О смысле жизни и творчества

Мелодии, которые я пишу, приходят ко мне откуда-то извне, свыше. Это тайна, которую я не могу объяснить. Вот скажи мне любую, пусть даже поговорку, и я тут же придумаю к ней мелодию и спою хоть в мажоре, хоть в миноре. И это не моя заслуга, а Божий промысел. Бог раздает таланты, мне дал такой. Но! Как придет время, с нас спросится. Поэтому я за этот дар буду стоять насмерть.

Понимаю, что я стал уже неким символом Кубанского казачьего хора. Бывает, на концертах люди подходят и целуют мне руки, будто я священник. А я – нет, я грешный. Они не меня любят, а народные песни, казачью мудрость. Когда президент вручал мне награду в Кремле, я слышал много хвалебных речей от своих коллег. Ответил им словами нашего поэта Николая Зиновьева: «Я не такой, как все», – твержу я то отчетливей, то глуше. Я и пред Господом скажу: «Я не такой, как все. Я – хуже»».

«Необходимо понять: хор – это наша культурная святыня. Мы не развлекаем, а заставляем задуматься. Я жизнь положил на то, чтобы восстановить эту историческую справедливость».

«Чувствую руку Господа во всем».

«Есть у Пушкина в «Борисе Годунове» такие слова: «Исполни долг, завещанный от Бога мне грешному». Это и про меня тоже. Господь меня заберет ровно тогда, когда хор сможет пойти дальше без меня и я до конца выполню свое предназначение».

Полина Фалина. Виктору Захарченко исполняется 
80 лет: полжизни вместе с Кубанским казачьим хором 
(цитаты Захарченко) // Кубанские новости. – 
21.03.2018

«За все эти трудные годы я настолько насытился музыкой, что иногда думаю: насколько я счастлив этим! Вот она – главная консерватория. Я – носитель фольклора, он во мне. Я не просто знаю слова песен, но помню душевное состояние людей, когда они их пели. И когда мне говорят какие-то комплименты относительно моей харизмы, энергетики, я всегда говорю, что это не мое. Это через меня проходит, и я передаю это хору».

«Мама знала, что я мечтал о музыке. Она сказала: ты все лето пасешь теленка, а потом мы продаем его и покупаем гармошку. Так осуществилась моя мечта. Мы со старшим братом Николаем купили гармошку в соседней станице Кореновской. Я держал ее в руках, как маленького ребенка, и боялся отпустить. Не надо мне золотые горы – это дороже. Обратно шли пешком и заночевали в лесополосе. И вот, что интересно (перескочу немного вперед). Спустя много лет в этой станице одну из улиц назвали моим именем. И когда я приехал туда, то увидел, что это именно та улица, на которой мы тогда с братом заночевали».

«У нас существует Фольклорный молодежный российский союз. Прекрасное название. Богоугодное дело. Но смотрите, что получается. Они ездят по станицам, записывают песни. Но скажите, что лучше: потрясающие, гениальные «Курские песни» Г. Свиридова или аутентичные песни? Аутентичные песни – это великое искусство быта. Их пели за столом, на гулянке, на вечерках. Но на сцене Свиридов гениально поднял эти песни до всемирного звучания.

Песни – это наши корни, и хранить их – это Богоугодное дело. Но простите. На сцене песню нужно преображать. Если же вы считаете, что все, кто поет на сцене, искажают песни, то предъявляйте претензии Глинке, Мусоргскому, Чайковскому, Свиридову и другим. Они тоже обрабатывали.

Возьмите народную поэзию и Пушкина. Пушкин – это солнце поэзии, но корни его творчества – в народе. Глинка говорил, что музыку создает народ, а мы, композиторы, только аранжируем. Я бы сказал, что композиторы поднимают музыку на небо, а фольклор – это земное искусство. Я сам находился внутри всего этого. Видел, как люди рыдали, слышал похоронные причитания моей тети Лены над мамой и понимал, что это искусство. Но искусство быта. А на сцене надо не так. Натурализм на сцене не проходит, там нужен образ. Как там у Пушкина? «Над вымыслом слезами обольюсь».

Вот вы тоже наш разговор начали с образов, с образов Байкала, Волги, а не с того, что мы поем стройно».

