Священная миссия Виктора Лихоносова

9 марта исполнилось ровно полгода с момента трагического ухода одного из столпов русской классической литературы Виктора Ивановича Лихоносова – человека, который выступал за священное право русской национальной культуры на существование. И делал он это, нужно сказать, задолго до начала каких-либо специальных операций. Скажу больше, великий писатель всю свою жизнь воевал. Но не в Харькове или Киеве, а на территории куда более хрупкой – в наших сердцах и душах.

Так, как писал Виктор Иванович, как он владел пером, мыслью, с какой легкостью и изяществом рисовал картины быта русского народа, – пишет мало кто из ныне живущих авторов. Его живое слово согревало душу и давало надежду. И несмотря на то, что имя писателя, как правило, связывают с Краснодарским краем, нельзя не отметить, что Лихоносова стоит воспринимать как настоящего национального автора и художника, классика не только кубанской, но и всей отечественной литературы. В сегодняшнем сложном мире Виктор Иванович был для нас островком духовности, а многие герои его произведений олицетворяли собой совокупность тех качеств и ценностей, которые должны быть присущи каждому молодому человеку: любовь к родной земле и своему народу, праведность и добродетель.

Являясь истинным наследником великой русской литературы, Лихоносов чтил традиции, заложенные мыслителями прошлого. Потому главным героем в его произведениях всегда была Родина. И нет, речь не о Кемеровской области, где он родился, и даже не о Кубани, где провел большую часть жизни. Родиной для писателя является вся Россия, познание которой для персонажей его прозы становится главной жизненной школой, позволяющей обрести особую почву под ногами, открыть путь в сторону духовности. Родина в творчестве Виктора Ивановича неразрывно связана с бытом русского народа, его жизнью, отражающейся в исторической преемственности поколений. Из всего вышеперечисленного вытекает и историчность лихоносовской прозы. Душевные образы наполняют рассказы и повести, вызывая у читателя дополняющие друг друга чувства радости и горести, теплоты и ностальгии по чему-то родному, далекому и одновременно близкому.

России и отечественной литературе Лихоносов подвижнически служил не только как талантливый прозаик, но и как не менее чуткий, видящий современные проблемы, публицист. Будучи главным редактором литературно-исторического журнала «Родная Кубань», Виктор Иванович вкладывал душу в каждую страницу каждого номера, создав тем самым печатное издание, которое до сих пор успешно выполняет поставленную писателем задачу – сохранять ту часть нашей истории и культуры, которую искажают под воздействием безразличия или коммерческого интереса. Этой изначально тяжелой священной миссии придерживался и сам Лихоносов.

Виктор Иванович оставил после себя огромное бесценное наследие, выраженное в его художественных романах и публицистических статьях. И сейчас, когда Россию, кажется, покидает либеральный миропорядок, ее граждане начинают задумываться о возрождении утраченной нами великой русской культуры. А ведь Лихоносов говорил об этой проблеме значительно раньше! Вернее сказать, отчаянно кричал. Рассмотрим чуть детальнее несколько его текстов, как бы объединенных общей тематикой.

В своих статьях классик часто размышлял о причинах и последствиях культурного упадка среди новых поколений и в частности о судьбе русской литературы в двадцать первом веке. Так, в публикации под названием «Пора задуматься!» он писал: «Все заметнее и заметнее, что художественная литература оттеснилась в угол как что-то лишнее, без чего можно жить даже в так называемом культурном мире, а вместо Пушкина, Тургенева, Бунина, Чехова, Шолохова, Шукшина, Белова и Распутина проще, если уж на то пошло, захватить в сумку с продуктами Маринину, Донцову или какую-нибудь Дашкову и заглянуть в текст после разгадывания сканворда» [1].

В своих предположениях Виктор Иванович, думается, прав. Несмотря на то, что дети до сих пор проходят в школах Пушкина, Чехова и прочих классиков, когда они заканчивают учебные заведения настоящая литература будто бы пропадает из их поля зрения. А на смену ей приходит всякий, так называемый, «Pulp fiction» (вроде книг Донцовой, о которых пишет и сам Лихоносов) либо, что еще хуже, всякого рода учебники по достижению успеха.

На этом фоне настоящие писатели, по мнению публициста, перестают ощущать себя нужными. Но ведь и правда, как чувствовать себя нужным, если даже власть и элита общества, которая вроде бы несет просвещение в массы, попросту забывают отметить твой юбилей, не занимаются издательством твоих книг. Чтобы не быть голословным, Лихоносов приводит конкретные примеры: «Ни разу не отметили дату Г.А. Федосеева. Исполнялось ему 100 лет. На Дальнем Востоке, в Новосибирске, напомнили обществу, на его родине – на Кубани – упустили из виду. Его следопытские книги «Злой дух Ямбуя», «Мы идем по Восточному Саяну», «Смерть меня подождет», «Пашка из Медвежьего лога» и др. выпускались в советские годы миллионными тиражами в разных издательствах страны и за рубежом (в Европе, в Америке, в Канаде). Он родом из станицы Кардоникской. После его смерти в 1968 году на Кубани его книги не переиздавались» [1].

