Читатели

20.07.2021

О проблеме образования на сайте «Родной Кубани»

Наира Арзуманян

«Родная Кубань» – единственный литературно-исторический журнал в Краснодарском крае. Тот, кто периодически листает страницы печатного издания или мониторит постоянно обновляющийся сайт, прекрасно знает какие темы являются приоритетными для журнала: культура, патриотизм, религия, история и проблемы, которые следуют за ними по пятам.

Если проанализировать публикации сайта «Родной Кубани» за период с 2020 по 2021 год, то мы видим ту же закономерность, что и ранее – неизменное стремление к правде и борьбу с дешевой, но паразитической силой мифотворчества, лжи и оккупации культуры. Капая глубже, изучая каждую публикацию, автор которой, как правило, во всевозможной доступности и ясности показывает все стороны проблемы, ее становление и негативные последствия – приходит осознание серьезности всей ситуации, в которую мы сегодня погружены.

Одна из самых больных ран на теле нашего государства – образование. Как только не издеваются последние десятилетия над системой, когда-то одной из сильнейших во всем мире. Звучит масштабно и внушительно, не правда ли? Данной проблеме посвящено очень много статей, одни из которых «Главный фактор» Екатерины Глушик, «Что волнует родителей» Андрея Аганина, «Учитель нужен! И не только детям» Александры Всегодической, «Бьем тревогу»…., «Дети и соцсети» Андрея Афанасьева, «На краю пропасти» Арины Авериной, «Воспитание ребенка это работа» Элины Побеленской, «Проблема русского слова в аспекте современности» и многие другие.

Однако не стоит понимать используемый термин «образование» в узком значении. Всю эту сложную и запутанную ситуацию сложно подогнать под одно или два слова, сферы. То, что мы имеем сегодня – это многоэтапный, кропотливый процесс, который планировался и сводился к современному состоянию грамотно и долгие годы. Поэтому некоторые люди до сих пор не осознают и не замечают изменения, происходящие вокруг: в образовании, науке и в культурном развитии в общем.

Подробнее рассмотрим тексты, посвященные этой проблеме. Статья Екатерины Глушик «Главный фактор» начинается с утверждения, бросающейся сразу в глаза фразы: «Разрушение страны начали с образования». Лаконично и сразу понятно, что проблему нужно воспринимать именно так глобально, всесторонне.

Привожу объемную, но очень важную цитату автора, главный тезис: «изменить менталитет народа, его мироощущение, можно именно через школу, так как через систему образования проходят все. Конечно, можно повлиять на общество, подорвать его самосознание, здоровье — физическое и психическое — споив народ. Но пьют не все, поэтому тотального охвата это не даст. Можно отравить продуктами, подорвав здоровье нации. Но все продукты отравить нельзя, система питания и снабжения продуктами разная в регионах и областях, к тому же организм реагирует на отравление, отторгая вредное для себя. Можно воздействовать на общество через искусство — литературу, театр, кино. Но не каждый ими интересуется, не у всякого к ним доступ. А образование получают все, через школу проходят все, и школьные программы практически едины по всей стране, они формируются в одном центре — Минобре».

Полагаю, у какой-то части читателей возникнет вопрос «Да кому это нужно?», за ответом далеко ходить не придется. Екатерина Глушик все подробно объясняет. Ни для кого не секрет, что Россия – вечная кость в горле Запада и многих передовых стран. Для этого необязательно хорошо разбираться в политике, достаточно знать историю, отслеживать иностранные СМИ, да даже элементарно периодически на фильмы иностранные поглядывать – антагонисты, злодеи в них это, в большинстве случаев, русские. Бедный Григорий Распутин так вообще в американском фильме «Хеллбой» – воскресший некромант, сатанист и преданный слуга нацистов. Это, к слову, о том, насколько Запад и иже с ними любят искажать исторические факты и поддерживать созданный ими кровожадный и чуть ли не демонический образ России, которая якобы с Грузией в 2008 году по своей прихоти войну развязала, во всех терактах и заказных убийствах участвует, а у Украины вообще Крым украла! Не всегда превосходство и мировое господство добивается путем геополитики, прямых территориальных завоеваний.  

Огромный вклад в разрушение структуры нашего образования внес сегодня всем известный Джордж Сорос: «Стали внедряться учебники, написанные по заказу наших заклятых партнёров — всем известные учебники Сороса. "Открытое общество" Сороса занималось изданием школьных учебников в первую очередь по гуманитарным дисциплинам». Там, где разлад и деградация, ищи фамилию «Сорос», написанную мелким шрифтом.