«Русские – соборное понятие и в этом наша сила. Мы знаем адыгов, которые в в Великую Отечественную войну говорили: «мы – русские!». Это здорово! Но в тоже время мы, люди разных национальностей, должны знать культуру и искусство друг друга. В советское время было много хорошего. Возьмите декады культуры, литературы, искусства. Они кому-то мешали? Ведь иначе мы вряд ли узнали бы имена Муслима Магомаева, Махмуда Эсамбаева, Расула Гамзатова, Чингиза Айтматова, а там не узнали бы наши русские коллективы.

Связи нужно укреплять. Особенно, если мы строим государство многонациональное, с разными конфессиями, надо находить общий язык. И нести при этом одинаковую ответственность. Мы должны понимать, что мы представители разных народов, но нас объединяет наша история, Российское государство. Россия всегда была, есть и будет держава. Изначально это было Московское княжество, с которого начинал Иван Грозный. Почему многим нашим недругам не нравится Иван Грозный? Потому что при нем Россия стала большой, присоединили к себе новые земли. В книге С. В. Фомина «Правда о первом русском царе» есть карта, из которой видно, какой была наша Русь, когда Иван Грозный стал государем, и какой стала к концу его правления». 

Беседа Александра Проханова 
с Виктором Захарченко // 
«Завтра». – № 50. – 2014.

«На нашу долю выпал высокий долг: сохранить на века национальную духовную и культурную святыню — войсковой Певческий — Государственный академический Кубанский казачий хор.

И беречь его от всех бед, гонений, посягательств, подмен и расформирований, которые не раз были в истории хора и которые вполне могут подстерегать впереди, ибо темные, бесовские силы не дремлют. И какие еще испытания выпадут на долю Кубанского хора, знает один лишь Бог.

Темные силы — это не образное выражение, а жесткая реальность не только прошлого, но и нашего времени. Мир, по Евангельскому слову, лежит во зле. Борьба Добра и зла, Света и тьмы усиливается и нарастает с каждым днем. Истинные граждане нашего Отечества, окормляемого Богородицею и сонмом Русских святых, в земле Российской просиявших, силам зла и лжи должны противопоставить добрые и благие дела. Слово Правды, как и слово Любви, есть Слово Божие. Иеромонах Роман, используя известное выражение святого благоверного князя Александра Невского в своем стихотворении, ставшем песней Кубанского казачьего хора, «Вся Россия стала Полем Куликовым» написал: «Бог не в силе, а в Правде. Правда в верных сердцах».

«Всяческие звания, которые, кстати, сегодня сильно обесценились, являются весьма ненадежным показателем того, чего достоин тот или иной артист, музыкант, художник или творческий руководитель. Судить о людях вообще должно не по словам, речам, званиям, должностям и обещаниям, а исключительно по делам. Как сказано в Евангелии: «По плодам их узнаете их». Только результаты труда показывают, кто есть кто».

«Кубанский хор в дореволюционное, советское и постсоветское время много делал и делает для собирания, изучения, сохранения, популяризации и творческого развития традиционного песенного искусства кубанских казаков. Сохранение традиционной культуры русского народа и казачества волнует, конечно же, не только Кубанский хор и специалистов, занимающихся этими проблемами, но и всех истинных родинолюбцев, для которых дым Отечества «сладок и приятен».

Проблемы сохранения и развития традиционных культур до боли сердечной тревожат все народы России, ибо они глубоко чувствуют и понимают, насколько важна роль традиционной культуры для самоидентификации, а порой и выживания того или иного народа, этноса.

Вот что пишет о роли и значении национальных культур в жизни народов русский мыслитель И. А. Ильин, чьи философские, политические и этические взгляды составляют единую, целостную концепцию интеллектуального и духовного обновления человеческой личности: «Культура творится не одним человеком. Она есть результат творчества и достояния многих людей, духовно объединенных между собой. Люди не случайно объединяются друг с другом: их влечет друг к другу сходство материальных и духовных интересов. Возникает взаимное влечение, крепнет духовная связь. Эта связь закрепляется традицией, передающейся из поколения в поколение. Так возникает единая и общая всем культура. У каждого народа особая, национально зарожденная, выращенная и национально выстраданная культура.

Мысль — погасить это многообразие, свести все к мертвому единообразию — такая мысль могла зародиться только в больной душе или же в слепом рассудке.

Национальное самосознание открывает глаза и на национальное своеобразие других народов; учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и национальные чувства… создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа»

Приведу еще цитату другого известного русского философа Н. А. Бердяева: «Национальность есть одна из иерархических ступеней бытия… как соборной личности. Установление совершенного братства между людьми не будет исчезновением человеческих индивидуальностей, но будет их полным утверждением. Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества.