И еще один: «Печально думать, но никуда от этого не денешься: ныне здравствующий 91-летний фронтовик, известный наш писатель Л. М. Пасенюк четверть века издавал свои книги за... собственный счет! Тиражом 300, 500 экземпляров. И никому из тех, кто официально славил патриотизм и „родную культуру”, не было стыдно» [1].

Чего уж тут говорить, Лихоносов и сам стал жертвой подобного безразличия. Несмотря на то, что книги классика переиздавались, а фамилия была на слуху, смерть его встретили достаточно прохладно, на что обращали внимание в том числе и студенты КубГУ на Селезневской конференции в 2021 году.

Проблема важности, добросовестности и актуальности писательского ремесла – еще одна сквозная тема, которую нередко можно встретить в публицистике Виктора Ивановича. Например, его текст «А все-таки жаль…» целиком и полностью посвящен судьбе Союза писателей России: «Нужен ли Союз писателей на земле или лучше перекочевать всем на небеса, в Интернет?» – задается вопросом публицист.

В наши дни ответ на этот вопрос уже не так однозначен, ведь в писательские организации все чаще берут не за талант и хорошие произведения. Лихоносов писал: «Раньше в Союз писателей принимали не одним махом, не по звонку в Москву и не за то, что кто-то „со связями” добыл спонсорскую помощь. Бесконтрольный набор в члены Союза обесценил статус этой организации, превратил ее разумную закрытость в „проходной двор”» [2].

Чтобы лишний раз образумить своего читателя и указать ему на достаточно очевидный культурный упадок, публицист вновь приводил пример из жизни: «Так мы жили. Тиражи книг – сотни тысяч, миллионы (в „Роман-газете”) экземпляров. А сейчас я сам продаю свою книгу. Тираж 3000. Пишу главам районных администраций, в отделы культуры. На казаков не надеюсь. А написал-то я о священных углах Русской земли и о других святынях – „Тут и поклонился” называется. И мне не 30 лет (когда вышла моя первая книга в Москве и в Новосибирске – тиражом 50 000 и 30 000 экз.), а 80. Так мы живем теперь» [2].

А ведь, между тем, книги – незаменимые и сакральные источники человеческих знаний. Совсем неголословно именовать библиотеки – самыми драгоценными храмами культуры, хранящими в своих стенах бесценный опыт, который столетиями по крупицам созидался людьми. Именно так относился к ним Виктор Иванович. В работе «Поклон читальному залу» он рассказывал о том, какое важное место в его жизни занимает библиотека: «Раз в неделю я хожу заниматься в Пушкинскую библиотеку» [3]. Даже из названия текста можно понять насколько русский писатель ценил этот кладезь. Погружаясь в бесценные книги, автор не только «воскрешает» в своей памяти события прошлых лет, но и, вдохновляясь отсутствием городской суеты, царящей сосредоточенности, решает погрузить героя своей прозы в такую же среду, где он «будет уединяться и писать повестушку о молодости в маленьком городке» [3].  Вот какое созидающее свойство имеет читальный зал. Но что же теперь? На пути в библиотеку Лихоносов замечает, что молодое поколение сосредоточено на мобильных гаджетах. «Раньше пережидали скучный проезд с книжкой в руке» [3], теперь же главным развлечением считается беззаботное времяпровождение в интернете. Чтение бумажных книг, а тем более посещение библиотек стало считаться старомодным и скучным.

Обо всех этих и многих других больных ранах России говорил В. И. Лихоносов. Каждый день жизни он трудился на пользу своей родины и призывал нас, наконец, проснуться от многолетней культурной спячки, а не погружаться в нее все больше с головой. Читая тексты писателя понимаешь, что за так называемые демократические годы с нами произошло нечто неприятное и опасное, какое-то отступничество от нажитых культурных благ закралось в наш быт. Что мы имеем? Стремительно падающий интерес к классике, которая, вне сомнений, всегда была одной из основ системы ценностей русского народа, и минимальную поддержку писательского ремесла со стороны государства…

Остается надеяться на то, что совсем скоро нашу культуру ждет полное и глубокое консервативно-революционное обновление. Ведь, как известно, за падением всегда следует взлет. И сейчас он необходим.

Список использованных источников:

1. Лихоносов В. Пора задуматься! [Электронный ресурс]. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_1437.html

2. Лихоносов В. А все-таки жаль... [Электронный ресурс]. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_1567.html

3. Лихоносов В. Поклон читальному залу.  [Электронный ресурс]. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_2737.html

26.03.2022

Статьи по теме