Проза на сайте журнала «Родная Кубань»

На сайте журнала «Родная Кубань» присутствуют материалы разной направленности, как по жанру, так и по тематике. Об этом говорит рубрикация: литературоведение и критика, на перекрестке истории, на стыке жанров, проза, поэзия, публицистика и т.п. Примечательно, что работы и критические материалы о них таких выдающихся людей, как В.И.  Лихоносов и Ю.И. Селезнев, выделены в отдельные рубрики под называнием «Наследие В.И. Лихоносова» и «Творчество Ю.И. Селезнева».

В своем материале хочу обратить внимание на рубрику «проза» и разобрать несколько текстов, выделенных мною по причине схожести темы и идеи, а также приемов, использованных авторами при написании произведений. Хочется отметить, что авторы ниже разобранных мною текстов имеют разный жизненный опыт (иногда, положим, два сопоставимых автора имеют огромную разницу в возрасте). Все это приводит нас к цели моего материала – показать, что на сайте «Родной Кубани» публикуются материалы авторов, схожих лишь в мировоззрении и, допустим, сфере интересов. Иными словами, показать, если так можно выразиться, неподверженность возрастным предрассудкам редакторами журнала. И еще – отметить желание редакции дать дорогу молодым людям, пробующим себя в сфере писательства.

Одним из таких авторов стала Диана Дымченко с первым рассказом, публикованным в начале 2021 года, «Деревня». Название произведения относит нас к одной         из главных тем, поднимаемых в журнале. Нередко здесь можно встретить описание сельской, деревенской жизни с переживаниями и радостями обитателей. Почему же редакция обращается внимание читателей на эту тему? Дело в том, что издание пропагандирует традиционные ценности, а где, как не в деревне, можно прочувствовать тонкую нить сопричастности с традициями? Вернемся же к рассказу. В нем главная героиня как бы «по секрету» обходит любимые места в родной деревне. Они характеризуются через следующие образы: скамейка, похожая на «исхудалую дворнягу», лягушки, которые «животы рвут от смеха» над маленькой героиней, когда та перебирается по досточке на другую сторону прудика, раскошенная хата, которая как одеялом «укрывается зарослями молодого плюща и акациями», мраморные куры да цветастая кошка – обитатели дома старенькой бабушки. Увидев все это, героиня будто обновляется и с чувством выполненного долга возвращается домой. В конце рассказа автор словно открывает читателю свою тайну, изрекает правила, которым нужно непременно придерживаться: «сохранить в сердце прошедший день, не зачерстветь душой да провести жизнь в любимой деревне».

Для каждого деревня – свое. У Дымченко Дианы деревня – места, которые она хранит в памяти с самого детства, посещение которых дарит ей чувство обновления, счастья. Для главного героя рассказа Михаила Смирнова «Мозаика жизни» деревня – тоже места, наделенные духом времени, помогающие Акиму Фадееву вспомнить детство и родителей. Главный герой рассказа возвращается домой, в родную деревню, после длительного отъезда. Добираясь через все село до дома, он встречает на своем пути магазин, который, как он помнит, закрывается по утрам, когда продавщица уезжает за товаром, школу, рядом с которой снуют ребятишки, и многих местных, недоверчиво и любопытно поглядывающих на Акима. Самому герою «хотелось добраться до дома, а по дороге посмотреть на деревню, что с ней стало, а потом заглянуть в свою душу и подумать, как он будет здесь жить, да и будет ли».

И деревня, и он сам изменились за двадцать лет отсутствия Фадеева: теперь деревня разрослась и встала на ноги, а герой, наоборот, потерял внутренний стержень и ищет успокоения, пристанища для души. И находит. Встречает школьную подругу и ее отца, делится с ними бедами, что произошли с героем за двадцать-то лет, и находит сочувствие. А что же еще нужно человеку, не видящему человеческой ласки так долго, не помнящему, что такое свое, родное? И он принимает решение: не нужно скитаться по свету, чтобы успокоилась душа, ведь она всегда была здесь, в родной деревне, рядом с могилой родителей, старенькой, но устойчивой скамейкой, поставленной еще отцом.

Да, для кого-то деревня – греющие сердце места, но для кого-то это – люди. Как в рассказе Елены Лобановой «Все, что нужно». Героиня познакомилась с двумя пожилыми женщинами, обитательницами окраины, куда она и переехала. Совершенно разные, они дополняли друг друга и скрашивали главной героине жизнь в деревне. В рассказе нет описания местности: ни извилистых тропинок тебе, ни покосившихся берез. Только беседы да случаи из жизни. Но они – самое что ни на есть точное описание деревни, самое ценное, что вынесла из жизни в ней героиня.