…Чувствовать себя гражданином вселенной совсем не означает потери национального чувства и национального гражданства. Кто не любит своего народа и кому не мил конкретный образ его, тот не может любить и человечество… Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных типов и культур.

Всякий гений… возводит национальное до общечеловеческого значения. Все великие национальные культуры — всечеловеческие по своему значению… Каждый народ борется за свою культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной круговой поруки. И великий самообман — желать творить помимо национальности. Творческий национальный путь и есть путь к всечеловеческому».

* * *

Разговор о состоянии и судьбе национальных культур нашей страны должен, несомненно, начаться с русской культуры, так как русский народ является государствообразующим и самым многочисленным коренным народом России (по статистическим данным, более 80 процентов населения страны). Многие ученые и специалисты, этнографы, писатели и поэты считают его полиэтническим, соборным.

Сегодня русская традиционная культура во всех ее формах и жанрах находится в тяжелом положении. Причем это относится как к аутентичной народной культуре, то есть бытовой, живой культуре наших российских сел, деревень, станиц и хуторов, так и к профессиональной народной сценической культуре, то есть творческому состоянию государственных русских народных хоров, вокальных ансамблей и оркестров народных инструментов.

Точно в таком же незавидном положении находятся и традиционные культуры (бытовые и сценические) многих других коренных народов России. Например, с серьезнейшими трудностями столкнулось подавляющее большинство государственных национальных ансамблей песни и танца и ансамблей танца, многие из которых, как и государственные русские народные хоры, имеют почетный статус «академический», к сожалению, ничем не помогающий этим концертным коллективам.

О различных творческих, гастрольных, финансовых и социальных проблемах с горечью рассказывали многие художественные руководители, хормейстеры, балетмейстеры и директора в Санкт-Петербурге на организационном заседании Ассоциации государственных русских народных хоров и национальных ансамблей.

Руководители удручены тем, что все государственные национальные концертные коллективы страны с 1991 года лишены возможности гастрольной деятельности по городам и регионам России, так как не имеют на это финансовой поддержки. В связи с этим государственные коллективы российских регионов стали в худшем смысле слова «местечковыми». Все государственные русские народные хоры и национальные ансамбли обречены прозябать в замкнутом порочном круге.

Горько, что в стране прекратилось проведение всероссийских смотров-конкурсов государственных русских народных хоров и национальных ансамблей песни и танца. Такие систематические смотры-конкурсы очень нужны. Они показывают художественный уровень государственных национальных коллективов, способствуют творческому обмену, определяют лучших, обнажают огромное количество нерешенных проблем. Таких всероссийских смотров-конкурсов было всего два: в 1975 году и в 1984-м. А почему до сих пор нет третьего?

* * *

Сегодня острейшей проблемой, настоящей национальной бедой стал полный, демонстративный отказ всех каналов российского ТВ показывать самобытные традиционные культуры всех народов РФ, государственные русские народные хоры и национальные концертные коллективы. Народные хоры, оркестры, ансамбли песни и танца, художественные национальные коллективы и отдельных талантливых исполнителей коренных народов России зрители нашей страны не могут увидеть и услышать нигде: ни на концертных площадках городов страны, ни на ТВ, ни по радио. СМИ игнорируют и сам фольклор, и интерес к нему своей аудитории.

Каким же образом многочисленные народы, живущие в своей собственной стране, могут узнать о культуре, истории и жизни друг друга? Как смогут возрадоваться своему же собственному богатству?

Кто и что же тогда может их соединить в единую сплоченную семью народов России?

Я не намерен открывать «охоту на ведьм», но напрашивается вопрос: а что если это кому-то надо, чтобы по каналам ТВ и радио не звучали русские, украинские, белорусские, удмуртские, мордовские, нанайские, башкирские, адыгские, карачаево-черкесские, казачьи песни и весь фольклор нашей бескрайней многонациональной России?

