Отражение в публицистике Эдуарда Лимонова югославских конфликтов

Эдуард Лимонов, посетивший югославские войны в период их зарождения, не мог не откликнуться на них как публицистическими, так и литературными материалами. Среди примеров художественных, наполненных публицистическими приёмами, можно назвать сборник рассказов «СМРТ», целиком и полностью наполненный изучаемой нами тематикой.

Одним же из ключевых мотивов Эдуарда Лимонова в публицистике, посвящённой Югославской войне, стало «возвращение» в СМИ имён Радована Караджича и Слободана Милошевича как «лидеров», а также как людей, бившихся за будущее собственной страны.

В то время как либеральная журналистика пыталась представить и одного, и второго в качестве людей, виновных в геноциде (даже несмотря на то, что виновным был признан один лишь Караджич, в то время как Милошевич был посмертно оправдан), Лимонов писал материалы «О Слободане Милошевиче» и «Герой и мученик».

В целом же, как и в своём сборнике «Русское психо», автор большую часть материала посвящает собственной личности. Так, в тексте о президенте Сербии он пишет: «Меня и Слободана арестовали в апреле 2001. Нас с ним арестовали с дистанцией в несколько дней. Меня – 7 апреля. Это симптоматично. Я склонен видеть в этих арестах – символическое обозначение конца одной эпохи и начала другой»[4].

Лимонов ставит собственную личность в один ряд со Слободаном Милошевичем, говоря о том, что эпоха Сербии началась и закончилась на них. Впрочем, с этим можно не согласиться, если всерьёз рассматривать фигуру Лимонова как актора в политической борьбе между Западом и Сербией. Однако нельзя не согласиться с тем, что «водораздел» прошёл именно там, где началась эпоха правления Милошевича и там, где она закончилась.

Писатель подчёркивает, что президент принял страну в 1990 году, в тяжёлое время распада государства. Здесь же Лимонов указывает на политику невмешательства нашей страны и на агрессивную политику Запада в отношении сербов: «Уже объединённая по близорукой воле Горбачёва Германия вооружала Хорватию: хорватские боевики тренировались на бывших советских военных базах в Венгрии, из Венгрии и Австрии самолёты без опознавательных знаков по ночам сбрасывали хорватам оружие»[4].

Мы видим абсолютную включённость писателя в данный процесс: речь идёт не только о передаче оружия, но и о том, как, через какие государства она происходила.

В остальном же, создаётся облик Милошевича-героя, который не сломался под давлением НАТО. В отличие от либеральной пропаганды, рисовавшей президента Сербии тираном, у Лимонова возникают следующие описания: «…он оказался слишком человеколюбимым в сравнении с рафинированными улыбчивыми чудовищами из НАТО. Он не обратился к их методам… Он – лидер героической страны-изгоя…Он ушёл непобеждённым»[4].

Нечто схожее можно заметить и в чертах Радована Караджича в тексте «Герой и мученик…». Лимонов начинает с обращения к собственному опыту. Писатель описывает западного журналиста Пола Павликовского, который просит его записать интервью с президентом Республики Сербской. Недолго думая, Лимонов соглашается на это предложение, в ходе чего проходят три дня постоянного общения русского писателя и сербского политика.

Однако если мотив героизма Милошевича возникает к концу текста, то героизм Караджича становится видим ещё в середине: «По воле Гаагского трибунала, и голубь Караджич, и ястреб Младич, как мы видим, получили пожизненное заключение, и тот и другой. За то, что сербские герои оба».

Также Лимонов подмечает жестокость войны в Югославии и совершенно не оправдывает убийств, потерянных жизней, которые унёс конфликт. Но при всей просербской направленности текстов, мы не найдём никакого обвинения в сторону хорватов, боснийцев, косовских албанцев или других народов (речь идёт о мирном населении).

В другом своём тексте «Необходимо сказать все правды» писатель подчёркивает свою любовь к мусульманам (здесь, надо понимать, идёт обращения к большей части боснийского населения), не обвиняя никого из балканцев в произошедшем.

Однако наиболее важным моментом является то, что в публицистике Лимонова эта война возрастает не до простого территориального конфликта, а до конфликта цивилизаций, ведь столкнулись между собой не Хорватия, Босния и Сербия, а Сербия (как часть ещё не сломленного старого мира) и коллективный Запад, в руках которого оружием служат политики других государств, но о роли Запада в этой войне мы поведём речь чуть позже.

Теперь снова о Радоване Караджиче. В текстах Лимонова он предстаёт не просто борцом за «правое дело», но человеком абсолютно жертвенным, бросившим свою старую жизнь ради будущего своего народа. Милошевич, к примеру, смотрится в этом плане весьма одномерно – с точки зрения исключительно политической, однако о президенте Республике Сербской мы можем заметить следующую фразу: «Успешный профессор-психиатр, он приехал из далёкой Америки, чтобы возглавить свой народ. И вот поплатился за свою жертву»[1].

