Отделять ли автора от творчества?

Пода Анастасия

 «Кто меня не любит – психопат!»

(Отто Мюль)

Дилемма вагонетки — вечный этический парадокс, с которым хоть раз в жизни сталкивался каждый человек. Проблема возникает, когда нужно принять решение, которое может или причинить вред одному человеку, но при этом спасти группу людей, или наоборот. По условиям задачи решение необходимо принять быстро и аргументированно, однако верного ответа до сих не существует.

То же можно сказать о многовековом споре на тему «Нужно ли отделять личность автора от его творчества?», ведь на протяжении всей истории мира одним творцам многое прощалось за талант, а для других общество придумало «культуру отмены». Давайте разберёмся в принципах и мотивах такого разделения.

Всем известно, что искусство как процесс имеет видовую классификацию: пространственное (живопись, архитектура, фотография), временное (литература, музыка), синтетическое (балет, театр, танец) и акционизм (главенство процесса над результатом). Для объективности и создания полноценного «среза» рассмотрим представителей каждого вида искусства, и попробуем прийти к выводу, можно ли отделять личность автора от его творчества.

Начнём наш экскурс в историю искусств и судеб с основоположника кубизма, признанного при жизни гения и по совместительству насильника и педофила. Из-под его кисти вышел шедевр под названием «Алжирские женщины», который до сих пор занимает четвёртое место среди самых дорогих картин в мире. Пабло Пикассо талантливо делал две вещи: писал картины и издевался над женщинами. Художник не был верен ни одной своей возлюбленной, манипулировал ревностью ради вдохновения, творческого и физического удовлетворения своего гения. Он публично и без стыда заявлял о своём потребительском отношении к противоположному полу: «Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, ещё и вернёт мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет». Равноправные человеческие взаимоотношения с женщиной он считал противоестественными. Как на его картинах изображения распадались на «кубики», так и под строгим властным взглядом Пикассо каждая женщина была не личностью, а набором деталей, которые обещали интересную игру. Однако в 36 лет Пабло всё же женился на русской балерине Ольге Хохловой. Общественность решила, что художник остепенился, когда у пары родился сын. Пабло был счастлив и посвящал всего себя заботе о жене и сыне. Он часто писал портреты своей семьи, светлые реалистичные образы были проникнуты любовью и нежностью. Однако вскоре очарование развеялось, стало очевидно: Ольга и Пабло слишком разные. Русской балерине хотелось вести светскую жизнь, а испанский художник, напротив, желал свободы и творческого беспорядка. В итоге, мужчина увлёкся новой пассией – 17-летней Мари-Терез Вальтер. А когда несовершеннолетняя любовница Пабло забеременела, он поселил её вместе с женой в одном доме и приказал ухаживать друг за другом. Ольга пыталась вернуть внимание мужа, взяв из приюта девочку 13 лет, однако и эту малютку художник развращал, благодаря чему писал портреты новой жертвы в откровенных позах. Сироту пришлось вернуть в приют. Не выдержав тройного предательства, Хохлова подала на развод, но Пикассо из страха лишиться половины состояния не дал согласия за суд. Так, Ольга и Пабло были «женаты» до самой смерти балерины.

Пабло Пикассо в отношении к женщинам руководствовался категоричной логикой: «Она должна быть богиней или тряпкой, об которую я буду вытирать ноги». Зачастую художник превращал прекрасных дам в «тряпки» самостоятельно. За свою долгую и беспечную жизнь он совершил множество преступлений по отношению к женщинам: несколько лет регулярно насиловал несовершеннолетних; проводил садистские эксперименты над фанатками, заставлял рожать каждую любовницу, чтобы усилить уязвимость женщины и своё воздействие на психику нервной молодой матери; приказывал позировать топлес в окружении толпы зевак. Он даже провоцировал болезненные расставания: после разрыва с Пабло Ольга Хохлова пережила длительную и глубокую депрессию, Мари-Терез и Жаклин закончили жизнь самоубийством, а Дору Маар лечили электрошоком в психиатрической клинике.

Настолько ли мы любим творчество Пикассо, чтобы прощать ему зверские унижения и доведения до суицида десятков женщин? Возможно, без «Герники» искусство повернуло бы на другой путь развития. Однако без «Сна», «Плачущей женщины», «Девушки перед зеркалом», «Авиньонских девиц» – без неоправданных истязаний тел и душ натурщиц – мир вполне себе мог продолжить существовать. Изнасилованные, искалеченные, опозоренные девочки-подростки и женщины – не та цена, которую стоит платить за искусство. «Герника» – ответ на абсурдную жестокость и ужас войны, визуализация разрухи, которую осуждал автор. Это важный вклад в историю живописи, создание нового стиля. Остальное – замаскированное под гениальность извращение и компульсивное расстройство сексуального поведения.

