Книга «4 выстрела» как квинтэссенция выражения критического «я» Андрея Рудалева

Мария Пономаренко

Андрей Рудалев известен своими критическими статьями, размышлениями о литературном процессе и «новом» времени в литературе. Он – настоящий критик молодой прозы и «нового» реализма, а еще автор публикаций в«Учительской газете» и на новостном ресурсе russian.rt.com. Его называют главным путеводителем по творчеству тех, кого еще недавно, в середине нулевых, называли тридцатилетними, кому сейчас уже за сорок.

В 2018 году выходит первая книга литературного критика, которая посвящена творчеству Романа Сенчина, Сергея Шаргунова, Захара Прилепина, Германа Садулаева. Как говорит сам А. Рудалев, этих писателей считают лидерами новой русской литературы, возвращающими ее от пустой игры слов и самокопания к изображению реальных людей и событий. В то же время многим читателям незнакомы перипетии их жизненного и творческого пути, причины, побудившие их включиться в движение «нового реализма», их отношение к острым политическим проблемам современности – об этом и пишет критик в своей книге. Сам критик утверждает, что в его книге отражен опыт прочтения писателей его времени. Он показывает, что литература настоящего времени, отраженная в творчестве этих писателей, ничуть не хуже того же Серебряного века.

Стоит отметить тот факт, что идея создания книги «4 выстрела» была предложена Андрею Рудалеву Захаром Прилепиным. Он предложил критику написать книгу по аналогии с книгой Рюрика Ивнева «Четыре выстрела», в которой рассказывается о друзьях Ивнева: Есенине, Кусикове, Мариенгофе, Шершеневиче.

Андрей Рудалев долго сомневался в том, что готов к написанию книги, большого произведения. В своем интервью, которое он дал еженедельнику«Литературная Россия» в 2015 году, критик говорил, что «писать в стол» для него непривычно. Обычно вечером он отправляет статью, а утром уже видит результат.

Работу над книгой Рудалев начал летом 2015 года. Как он сам говорил, к делу подошел ответственно, с пониманием того, что эта работа будет не только о четырех писателях, но и обо всем времени, поколении, которое вошло в литературу в начале нового века нового тысячелетия.

В книге «4 выстрела» мы видим не только творческий мир авторов, мы видим их отношение к жизни, к политическим процессам, происходящим в стране. Каждая глава книги посвящена отдельному имени, и переплетена с другой через сравнения и метафоры.

Первая глава книги посвящена жизни и творчеству Романа Сенчина. Андрей Рудалев отмечает, что Сенчин часто сравнивает себя с Обломовым. Как пишет критик, Сенчин внутренне доведен до отчаяния, поэтому часто впадает в обломовщину. Рудалев детально анализирует политическую позицию Сенчина, стоящего особняком от Прилепина, Шаргунова, Садулаева. Отношение к Майдану у Сенчина, по словам автора книги, менее однозначное, ведь писатель продолжает считать его революцией, которую делали вместе анархисты, националисты, либералы и социалисты. Для Сенчина майдан в первую очередь искренняя низовая энергия масс, профанированная манипуляторами.

По мнению критика, позиция Сенчина – результат кристаллизации собственной, незаимствованной позиции. Тем более что он «летовской» (от фамилии Е. Летова) закалки, о чем и сам не раз говорил. Интересный факт: оказывается, Сенчин хотел когда-то стать историком. И в каком-то смысле им стал, утверждает А. Рудалев. Сенчин своего рода подвижник, совершающий иррациональные поступки, расходящиеся с общепринятыми стереотипами.

Вторая глава посвящена Сергею Шаргунову. В этой главе критик сравнивает Шаргунова с Маяковским: «Он призывает и слышит музыку революции нового времени, ищет новый стиль». Андрей Рудалев отмечает, что писатель сам размышляет о литературном процессе, утверждая, что в литературу, точнее в произведения, нужно вкладывать только то, что очень хорошо знаешь, либо то, чего не знает никто.

Другая важнейшая черта Шаргунова в том, что писатель «любит метафизику, прислушивается к её потокам, он везде видит проявления мира иного, определённые сигналы, в которые нужно уметь вчитываться, чтобы понять их провиденциальный смысл... Авторское “я” – это не зацикленность на себе, не карикатурный нарциссизм, а средство познания внутренней физики через себя...»

Третья глава книги посвящена Захару Прилепину и его «светоносности». Андрей Рудалев не скрывает своей приязни к писателю и  отмечает, что каждая фраза, каждое – резкое и точное. Прилепин назван в книге настоящим мужчиной, деятелем и мыслителем.

Рудалев защищает Захара от нападок читателей, которые воспринимают его творчество «на уровне субъективных ощущений “рожа мне твоя не нравится, пацан”». «Всё это малопродуктивно», – говорит Андрей и тут же приводит свои собственные ощущения в доказательство, что Захар гениален: «…после каждого рассказа как после бешеного спуска с крутого склона, сердце безумно колотится, и по инерции хочется кубарем двигаться куда-то еще, дальше, носиться в безумном вихре. А потом закричать, визжать от восторга, кататься по траве и пробовать ее на вкус. Я не знаю, что это. Энергия, напор, мощная витальная сила, страстность, безудержная любовь и зубодробительная жесткость, идущая от лидера-оратора?.. Сложно сказать».

В этой главе Андрей Рудалев разбирает произведения писателя, говоря о его мастерстве и точности, о тонких сюжетных линиях и полноте образов героев.

Последняя глава книги отведена писателю Герману Садулаеву. Андрей Рудалев отмечает уникальность Садулаева-творца: «Герман – воплощенная совесть, мудрость, честность, сила. Именно такой человек может и должен стать ходатаем за людей. Это большое счастье иметь такого представителя во власти, как Герман Садулаев».

За книгу «4 выстрела» Андрей Рудалев получил Всероссийскую литературную премию «Чистая книга» имени Федора Абрамова, в номинации «Литературная критика».

Книга Андрея Рудалева «4 выстрела» не просто о новых людях в литературе, она о людях, которые, как представляется автору, продолжают многовековую отечественную культурную традицию.

В своей книге Андрей Рудалев размышляет о классике и новом времени, новой литературе. Он пишет о том, что писатели нового времени, которые пришли в нулевые годы, отображают историю, которую потом будут изучать. Именно их литература, их произведения достойны нашей культуры, нашей литературы. А уровень их творчества и их произведений – это уже классика, которая со временем будет стоять в одном ряду с великими писателями.

28.01.2021

Статьи по теме