 «Джордж Сорос принял учaстие в огромной рaботе по обновлению гумaнитaрного обрaзовaния России. 1600 aвторов и aвторских коллективов приняли учaстие в нaписaнии учебной литерaтуры по гумaнитaрным дисциплинaм для российской школы. 1000 рукописей было рaссмотрено в трёх турaх конкурсa. 300 книг было издaно в 1994 году, 250 книг прошли педaгогическую aпробaцию в течение прошлого учебного годa, 24 получили гриф «для школ в кaчестве учебников и учебных пособий» и с сентября 1995 года нaпрaвлены в мaссовую российскую школу». Это же надо, закоренелый русофоб старается изо всех сил, присылает в Россию столько образовательных книг. Безусловно, это просто благодушный и заботливый американский финансист. Никаких сомнений.

Александра Всегодическая более подробно в статье «Учитель нужен! И не только детям», на конкретных примерах рассуждает о том, что происходит в наши дни в школах. Начнем, пожалуй, именно с учителей. Настоящие учителя – это те люди, которые несут на своих плечах огромную ответственность – на пару с родителями они вкладывают в детей частичку себя, стараются указать им верный путь и подготовить их ко взрослой жизни.

Однако я не могу не подметить правильность, по моему мнению, суждений автора: «Но школа – это лишь часть целого, влияющего на формирование детского самосознания. К привлечению репетиторов прямое отношение имеет и разрушение института семьи: если раньше помочь своему ребенку с домашним заданием было нормальной, устоявшейся практикой, то сейчас родителям, увлеченным «построением карьеры» и своеобразным «выживанием» в рыночной системе социальных отношений, куда проще возложить и обязанности воспитания, и ответственность «в случае чего» на учителей, репетиторов и нянь». Безусловно будет нечестно, если не указать и на то, что современные учителя зачастую пренебрегают своими прямыми обязанностями, не преподносят в нужном количестве и доступной форме тот массив информации, который должен быть усвоен учениками.

Я посмею выделить несколько пунктов, которые могут быть причиной указанных выше замечаний:

 1) много молодых учителей, которые приходят преподавать в школу после того, как прошли курсы переподготовки (то есть по профессии, которую они осваивали несколько лет, им не удалось или не захотелось работать, а для работы в школе можно пройти специальные курсы и легко найти себе вакансию);

2) элементарно отсутствует талант преподавания. То есть, по сути, у человека есть специализированное образование, но нет способности донести информацию до ребенка. Чаще всего это касается точных наук.

3) из-за современного объема проблем (ОГЭ, ЕГЭ, электронные журналы, волокита бумажной и электронной отчетности) элементарно не хватает времени и сил для качественного обучения.

Почему же такая ситуация с кадрами допускается в школах? Предположений не так уж и много: никто не хочет идти работать. Здесь я опущу проблему прививания как минимум неприязни к детям, которая также провоцирует сокращение числа желающих поступать в педагогические учебные заведения и работать с детьми. Причин опять же таки много и все они экономического и социального характера: соотношение зарплаты и затрачиваемого труда будто никак не соприкасаются, существуют порознь, при этом к обязанностям учителя иной раз прибавляется все больше и больше не связанных с должностью дел (например, уборка территории, помещения).

Если раньше главной задачей учителя было обучение детей, подготовка к урокам, то сегодня не менее важным пунктом в списке ежедневных обязанностей каждого преподавателя является не только бумажная волокита, но и заполнение отчетности в электронном формате. Помимо этого, чтобы создать видимость беспокойства о современном образовании и о компетентности работников – Институт развития образования Краснодарского края взял за привычку проводить проверки профессионализма также в формате электронном. Вот и возникает множество вопросов, один из которых: с каких пор у нас и контроль, и повышение квалификации для преподавателей стали проводить не воочию, на семинарах и всяческих собраниях с живыми людьми, а доверен в «руки» братьев наших бездушных – компьютеров?  Проверки безопасности и обустроенности школ тоже будут проверяться онлайн, через видеозвонки? (И нельзя оправдать это коронавирусом и карантинными ограничениями, так как рестораны у нас спокойно проводят свадьбы в несколько сотен людей, а парки развлечений и отдыха забиты посетителями. Структура проводимых ныне курсов повышения квалификации не является качественной и полноценной альтернативой традиционным методам).

Не менее интересно содержание этих электронных курсов повышения квалификации. И для филологов, и для учителей начальных классов выдается одинаковое по содержанию задание: пройти тестовую часть, которая состоит из вопросов с ответами к ЕГЭ по русскому языку, иной раз точь-в-точь скопированных из КИМов для одиннадцатиклассников. И во всех лучших традициях – эссе на одну из трех тем без сильных притязаний к объему, минимум 1000 печатных знаков. Но итог и без того оказался неоднозначным для защитников такого формата функционирования – большинство результатов было по какой-то причине утеряно, следовательно удостоверение о повышении квалификации не было получено многими участниками технического эксперимента.