То же можно сказать и про следующего нашего героя – основателя венского акционизма, австрийского художника, а также создателя культа поклонения самому себе. Отто Мюль в итоге ответил за большинство своих злодеяний, хотя зрители до сих пор не могут прийти к единой оценке его творчества: для одних его проект – цитадель тоталитарного принуждения и педофильского насилия, для других – опыт настоящей свободы.

В начале 1970-х австрийский художник Отто Мюль, тяжело переживавший развод с женой и распад группы венских акционистов, основал коммуну под названием «Aktionsanalytische Organisation». Это был довольно смелый социальный эксперимент с отказом от частной собственности, ломкой устоявшихся традиций нуклеарной семьи и пропагандой свободной любви. ААО просуществовала 20 лет и за это время превратилась из утопии в организацию с жёсткой иерархией, системой привилегий и наказаний, а также одобряемым насилием над детьми и подростками.

Люди – как предмет искусства, как инструменты творца. Не слишком гуманно, верно? Кажется, будто такое отношение к «нехудожникам» должно сформироваться путём негативного опыта взаимодействия с социумом, однако Отто Мюль буквально вошёл в мир искусства с этой философией. Ещё в 1950-х годах, работая учителем в Бургенланде, Отто познакомился с теорией психоаналитика Вильгельма Райха о сексуальной подавленности как корне всех зол. Помимо Райха Мюля интересовала первичная (примальная) терапия Янова, получившая популярность в конце 1960-х годов и основанная на преодолении детских травм при помощи крика, а также психодрама. Именно в этот период художник осознал свою избранность и гениальность. «Мюль видел себя не просто лидером, но психотерапевтическим гуру, помогающим своей пастве сломать броню характера путём радикального преодоления стыда, отвращения, страха и запретов в перформансе» – цитата «ребёнка» ААО Поля-Жюльена Робера из документального фильма «У меня нет семьи».

В свои лучшие годы (1980-е) коммуна Отто Мюля насчитывала более 700 человек возрастом от 4 до 68 лет. Все они совокуплялись по 3 раза в день (обязательно) не только между собой, но и с «папой Отто» (как его называли последователи культа). Ужаснее всего то, что «правило первой ночи» касалось и новоприбывших в секту подростков и детей, которые зачастую вступали в коммуну неосознанно вместе с родственниками. Более того, Отто Мюль совсем не скрывал извращённых и преступных взаимоотношений в коммуне. Например, в интервью немецкому еженедельнику «Die Zeit» (2004 г.) он не стесняясь заявил: «Я не растлитель малолетних, всё это чепуха. Все они были развитыми девочками 13-14 лет. Вспомните! Карл великий женился на 12-летней девочке. Всегда в восемь, девять, десять лет – всё это было само собой разумеющимся…»

Отто Мюль – художник. Вся эта секта была создана для творчества и рефлексии. Именно поэтому он глумился над поклонниками не только в реальности путём физических и эмоциональных трансформаций, но и в своих работах. Он регулярно писал портреты новоприбывших участников, которых насиловали или избивали. Отто находил вдохновение в извращённых позах и застывших в ужасе лицах жертв. Более того, в конце 1980-х Мюль создал серию работ, используя в качестве материла пепел сожжённых дневников участников коммуны. Получается, художник спрятал уничтоженные улики своих преступлений под маской великого перфоманса.

В 1991 году мировому коммунизму пришёл конец, поэтому и Aktionsanalytische Organisation распалась, а Отто Мюль сел в тюрьму на семь лет по обвинениям в педофилии и нелегальном обороте наркотиков. В ходе судебного процесса художник отвергал все обвинения и отказывался каяться. В камере продолжал рисовать, писал картины и сочинял «Письма из тюрьмы», в которых оправдывал свои противозаконные и аморальные действия животной природой человека: «Художник свободен и не может быть измерен общепринятыми мерками. Я никому не причинил вреда!» Однако в 2010 году Мюль принёс публичные извинения за роль, которую он сыграл, будучи руководителем Акционно-аналитической организации. Удивительно, что извинения были оглашены на пресс-конференции перед открытием персональной выставки Мюля в Музее Леопольда. Получается, общество осознаёт мерзость действий и слов художника, но прощает ему все преступления за гениальность? И это наше время! Отто умер в 2013 году – он буквально наш современник! Мы уже не в эпохе Гогена, а совершаем всё те же ошибки! Отто Мюль – буквально главный аргумент в пользу разделения личности и искусства во избежание подмены объективного восприятия реальности слепым восхищением сумасшествием «гения».

 Не осознавая, что гении – тоже люди, склонные к физическим и психическим девиациям – мы возводим их в культ богов, чем и допускам их вседозволенность и безнаказанность. Вуди Аллен – один из самых известных американских кинорежиссёров, четырёхкратный обладатель премии «Оскар», актёр, сценарист…и растлитель несовершеннолетних. Его дочь Дилан с семи лет подвергалась домогательствам со стороны отца, о чём знали все члены семьи, поэтому запрещали им находиться в одной комнате без присмотра. Как объяснили родственники, «Дилан – приёмная дочь Вуди, поэтому ограничивать их контакт мы не имели права, однако следить не переставали…»

Когда Дилан (в 35 лет) рассказала на одном из центральных телеканалов о домогательствах, возбудили уголовное дело. Тогда же дополнительный иск подала бывшая супруга режиссёра Мия Фэрроу с обвинениями в распространении детской порнографии и доказательствами в виде обнажённых фотографий своей второй дочери Сонги (на снимках ей 19 лет). Однако суд и общественность признали режиссёра невиновным, аргументируя своё решение подозрениями о клевете.

