Кто убил Лилю Брик?

Евгений Кривобоков

 4. «МОЕЙ БЛАГОСКЛОННОСТИ ДОБИВАЮТСЯ ДЕСЯТКА ДВА ЧЛЕНОВ ЦК КПСС»

«Голубая тема» с разными «вариациями» в жизни Лили Юрьевны продолжалась до самой кончины «музы русского авангарда». Часть своей жизни она посвятила освобождению из тюрьмы режиссёра Сергея Параджанова, которого 17 декабря 1973 года арестовали, и, обвинив в мужеложстве с применением насилия по ст. 122, ч. 1, 2 УК Украинской ССР, а также в распространении порнографии (ст. 211), посадили на пять лет.

Обращает на себя внимание, что в книге М.П. Загребельного «Сергей Параджанов»[39] о сексуальной ориентации великого режиссёра не сказано ни слова. Напротив, он охарактеризован, как заботливый муж и отец, хотя и не без странностей. Но эти странности никоим образом не распространялись на семью.

К примеру, он мог, входя в кафе, громко произнести: «Расступись, идет украинский буржуазный националист Параджанов!» Народ шарахался.

Или, когда фильм С.Параджанова «Тени забытых предков» в 1965 году отправился на кинофестиваль в Аргентину, при оформлении документов его угораздило пошутить, мол, мне заказывайте билет в одну сторону. Об этом сообщили в «органы», и… в Аргентину поехали исполнители главных ролей Лариса Кадочникова и Иван Миколайчук.

А вот текст его телеграммы председателю Совета Министров СССР А.Н.Косыгину: «Москва. Кремль. Косыгину. Поскольку я являюсь единственным безработным кинорежиссёром в Советском Союзе, убедительно прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу. Возможно я стану родоначальником иранского кино. Параджанов».

Несколько иначе охарактеризовал С.Параджанова Юрий Карабчиевский в книге «Воскресение Маяковского»[40]. Не называя имени, ограничившись намёком, что это был «известный кинорежиссёр», человек оригинальный и одаренный, Ю.Карабчиевский утверждает, что режиссёр сошёлся с ЛЮ на «эстетской, почти бескорыстной любви к драгоценностям, на умении увидеть прекрасную вещь и безошибочно оценить ее стоимость». Далее говорится, что С.Параджанов «искренне восхищался удивительной женщиной, он попросту был от нее в восторге, но, конечно, полной взаимностью ей отвечать не мог, тем более что к этому времени женщины - не только старые, но и молодые - вообще перестали его интересовать…»

Станислав Куняев в цикле очерков о судьбах русских поэтов, объединённых под названием «Любовь, исполненная зла…» более откровенен. «То, что мы сравниваем две судьбы — одну творческую, а другую нетворческую, большого значения не имеет, потому что «женщина-миф», не писавшая стихов и поэм, по праву могла считать своими стихами, поэмами и даже книгами свой «донжуанский» список имён и фамилий… У неё было своё — весьма значительное — «собрание сочинений». Вот только последняя глава из этого собрания получилась неудачной. А как иначе можно сказать о попытке романа с мужчиной «нетрадиционной ориентации»? Принимать всерьёз эту отчаянную попытку глупо, а смеяться над вспышкой страсти (пускай неестественной) — жестоко. Но, видимо, Высшим силам виднее, и они лучше нас знают, в какой валюте и сколько нужно детям человеческим платить на излёте жизни за свои грехи».

