуальности. Сегодня, открывая детские учебники, родители чуть ли не теряют дар речи от математических задачек типа «брату 8 лет, а сестра старше брата. Сколько лет сестре?», и особенно от стихотворений, которые предлагаются для изучения детям начальных классов. И если в первом случае можно сказать, что это опечатка, ошибка и так далее, то во втором – очевиден осознанный выбор произведения. Например, автор книги «Литературное чтение. 1 класс. Учебник. ФГОС» Элла Эльханоновна Кац не могла допустить опечатку, поместив в нее следующую народную "песенку" с дополнительными заданиями:
Крендель-мендель-колбаса!
Взмыла хрюшка в небеса!
А один мужичок
Её хвать – и в сачок!
Её хвать – и в леса!
Крендель-мендель-колбаса!
Одно из заданий к «песенке» – нарисовать «Фюся и Каркузябру». Почему их? И кто это? Непонятно. Многие защитники таких детских стихотворений (как ни странно, особенно много их среди родителей) объясняют, что это «нелепица – отдельный жанр в детской литературе, связанный с художественным приемом заостренно-комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями» (http://www.stranamam.ru/post/4094954/).
«Корней Чуковский написал же «Путаницу», и все мы ее в детстве читали, и никто не возмущался», – подобные слова можно увидеть в Интернете на многих форумах. Действительно, стихотворение Корнея Ивановича стало классикой детского чтения. Это тоже своего рода небылица, но она несравнима с тем, что предлагают нынешние детские поэты. Чуковский в своем произведении напрямую объясняет, почему произошла путаница:
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
К сожалению, сегодня мы видим «путаницу» не только в стихотворениях, которые пишутся для детей, но и в том, для чего они создаются. Многие авторы «перепутали», забыли назначение этого особого литературного жанра – детская поэзия. Он важен потому, что нужда в такой «пище» появляется в природе ребенка с самого рождения. Стихотворения должны воспитывать чувства, разум, эстетический вкус ребенка, приучать его наслаждаться поэзией и находить в ней богатую пищу для душевного роста. Выдающаяся детская поэтесса Агния Барто говорила: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». А какие качества появятся в душе ребенка после прочтения стихотворения известного детского писателя Андрея Усачева «Кощей Бессмертный»:
Почему Кощей Бессмертный
Прожил десять тысяч лет?
Потому что был бездетный.
И детей не любит… Нет!
Эти дочки и сыночки –
Хуже нету заморочки:
То корми их, то играй…
Хоть ложись и помирай!
Почему Кощей Бессмертный
Просто сказочно богат?
Потому что он бездетный
И к тому же — не женат.
(отрывок)
Такие стихотворения – это реальное «оболванивание» и разложение детской психики. Именно поэтому часто возникает вопрос: а чему вообще учат детей в школе? Автор статьи «Дебилизация школы России» Наталья Морсова пишет: «Современные учебники убивают в человеке человеческое…Необразованный, нравственно деградированный народ — благодатная почва для любого завоевателя» («Сегодня.Ру»). Страшно подумать, что те, кто сегодня заучивает наизусть «Крендель-мендель-колбаса!» через несколько десятков лет будут решать судьбу нашей страны, что Россия окажется в их руках. Продолжающаяся образовательная реформа в России должна коснуться и этой проблемы – проблемы современной детской поэзии и наполнения учебников по чтению и литературе, в частности. Быть может, стоит заменить некоторые вышеприведенные произведения стихотворениями Агнии Барто, Бориса Заходера, Самуила Маршака, Эдуарда Успенского, Елены Благининой, Петра Синявского? Неужели английская народная песенка лучше подходит для размещения в российском учебнике, чем стихи этих отечественных поэтов?
Во время чтения ребенок остается наедине с собой. То, о чем он читает, глубоко им переживается. Он может не раз возвращаться к полюбившемуся эпизоду, перечитывать понравившееся стихотворение. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Великий русский писатель Антон Павлович Чехов однажды сказал: «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд и вечное чтение». Только нужно научить родителей, ребенка и некоторых составителей учебников отделять зерна от плевел. Иначе через несколько лет произойдет совсем «НЕхохотальная путаница»: ребенок не будет знать о существовании зелёного дуба у лукоморья со златой цепью и котом ученым, зато будет всем рассказывать:
Уронил я в унитаз
Как-то тут намедни
Свой любимый карий глаз.
Правый. Предпоследний.
Глянул он прощальным взором,
Голубиным оком
Прямо в душу мне с укором,
Уносясь потоком.
И с тех пор все снится мне
Ночью в тишине,
Как он там ресницами
Шевелит на дне.
(И.М. Иртеньев «Уронил я в унитаз...», 1991 г.)
29.06.2020