Наталья с ее неисчерпаемым оптимизмом и любовью к котам становится верной подругой главной героине. Теть-Галя тоже. Втроем они дополняют друг друга. Наталья без устали рассказывает истории и, в общем, не дает унывать подругам, а теть-Галя остужает ее пыл порой меланхоличным настроением. Дело в том, что она одинока. Родственники приезжают, чтобы скинуть в ее хорошо обустроенный, с чудесными коврами дом ненужные вещи. Ее отрада, кот Рыжа, и тот умирает: то ли отравили, то ли свое отжил.

Одиночество среди людей присуще городской теме, а одиночество в деревне – оно-то совсем другое, тоскливое, с протяжными вдохами и выдохами, с грустной улыбкой. Именно таким одиночеством − совершенно деревенским − страдает старуха Макелиха из рассказа Михаила Смирнова «У каждого своя Голгофа».

«Бабка Дарья взглянула на ходики и неслышно сползла с кровати. Приоткрыла дверь на веранду, которую ещё в молодости пристроил Федька к бараку, где они стали жить после свадьбы. Эти бараки стояли на окраине города. Рядом шоссейка, за ней огромный луг, а в сторону взять, там депо было, где Фёдор работал, пока ему ноги не отрезало. Старая Макелиха оглянулась и прошла в дальний закуток. Там стояли вёдра с водой. Здесь она стирала, тут же умывалась. Своей бани не было, а в городскую не набегаешься — далеко и народищу уйма. Вот и приспособилась на веранде устраивать постирушки. <…> Огляделась в закутке. Сняла рубаху, передёрнула худыми плечами и сразу мурашки появились. Зябко в пристройке. Не стала носить воду на кухоньку и греть её, а сразу ополоснулась холодной, что с вечера заготовила, аж дух занялся. Посмотрелась в тусклое засиженное мухами небольшое зеркало, висевшее на стене. Тёмное лицо в глубоких морщинах. <…> Промеж вислых плоских грудей вился чёрный шнурок с простеньким крестиком. Крестик есть, а молиться не научилась».

Так и живет старуха: встает рано, «управляется» по хозяйству и рано ложится. Бывает, приезжает сын, но тут же уезжает – у него семья, работа, полная забот городская жизнь («А Витяйка собрался и уехал, наверное дома заждались, как он сказал, а бабка Дарья долго стояла возле барака и глядела ему вслед, но сын торопился, ни разу не обернулся»). Автор рассказывает о жизненном пути Дарьи, об умершем муже, который колотил ее при жизни. И все бы ничего, да только и после смерти муж приходит к Макелихе и зовет к себе. Так старуха и умирает, тщательно готовится, стирает одежду, чтоб не было стыдно перед соседями, ложится, укрывается и отправляется туда, где ей не будет так одиноко. Да, она прожила в деревне всю жизнь и до самого конца отказывалась ехать в город, сколько бы ни предлагал сын. Макелиха знает – ее дом здесь, в деревне, там, где жила с мужем, воспитывала сыновей и в итоге осталась совсем одна.

Так тема деревни очень выделяется на фоне других, особенно это прослеживается в прозе, ведь где, как не там, можно раскрыть все детали, особенности негородской, неспешной и теплой, местами горестной и тоскливой сельской жизни. Конечно, эта тема поднимается и в публицистике, у таких выдающихся критиков, как Селезнев, Кожинов, Лобанов и др., но, опять же, детали. Они-то все и меняют. Обшарпанная аптека в «Деревне», старая скамейка в «Мозаике жизни», обвешанный коврами зал во «Все, что нужно», неприметная иконка в «У каждого своя Голгофа»… Проза рисует яркую картину, а проза в «Родной Кубани» − целая картинная галерея. Здесь все дышит красками, хочется созерцать, не отрываясь.

Список использованных источников: 

1. Диана Дымченко «Деревня» / Диана Дымченко // Родная Кубань: [сайт]. – 2021. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/proza/proza_7527.html

2. Михаил Смирнов «Мозаика жизни» / Михаил Смирнов // Родная Кубань: [сайт]. – 2021. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/proza/proza_7667.html

3. Елена Лобанова «Все, что нужно» / Елена Лобанова // Родная Кубань: [сайт]. – 2021. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/proza/proza_8587.html

4. Михаил Смирнов «У каждого своя Голгофа» / Михаил Смирнов // Родная Кубань: [сайт]. – 2021. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/proza/proza_8937.html 

09.07.2021