Приведу пример. В Республике Адыгея есть замечательный национальный Государственный ансамбль песни и танца «Исламей», художественным руководителем которого является талантливый композитор народный артист России, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесии Аслан Нехай. Коллектив уникальный не только на Северном Кавказе, в России, но и в мире. Аналога ему нет. Репертуар ансамбля «Исламей» основывается на мастерских обработках адыгского песенного и танцевального фольклора и авторских, глубоко национальных вокально-инструментальных произведениях художественного руководителя ансамбля. Талант композитора Аслана Нехая удивительно самобытен, неповторим, как и музыка древних адыгов. Но как современно она звучит в ансамбле «Исламей»! Хотя композитор не ищет опоры ни в «роке», ни в «рэпе», ни в «поп-музыке». Он достиг современного, захватывающего исполнения, оставаясь самим собой, талантливым сыном своего народа, и поднял своим мастерством адыгскую музыку на вершины мирового искусства! Но кто из вас видел выступления этого коллектива по какому-либо российскому каналу ТВ или слушал по радио? Никто! На телеэкраны попасть художественным национальным коллективам, отдельным исполнителям или композиторам невозможно. Не помогают ни самый большой талант, ни высочайшее исполнительское мастерство, а только... деньги. И притом очень большие. Но их никогда не было и не будет у национальных коллективов.

В 2005 году в Краснодаре как большой многонациональный праздник прошел уже VII Фестиваль искусств народов Северного Кавказа «Мир Кавказу». В нем приняли участие уникальные национальные коллективы юга России из 14 краев, областей и всех национальных республик Северного Кавказа. Это было ярчайшее событие — и культурное, и политическое! Фестиваль продемонстрировал не только прекрасные художественные коллективы, их высокое исполнительское мастерство, но и межнациональную сплоченность народов Северного Кавказа, которым сегодня так нужны мир и взаимопонимание для укрепления целостности Российского государства! Радоваться бы, да и только…

Но... снова «дружное» умолчание ТВ и большинства СМИ. Впрочем, и все предыдущие шесть фестивалей «Мир Кавказу», которые прошли в разных городах юга России, также были обойдены молчанием. Вырисовывается неблаговидная, с позволения сказать, «культурная политика», глубоко задевающая и оскорбляющая национальные чувства всех коренных народов России.

Но кто эту политику проводит? И в чьих интересах она лоббируется?

Почему центральные каналы телевидения стали столь подчеркнуто безнациональными, когда в РФ имеется более 150 народов и народностей со своей неповторимой культурой? Где могут увидеть это богатство граждане России? Нет внятного ответа.

Или отвечают: телевидение стало коммерческим. Неискренний это ответ. Но даже в этом случае величайшей загадкой нашего времени остается деятельность некоммерческого канала «Культура», который исхитряется вовсе обойтись без традиционной культуры своего народа, навязывая аудитории свою перманентную «культурную революцию»...

Одиноко еще пока держится только любимая народом передача «Играй, гармонь!», созданная более 20 лет назад выдающимся композитором-песенником, фольклористом, гармонистом, сценаристом, великим Сыном и Гражданином нашего Отечества, человеком шукшинского масштаба, народным артистом России Геннадием Дмитриевичем Заволокиным. Это действительно чудо: один раз в неделю «Играй, гармонь!» излучает духовный свет Неопалимой Купины, показывает многонациональное традиционное искусство народов РФ, доказывая, что, говоря словами иеромонаха Романа, «Русь еще жива, Русь еще поет!» Богоугодное дело безвременно ушедшего Геннадия Заволокина подхватила его талантливая дочь — заслуженная артистка Кубани Анастасия Заволокина.

Телевидение могло бы сделать очень много для духовно-нравственного, культурного и гражданского становления общества. Это подтверждает редкий спорадический показ по ТВ замечательных отечественных документальных и художественных фильмов, многих просветительских передач, выдающихся произведений западного киноискусства. Однако все это тонет в бесконечном карнавале шоу-бизнеса, «мыльных опер» и массовой продукции Голливуда...

И этот карнавал пляшет на фоне вымирания всех коренных народов России!

Нам надо помнить, что никто, кроме нас, Россию не спасет.

А посему нам надо не безумно хохотать, как перед собственной погибелью, от «смехопанорамы», а скорее — слезно плакать и Бога молить. Духовно просыпаться, мужаться и вставать с колен. Пока еще не поздно. Иначе осуществится давняя мечта наших недругов: создать Россию без русских.

Но Россия не только географическое понятие, а прежде всего — духовное. Россия без русских — это уже не Россия! Как Германия без немцев, Франция без французов, Япония без японцев, Израиль без евреев, а Палестина без палестинцев».

В. Г. Захарченко. 
Слово о судьбе войскового Певческого — 
Государственного Кубанского казачьего хора 
и нашем духовном возрождении

08.09.2018