Хорошо понимая психологию толпы, Лимонов даёт именно такое описание Караджичу. Подобные истории всегда способствуют созданию героического образа вокруг политика или любого другого человека. Мол, бросив старую жизнь, он выбирает риск и свой народ, однако в западной прессе о таком принято молчать, если лидер не соотносится с их политическими убеждениями.

А потому Караджич, ввиду отсутствия должного стремления в угождении Западу, стал военным преступником и до сих пор отбывает наказание в тюрьме. Этот текст Лимонова был написан в 2019 году, когда 70-летнему президенту Республики Сербской показательно сменили приговор с 40 лет заключения на пожизненное.

Навряд ли суд стал бояться того, что Караджич сумеет выйти из тюрьмы в возрасте ста с небольшим лет, чтобы вести антизападную деятельность. Скорее, это был намёк отдельных стран, что они не поступятся ничем, чтобы показательно покарать человека, который бился за интересы собственного государства в войне, где сражался каждый с каждым.

Свой же текст Лимонов завершает следующим образом: «Для своего народа он герой, и статус его как героя будет только возрастать со временем»[1]. Очень многое для подобного статуса своими текстами и интервью сделал именно Эдуард Вениаминович, поставив перед собой задачу обеления имён сербских лидеров.       

 Однако здесь же в оппозиции к ним возникает «коллективный Запад», о котором мы уже говорили. Источник антисербской пропаганды писатель находит в информационных агентствах, которые базируются в Соединённых Штатах. Эта тема очень схожа с той, которую мы затронули чуть выше. То есть речь идёт о развенчании мифов, которые создавались различными средствами массовой информации. Но на этот раз Лимонов переходит к конкретным примерам и заостряет внимание на тематике «выборочной» подачи информации.

Так, он приводит исследование «Ruder Finn Global Public Affairs», штаб-квартира которых находится в Вашингтоне. Именно оттуда пошла информация о 20-60 тысячах изнасилованных сербской армией девушек. Лимонов говорит о том, что вывод о таком количестве жертв был сделан, исходя из трёх доступных фотографий, на которых было изображено шесть женщин. Чуть позже комиссия ООН признала, что никаких списков изнасилованных нет и тем более нет оснований полагать о таком количестве жертв, исходя из приведённых аргументов. При этом многие западные СМИ достаточно уверенно перепечатывали одинаковую информацию, распространяя надуманное число жертв.

Стоит заметить, что никто из средств массовой информации, которые затрагивали данную тему, не стали опровергать её после отчёта ООН. Лимонов говорит о том, что куда важнее «первичная информация», помогающая создать некий фон людям, не включённым в эти процессы; они не будут вечно обновлять ленту новостей, если для них был сделан чёткий и кричащий заголовок. Примерно это и делалось во время Югославской войны.

При этом Лимонов называет книгу «С сербами», где печаталось большое количество французских писателей. В ней опровергаются многочисленные фейки, созданные во время войны, а вдобавок к этому указываются преступления, совершённые против сербской армии и мирного населения Сербии. Однако об этой книге, как отмечает сам Лимонов, говорить на Западе неудобно, если есть уже большое количество кричащих заголовков.

Добавим лишь, что первое издание данной работы появилось в 1996 году, то есть через год после подписания Дейтонских соглашений, которые позволили и Боснии, и Хорватии выйти из состава Югославии. Настоящая война была выиграна, однако информационная только начинала зарождаться. 

В то же время русский писатель не пытался достучаться до западных СМИ – наоборот, он осознавал невозможность этого, оттого пытался убедить отечественные средства массовой информации либо в сохранении нейтралитета (молчания), либо в проверке собственных источников, а не слепом копировании зарубежных источников: «Когда плохо осведомлённые, но эмоциональные донельзя наши отечественные правозащитники ополчаются против пленённого Караджича, хочу пожелать им, так же, как и некоторым журналистам, мудрости и знания предмета...Следует молчать о тех странах, о которых вы не имеете достоверной информации. Молчание – высшая мудрость»[2].              

И всё же материал «Необходимо сказать все правды» является некоторым обращением к нашим СМИ, в то время как текст «Уничтожение социалистических режимов: правозащитные войны» можно назвать анализом, построенным на основе 25 лет (текст вышел в 2016) господства капиталистической идеологии (в данном случае следует понимать это, как торжество либеральной демократии американского толка).  

Лимонов в своём материале начинает без особых прелюдий, говоря о Югославии, которую «разбирали». Далее он переходит на Северную Африку и Ближний Восток, повествуя о режиме Каддафи в Ливии, о режиме Саддама Хусейна в Ираке и Башара Асада в Сирии. Во всём этом видится Лимонову уничтожение социалистических режимов по всему миру. Примечательно, что именно Югославские войны он называет началом этого распада. Стоит заметить, что СССР писателем не упоминается ввиду исключительно военного взгляда на эти события. То есть, где было прямое вмешательство сил НАТО или конкретно США. В Советском Союзе до военного контингента не дошло, хватило и повсеместной деструктивной журналисткой и политической деятельности. 

