19.03.2024
Новые южные очерки
ДОМ ОХРАНЯЕТСЯ ПРИВИДЕНИЯМИ
У этого замка в Хостинском районе Сочи четыре имени, два официальных и столько же народных. На карте название "Красный штурм", на воротах: "Дача полковника А. В. Квитко, памятник начала ХХ века", а в людской памяти - "Дом с привидениями" и сочинское "Ласточкино гнездо".
Полковник царской армии Андрей Квитко был незаурядным, разносторонним человеком. Блестящий офицер, участник русско-турецкой и русско-японских войн, писатель ("Записки казачьего офицера" (1903) и "Дневник забайкальского казачьего офицера"(?)), художник, винодел, любитель музыки и автомобилей, после отставки по просьбе супруги за два года построил точную копию виллы в Ницце.
У полковника гостили и пели Федор Шаляпин и Надежда Плевицкая, по некоторым сведениям, позднее бывал здесь Иосиф Сталин, его дача находилась поблизости.
И тогда, и сейчас можно полюбоваться каменной кладкой стен в три этажа, полукруглыми окнами, балконами и террасами с видами на море, арками, винтовыми лестницами, каминами с остатками изразцов, старинной плиткой и шикарными кирпичными печными дымоходами. Для ценителей неги и музыки кто-то сохранил кованую кровать и чёрное матовое пианино.
Дом не совсем заброшен, он принадлежит санаторию "Юность", и хозяева пытаются "заарканить" предпринимателей, способных решиться на реставрационный подвиг.
Под занавес Гражданской войны скрывавшихся на даче четырёх белогвардейских офицеров пытались взять в плен красноармейцы, но золотопогонники сдаваться не собирались, и "красным" пришлось устроить настоящий штурм. Офицеры погибли в бою, их тела похоронили в парке рядом со стенами и, как говорят, именно их привидения пугали по ночам колонистов из бывших беспризорников, чекистов санатория НКВД, обычных советских тружеников и пионеров - все они жили здесь под вывеской "Красный штурм".
Сегодняшняя табличка, прибитая к стволу кипариса: "Дом охраняется привидениями" - удачная реклама, но не только. В глубине замка можно наткнуться на живописный настенный призрак и споткнуться в сумерках о гроб с подушкой в изголовье... Как сказал бы Николай Второй, "оригинально!"
Экскурсоводы с удовольствием расскажут множество других жутких историй, связанных с этим местом, но они больше походят на легенды.
А "Ласточкиным гнездом" виллу называют по аналогии с классическим крымским строением - дача Квитко тоже нависает над морем и украшена характерными башенками.
К слову, в сочинской Мамайке есть куда более похожая реплика крымского шедевра, но, увы, это новейшее "Ласточкино гнездо " не может похвастаться историческим шармом.
Каждая следующая копия всё дальше и дальше уходит от оригинала. И этот закон, к счастью, действует не только в архитектуре...
УЛИЧНЫЙ МУЗЫКАНТ
Сегодня вечером мной овладела грусть. Разбирал старые фотографии и задумался о бренности мира, как вдруг услышал с улицы голос трубы. Мелодичность и гармоничность исполнения сначала привела к мысли о записи, - кто-то, наверное, решил с балкона порадовать соседей, - но необычная обьемность звука, разливавшегося по двору, и стихнувшие крики ребятни заставили выйти наружу.
Уличный музыкант, молодой парень в джинсах и куртке, стоял на краю детской площадки и играл - но не на инструменте, а на тонких сердечных струнах, - такой красивой и завораживающей была мелодия!
Рядом в открытом футляре белела картонка с написанными от руки телефоном и именем, перед которой постепенно росла горка набросанных мятых рублей. Дети и взрослые стояли с включёнными смартфонами, поблескивая крохотными светящимися камерами, малышня танцевала, а в конце каждого номера все вместе хлопали, даже откуда-то сверху кто-то крикнул: "Браво!"
Я заметил, что лирические мелодии у нас любят больше - горка наполнялась резвее, а ритм заставлял двигаться за собой.
Обычное вечернее дворовое столпотворение было обезоружено вдохновенной игрой! Народ слушал и не расходился, - так хороша была звенящая в высоте музыка, напомнившая всем, что есть божественная гармония дня и ночи, детства и старости, нежности и радости, печали и любви.
А грусть исчезла, как будто её и не было...
19.03.2024