Великое искусство – дело рук маленьких людей. Иногда они больны, поэтому опасны для окружающих. Или же творцы сознательно игнорируют нравственные и юридические законы. Но отрицать нельзя – личность формирует итоговый результат творчества, поэтому разделить их невозможно. Это столь же абсурдно и бесполезно, как спор о том, что появилось раньше – курица или яйцо. Однако в современной культуре, наполненной настроениями постмодернизма, творчество всё чаще съедает личность, которая блекнет на фоне сценического амплуа. Так получилось и с популярным певцом Юрием Капланом, который буквально открыл постиронию для слушателей СНГ в 2010-2016 годах. Валентин Стрыкало (первоначально альтер-эго Юрия, а позже – название его группы) стал одновременно самым успешным и разрушительным проектом для начинающего талантливого исполнителя и сатирика. И это не громкие слова. Валентин Стрыкало действительно шутил в своих песнях настолько тонко и завуалированно, что 11 августа 2020 года на «Первом канале» в эфире шоу «Пусть говорят» ему разрешили исполнить песню про гомосексуалистов «Мама, я гей, папа, я гей!», которую весь зал внимательно слушал до припева. Юрий умело манипулирует настроением слушателей, до последнего непонимающих, где заканчивается драма и начинается юмор. И это удачно показали в эфире федерального канала, когда Рева, Гарик Харламов, Малахов и другие звёзды с серьёзными лицами вслушивались в строчки:

Я не знаю, как эту боль преодолеть

Как заставить моё сердце вновь биться

Куда ушла любовь, так и не дав нам улететь

Не удосужившись даже проститься?

Более того, даже после распада группы песни «Валентина Стрыкало» не перестают вызывать двойственные чувства у аудитории разных поколений. Но если первые фанаты осознавали сатирическую природу образа Юрия Каплана (о чём он открыто говорил в обращениях к звёздам 2010-х), то нынешние поклонники трактуют тексты буквально.

В итоге, недавно в социальных сетях завирусились ролики под трек «Ты не такая», где подростки мечтают о любви и снимают романтические прогулки. Удивительно, как сатирический текст идеально подстраивается под новые условия среды. Постирония вышла на новый уровень? Вот вам и смерть автора!

Резюмируя, хочется отметить, что искусство – не площадка для состязаний и не адвокатская контора. Прикрываясь исключительностью и гениальностью, творцы возвышают себя над человеческими и юридическими законами, чему фанаты, политики и критики активно способствуют путём поощрения или тотального игнорирования уже не одно столетие. И пока одни страдают «синдромом Бога» и калечат сотни судеб во имя искусства, другие жертвуют собственным «я» и карьерой ради революционной идеи. Золотой середины нет, лишь крайности. Стоит ли в таком случае разделять личность от творчества? Думаю, это необходимо настолько же, насколько яйцо нужно отделять от курицы. Когда это естественно и способствует процветанию индустрии и общества – будем разделять! Если же процесс вызван насильно – стоит поднять бунт, позвать зоозащитников и журналистов, а не спорить, что появилось раньше и чей это был курятник.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Бет Герш-Несик – Женщины Пабло Пикассо: жёны, любовницы и музы. – ToughtCo: Pablo Picasso's Women: Wives, Lovers, and Muses (turbopages.org)

2. Булатов Данила – Искусство катарсиса. Венский акционизм и преодоление поколенческой травмы, – Искусство катарсиса (электронный ресурс) https://artstudies.sias.ru/upload/isk_2018_2_272-297_bulatov.pdf

3. Климова Елизавета – журнал «Нож»: Кошмар арт-утопии. Как венский акционист Отто Мюль создал коммуну свободных людей — и превратил ее в секс-культ с собой во главе — Нож (knife.media) (дата публикации: 28 апреля 2023 года)

4. Макацария Н.А. – Материнская смерть в изобразительном искусстве: погружение в эмоциональный мир через картины великих художников – Н.А. Макацария, В.О. Бицадзе, Д.Х. Хизроева, Ф.Э Червенак, - электронный ресурс: «…» тема научной статьи по языкознанию и литературоведению в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)

5. Шевелев Алексей – Вуди Аллен ответил на обвинения в растлении несовершеннолетней дочери – А. Шевелев, электронный ресурс Газета.Ру: Вуди Аллен подробно ответил на обвинения в домогательствах - Газета.Ru (gazeta.ru)

На фото: Отто Мюль

14.05.2024