Наконец, украинский журналист Анатолий Шарий на одном из сайтов[41] без обиняков заявил, что «Параджанов – обыкновенный бездарный педераст». Журналист отверг версию, возникшую тогда, когда С.Параджанова арестовали и вновь «ожившую» в последнее время, что он пострадал за «протест против массовых политических арестов в Украине». Политического в истории ареста и осуждения режиссёра, как утверждает А.Шарий, не более пяти процентов, и то из-за уже упоминавшейся странности выдавать желаемое за действительное применительно к своей особе. Режиссера арестовали после его интервью датской газете, в котором «бородатый гений» заявил журналистам, что «его благосклонности добивались десятка два членов ЦК КПСС». Конечно, такое интервью не могло остаться незамеченным КГБ, тем более, что его растиражировали многие мировые информационные агентства. Киевским КГБистам не надо было даже особо напрягаться в поиске компромата, материалов хватало, чтобы убедиться: С.Параджанов – гомосексуалист не просто явный, а гомосексуалист, кичащийся своей ориентацией. Причём, впервые «гения» посадили за мужеложство еще в… 1948 году! Тогда он сношался с тбилисским сотрудником госбезопасности, майором КГБ Николаем Микава. Не будем приводить здесь доказательства А.Шария о бесталанности С.Параджанова, пусть это делают специалисты. Главная тема в контексте повествования – дружба режиссёра с Лилей Брик.

Дотошно изучила «посадку» С.Параджанова украинская журналистка Любовь Хазан по открытым в последнее время материалам архива КГБ УССР. В еженедельнике «Бульвар Гордона» (Киев) с интервалом в три года опубликованы две её статьи, заголовки которых перекликаются с названием самого известного фильма режиссёра: «Тени незабытых предков»[42] и «Тень незабытого предка»[43]. Л.Хазан подводит читателей к выводу, что «тянуть срок» С.Параджанов отправился, всё-таки, за свой длинный язык, который он неосмотрительно распустил, унижая КПСС, во время интервью журналисту датской газеты. Поскольку  рассмотрение в суде истинности заявления С.Параджанова о том, что «его благосклонности добивались десятка два членов ЦК КПСС», выглядело бы ещё более смехотворным, чем само заявление, наказать нечестивца решили по «голубой статье» УК УССР, зная, что гомосексуалисты занимают самую низшую ступень в тюремно-лагерной иерархии. 

На предварительном следствии дополнительно прорабатывалась версия о «несметных богатствах» С.Параджанова, доставшихся ему в наследство от отца, известного тбилисского антиквара. Безудержное хвастовство режиссёра и здесь сыграло с ним злую шутку – припрятанный в тбилисской квартире антиквариат был, но без бриллиантов, которыми, вроде бы, интересовалась Галина Леонидовна Брежнева. Л.Хазан пишет, что «Параджанов влюблялся в антикварные, подержанные, затертые, покрытые вековой патиной вещи так, будто у них была душа». Можно смело утверждать, что это качество характера передалось ему генетически и было закреплено родителями в процессе воспитания ребёнка. Причём, как пишет та же Л.Хазан, цена вещи определялась «не рынком, а эстетическим восторгом». Следователи тонко использовали эту особенность характера С.Параджанова, и он, следуя мудрости, что «из двух зол выбирают меньшее» (тем более, что бриллиантами и «не пахло»), доверчиво откликался на все их уловки, предполагая, что этим облегчит свою участь. В письме на имя генерального прокурора УССР (Л.Хазан полагает, что письмо написано с подсказки следователя), он излагает надежду о пресечении меры наказания и прекращении следствия в связи с полным принятием им обвинения. Не тут-то было, все признания, которых добился следователь по особо важным делам Прокуратуры УССР Евгений Макашов, стали отягчающими обстоятельствами в поддержку обвинения. С.Параджанову дали пять лет. Много позже, когда после отсидки Параджанов пришел в себя, он назвал следователя своей «смертью».

[39] М. Загребельный - Сергей Параджанов. Жанр: Биографии и Мемуары издательство Литагент «Фолио», год 2004 (https://biography.wikireading.ru/270823)

[40] https://profilib.net/chtenie/65560/yuriy-karabchievskiy-voskresenie-mayakovskogo.php

[41] https://durdom.in.ua/ru/main/article/article_id/4028.phtml

[42] Хазан Л. «Тени незабытых предков». - «Бульвар Гордона», № 51 (295), 21 Декабря, 2010; http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s51_64358/6587.html

[43] Хазан Л. «Тень незабытого предка». - «Бульвар Гордона», № 51 (451)

17 Декабря, 2013; http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s51_66467/8419.html

18.01.2021