Стоит упомянуть и тот факт, что в школах, особенно сельских, подавляющее большинство учительского состава – это работники старше 50 лет. То есть большая часть этих людей вынуждена тратить вагон своего времени для того, чтобы освоить новомодные технические устройства и серверы, потому что кому-то не в терпёж навязать всем, а тем более образовательным учреждениям блага технического прогресса и дистанционного функционирования. Все это выглядит если не бесполезно, то крайне нелепо и грустно.

Продолжая тему об активном вовлечении в технический прогресс как никогда актуальна и показательна статья Андрея Аганина «Что волнует родителей?» Упорное стремление поместить половину, в лучшем случае, нашей жизни (нельзя поспорить с тем, что ½ часть своего существования в этом мире мы тратим на обучение: школа/колледж/университет/непрерывное профессиональное самосовершенствование) в компьютеры наводит ужас, особенно если говорить о введении такого формата обучения в школы.

Конечно же никого, кроме родителей и еще какой-то части адекватных здравомыслящих людей на самом деле не волнуют подводные камни дистанционного образования на постоянной основе. Мы, студенты, пережившие тотальный карантин и перевод на обучение тет-а-тет с гаджетами и компьютерами прекрасно помним, что из себя представляет данная форма. Она перерастает в образ жизни: пассивный, ограниченный, угнетающий. Понятно, что это было также подкреплено введенными тогда ограничениями и не все смотрят на это через такую призму восприятия. Но не нужно быть социологом, чтобы узнать большинство мнений касательно пагубного влияния такого затворничества.

С другой стороны, мы, люди, которые застали здоровое детство без гаджетов и окончившие традиционную школу еще со здоровой психикой, не поддаемся легкому соглашению с таким укладом жизни и его навязыванию, так как наше мировоззрение более-менее «настоялось». А вот что говорить про детей, которые подобны практически чистому, не запятнанному листу. Подвергать семилетние неокрепшие умы, пришедших в школу, в первый класс, ежедневному контакту с компьютером – это значит несколько часов смотреть в монитор, с близкого расстояния. И здесь речь не только о вреде для здоровья глаз и других знакомых нам внешних и внутренних органов, но и самое главное – речь идет о дальнейшей социализации ребенка. Что мы получим в итоге после ежедневного многочасового содержания человека в четырех стенах? Представим кратко и приблизительно распорядок дня: подъем–завтрак–многочасовые уроки–пару часов отдыха–снова многочасовое выполнение домашнего задания–сон. И так по кругу. Это еще хорошо, если ребенок предпочтет провести время для отдыха на улице, среди сверстников. Но в любом случае, речь о какой социализации, навыках жить в обществе, сосуществовать с разными типами людей может идти речь? Человек, в конце концов, превращается в комнатное растение. И это далеко не утрирование ситуации.

К тому же учителя начальных классов прекрасно знают как тяжело ученикам сфокусироваться на информации, которую до них хочет донести наставник. Обязательно найдутся те, кто постоянно отвлекается, превращает подручные предметы в игрушки, засыпает или просто не может усидеть на месте. А в случае дистанционного обучения все эти привычки и самоощущение обостряются в разы. Нет живого присутствия учителя в помещении – отсутствие твердого авторитета и контролера. Действие, которое видит перед собой ребенок в мониторе во время дистанционного занятия – это обыденное восприятие картинки, наблюдаемой ежедневно по телевизору или компьютеру, то есть нечто косвенное, не касающееся напрямую наблюдателя/слушателя. Тем более контролировать каждого из класса, состоящего из нескольких десятков учеников через экран невозможно физически.

Вот и складывается нелепая картина и вопрос: как можно считать рассмотрение этих нововведений серьезно и на государственном уровне, если положительных сторон не наблюдается, а отрицательных последствий здесь вагон и целая тележка? А самое главное – как это может улучшить ситуацию в сфере образования? Конечно, другой разговор, если под такими предложениями кроется стремление просто до конца морально и физически уничтожить наше поколение.

Дурная голова ногам покоя не дает.

Список использованных источников

1. Главный фактор. Екатерина Глушик  – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_11477.html (дата обращения: 01.07.2021).

2. «Воспитание ребенка, это работа» Элина Побеленская  –URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/gost-zhurnala/gost-zhurnala_7287.html (дата обращения: 01.07.2021).

3. Что волнует родителей? Андрей Аганин  – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_11517.html (дата обращения: 01.07.2021).

4. «Учитель нужен! И не только детям» Александра Всегодическая  – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_11377.html (дата обращения: 01.07.2021).

5. Бьём тревогу!  – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_5917.html (дата обращения: 01.07.2021).

6. Дети и соцсети. Андрей Афанасьев  – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_5937.html (дата обращения: 01.07.2021).

7. На краю пропасти. Арина Аверина – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_6937.html (дата обращения: 01.07.2021). 

8. Проблема русского слова в аспекте современности. Дарья Роот – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_6867.html (дата обращения: 01.07.2021). 

20.07.2021