Югославия же в этой цепи падения двуполярного мира, безусловно, стоит особняком, так как там велась война националистического толка, в которой посеяли раздор между несколькими народами.

Также Лимонов говорит об определённой «схеме», используемой США для проведения операций: «Асада же, по всем стандартам правозащитных войн, вначале зачислили в диктаторы, очернили его, обвинили в поступках, которые он не совершал, а затем, с помощью соседней Турции, пустили в его страну исламистов, наводнили её религиозными фанатиками со всего мира»[3].

Ровно то же самое можно проецировать и на Сербию Милошевича: вначале президента объявили диктатором, который не даёт право на самоопределение народам, позже очернили и обвинили во многочисленных преступлениях его приближенных, а ещё позже продолжили сеять раздор на националистической почве между сербами, хорватами, боснийцами, словенцами, македонцами и впоследствии – косовскими албанцами.

Здесь Лимонов отмечает технологии, которые используются коллективным Западом в отношении стран, которые не попадают в нужные им категории и рамки: «Вот так они работают, эти улыбчивые, чистенькие дяди из Европы и Америки, злодеи и мерзавцы по сути, поскольку ради торжества их теорий готовы подвергнуть смерти миллионы людей».

К сожалению, мы лишь можем констатировать совершенную полноту того заключения, которое дал нам Эдуард Лимонов.

Вследствие всего вышесказанного, можно заметить, что писатель является представителем консервативно настроенной прессы, совершенно отвергая те позиции, на которых стояла либеральная пресса: обвинения сербов, очернение имён Милошевича и Караджича, признание развалв югославского государства, как легитимного процесса.

Также, мы можем выделить схожую тематику текстов Лимонова и консервативных журналистов: роль Запада в войне в Югославии, изучение процессов создания «демонического» образа Сербии в СМИ (не только зарубежных, но и российских), отношение Российской Федерации к конфликту, а также развенчивание мифов, создаваемых тем или иных средством массовой информации, наиболее полно это проявляется в личностно-направленных материалах про Караджича или Милошевича.

Также стоит выделить извечное обращение Лимонова к собственному опыту. Будучи человеком, побывавшем на войне в Югославии, он знал предмет куда лучше многих журналистов, что позволяло ему сильнее воздействовать на читателя. Элемент «от первого лица» в его публицистике является одним из ключевых.

Эдуард Лимонов сыграл достаточно большую роль в создании «иного фронта» информационной борьбы вокруг Югославской тематики. В годы небывалой силы либеральных изданий, писатель старался донести информацию о том, что не всё бывает так однозначно. Конечно, его нельзя отнести к разряду «объективных», он был достаточно предвзят в своей публицистике, говоря о «правом сербском деле», которое заключалось «обречённой войне против Запада». Однако даже столь эксцентричный персонаж не был категоричен в собственных высказываниях, а в материалах чувствовалась совершенная диалогичность и готовность к спору.

Спустя некоторое время, обобщив собственные знания о югославском конфликте в материалах 10-х годов, Лимонов начал проецировать то, что происходило в 90-е годы на день сегодняшний. Ещё в ранних своих материалах он наметил то, что сейчас называется «информационной войной», отметины которой мы можем видеть и сейчас. Однако здесь следует добавить и понятие затяжной войны, так как всё происходящее касается не только Сербии, но и нашей страны, как исторического соратника балканского государства.

И это столкновение всё ещё является отголоском той самой холодной войны, в ходе которой был свергнут Восточный блок стран и получен однополярный мир, в рамках которого мы находимся и по сей день. На сегодняшний момент, как и в материалах Лимонова, мы имеем возможность говорить не только об информационной войне как таковой, но и о столкновении двух цивилизаций.

Ранее, на территории Югославии, была завершена борьба двух полюсов – капитализма и коммунизма. Территория Балкан использовалась в качестве той местности, на которой война перешла в свою горячую стадию. Однако на наших глазах зарождается совершенно иная борьба: коллективного Запада и Восточной идеи, к которой, на самых поздних этапах своей жизни, тяготел Эдуард Вениаминович Лимонов, описавший те процессы, которые будут происходить в нашей стране, ещё в материалах про Югославскую войну, а также в публичных выступлениях 90-х годов.

Список использованных источников

1. Лимонов Э. Герой и мученик. – URL: https://zavtra.ru/blogs/geroj_i_muchenik

2. Лимонов Э. Необходимо сказать все правды – URL: https://alaverin.livejournal.com/2392.html

3. Лимонов Э. Уничтожение социалистических режимов: правозащитные войны. – URL: https://limonov-eduard.livejournal.com/920574.html

4. Лимонов Э. Эдуард Лимонов о Слободане Милошевиче. – URL: http://slobodan-memoria.narod.ru/st/lim.htm

04.07.2022

Статьи по теме